Человек в нигилизме
Нигилизм стоит на позициях отрицания завершенности и самодостаточности современного человека. Существуют две разновидности нигилизма: анархический и ницшеанский или прогрессистский.
Характеристики анархического нигилизма русской интеллигенции раскрыты С. Франком в работе «Этика нигилизма». Франк пишет: «Если можно было бы одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, нужно было бы назвать его морализмом»[116]. «Нигилистический морализм есть основная и глубочайшая черта духовной физиономии русского интеллигента: из отрицания объективных ценностей вытекает обожествление субъективных интересов ближнего («народа»), отсюда следует признание, что высшая и единственная задача человека есть служение народу, и отсюда, в свою очередь, следует аскетическая ненависть ко всему, что препятствует или даже только не содействует осуществлению этой задачи. Жизнь не имеет никакого объективного, внутреннего смысла; единственное благо в ней есть материальная обеспеченность, удовлетворение субъективных потребностей… ибо нигилизм и есть отрицание принципиальных оценок, объективного различия между добром и злом – жесточайшая добросовестность в соблюдении эмпирических принципов»[117].
Классическим вариантом нигилизма является ницшеанский нигилизм. В то время, как во многих источниках написано, что человек – венец эволюции, Ф. Ницше не считает человека конечным этапом эволюции. Он полагает, что возможно более высокое создание. Устами своего персонажа Заратустры, который в рамках арийской религии считается пророком, он описывает свое представление о мире. Ф. Ницше пишет: «Человек – это канат, натянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью. Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх. Величие человека в том, что он мост, а не цель; и любви в нем достойно лишь то, что он – переход и уничтожение. Я люблю того, кто не умеет жить иначе, кроме как во имя собственной гибели, ибо идет он по мосту»[118]. Согласно ницшеанскому нигилизму, в человеке надо любить не то, что у него общее с животным, а его неповторимость, то есть то, что исчезнет. Человек – лишь временное промежуточное звено, которое скоро исчезнет.
Знаменитый русский писатель, ницшеанец М. Горький устами Сатина говорит: «Человек – это звучит гордо». Для Ницше также имя человека звучит гордо. Для этого можно выделить несколько причин:
1. Человек – это закономерное звено между животным и Сверхчеловеком, без которого, соответственно, не может возникнуть Сверхчеловек. Таким образом, человек является необходимой ступенью развития.
2. Человек индивидуален и как родовое существо противостоит исчезновению, смерти. Ницше отмечает, что каждый из нас умрет, и род человека тоже исчезнет. Зная, что рано или поздно смерть наступит для всех, можно радоваться и печалиться. Но жизнь человека станет абсурдной, если за нее цепляться, поэтому лучший вариант – это пройти свой жизненный путь с гордо поднятой головой. Такое достойное проживание жизни, по Ницше, и есть наступление эпохи Сверхчеловека. Он пишет: «Сверхчеловек уже пришел, – он в каждом из нас в той мере, в какой он поступает достойно, гордо»[119].
Человек – создатель Сверхчеловека. Бог умер, не сумев создать ничего, кроме слабого, беспомощного человека. Бог умер – и правильно сделал. Каждый должен освоить это нелегкое искусство: вовремя уйти. «А если бы он дожил бы до моих лет, он отказался бы от своих идей»[120]. Исходя из христианства, человек был создан по образу и подобию Бога. Получается, что всемогущий Бог смог создать только свою жалкую копию. Но, по Ницше, этот слабый, беспомощный человек может пойти дальше Бога. Он сможет создать существо более могучее, чем сам человек. Поэтому, Человек – это действительно звучит гордо, поскольку в творческом плане он значительно выше Бога.
В рамках нигилизма формируется особое понимание гуманизма. Ницше противостоит христианству и его морали. В частности, он не согласен с положением христианской этики, которое гласит: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». В своей притче «Укус змеи» Ницше подчеркивает: «Мораль притчи моей безнравственна»[121], т.е. он не выступает против морали вообще, а выступает против назидательной нравственности. Он пишет, что если есть враг у вас, то не воздавайте ему за зло добром, ибо это унизит его. Самое худшее для вашего врага – это игнорировать его, тем самым считать его ничем. Напротив, убедите врага в том, что он сделал вам добро. Почему он сделал добро? Потому что враг, нанеся удар и оставляя вас в живых, научил вас жить. То, что не убивает – делает нас сильнее. Враг, нанесший удар, показал вам, каких ошибок не следует совершать, потому как другой враг за эту ошибку может наказать вас более жестоко.
Ницше выступает против морализаторства и назидательства. «Лучше разгневаться, чем пристыдить, а маленькая месть человечнее ее отсутствия». Наказание за поступок есть честь и право преступника, так как каждым своим поступком человек бросает вызов всему обществу, и он имеет право получить награду, ответ – пусть даже в виде наказания. Сила этого ответа является оценкой мощи действий данного человека. Однако нельзя бороться со слабым, беззащитным человеком – отшельником, поскольку эта борьба унижает обоих врагов. Унижение Ницше считает самым жестоким действием. «Лучше убить отшельника, чем унизить его», – говорит Ницше. И здесь мы видим аналогию со словами А. Дюма-младшего: «Лучше убить короля, чем ударить его».
Таким образом, Ф. Ницше пытается создать новую мораль, мораль человека-победителя, гордого человека. Христианскую мораль он обвиняет в антигуманности и слабости. Он считает, что христианская мораль призывает равняться не на сильных, а на самых слабых людей. Эта мораль не верит в человека, не верит, что каждый может стать сильным. Ницше пытается набросать основные характеристики нового человека:
1) великодушие;
2) независимость; здесь речь идет не о свободе, а о независимости. Ницше выступает противником свободы: «Свобода, – говорит он, – лишь фиговый листок, которым люди прикрывают свое стремление к власти»;
3) отсутствие унижения;
4) этот человек мыслит не разумом, а интуитивно;
5) он ничего не просит, а сам всего достигает. И здесь интересно вспомнить произведение М. Булгакова «Никогда ни о чем не просите, особенно тех, кто сильнее вас. Сами все предложат, сами все дадут», – именно так говорил Воланд из романа «Мастер и Маргарита». Как известно, в этом произведении он олицетворяет образ Сатаны. Если данное положение сравнить с христианским «просите и воздастся», то сразу можно понять, что в ницшеанстве мы видим следующее: «Не просите и получите то, чего вы достойны». Если же вы это не получите, значит, вы его не достойны.
Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1428;