Вопрос 3. Примеры технологий воспитания.
А). ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ (различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей», «Звёздный час», КВН, и пр.). Что общего у всех подобных дел-мероприятий ?
Три обязательных признака (общие особенности): 1)-деление участников на: выступающих («сцена») и зрителей («зал»); 2)-соревновательность на сцене; 3)-заготовленный организаторами сценарий (т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); - всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу).
ЦЕЛИ (они же- результаты): - для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах; - для «сцены»- опыт индивидуальной и коллективной публичной соревновательности
ЭФФЕКТЫ (непланируемые результаты): Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно.
Общая структура (схема) шоу включает три блока:
*подготовка, *реализация, *анализ итогов.
1.Подготовка: -решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят; -планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу.
2.Реализация: т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов.
3.Анализ итогов. Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются.
Собственно технология:
Исходное условие: наличие организатора(ов). Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят. Задачи группы организаторов: - *разработка или поиск сценария шоу; - *подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи; - *распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая).
Подготовка.
1. «Сцена»:учесть -*принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.); - *сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо); - *помощь (текущая) в подготовке участникам или командам.
2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром).
3. «Зал»: учесть-- *решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно), - *структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд), -* настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия), -* роль «зала» в шоу, задания, участие.
4. Оценивание :учесть-* что и как оценивается (критерии), -*кто и когда (жюри, зал, ведущий…), - *техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…), - *способы, формы предъявления оценок, - *награждение.
5. Оформление:- что: сцена, зал, место жюри, вход в зал… - зачем: создать настроение на шоу, - как и кто.
6. Другие мелочи.
Основные механизмы успешности шоу: *эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация.
Эмоциональное заражение усиливают: - особенности внешности, поведения, речи ведущих,- важна акустика, аппаратура, расположение мест, - ведущие должны быть хорошо видны и слышны, - использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды.
Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр.
Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).
Реализация. Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал.
Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила.
Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья. Участники должны быть хорошо видны зрителям. Участники должны знать правила поведения на сцене. Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка.
Финал: кроме итогов и награждения, нужно: а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»; б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.
Результаты. Анализ. (хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр. С организаторами - анализ итогов с точки зрения решения задач и реализации задуманного.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 2058;