Социум, культура, власть
Таким образом, мы видим, что система власти, как и культура, существовала в обществе всегда, и благодаря наличию власти, регулирующей отношения между простыми людьми, как и культуры, воспроизводящей их общность, и возможно только существования социума. Культура, система власти и общество – эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Хотим мы или не хотим, нравиться нам это или нет, но человек в силу своей природы нуждается во внешнем упорядочивании своих связей с остальными людьми. Как уже отмечалось, человек, в силу наличия у него Эго, чувственно отделен от остальных людей. Для того чтобы уживаться с другими людьми и мочь вести совместную деятельность он нуждается во внешнем управлении. В человеке, по крайней мере, на современном этапе его развития, нет внутренних механизмов, которые регулировали бы его связи с другими людьми. И сами собой они не появятся.
Для того чтобы власть могла осуществлять свою деятельность (через органы управления) она должна быть легитимной, то есть соответствовать праву – совокупности юридических норм и правил, признанных в обществе. Если такие нормы не признаны в обществе, а навязаны извне, то такая общественная система является неустойчивой, и рано или поздно она прекратит свое существование.
Власть иррациональна по своей сути. Для устойчивого своего функционирования она, помимо своей легитимности, должна опираться на трансцендентные представления человека. Властители – это люди, которые осуществляют посредничество между обычными людьми и этим трансцендентным началом. На разных этапах развития это посредничество принимало разные формы. У народов крайнего севера шаман – прямой посредник между племенем и природными духами, в Древнем Египте жрец – посредник между простыми людьми и богами. Царь в православной России – это помазанник Божий, через него на народ идет Божие благоволение. Впоследствии это прямое посредничество трансформировалось в провозглашение гуманистических принципов как нормы жизни и выбора менеджера для следования этим принципам при президентской форме правления. Везде мы видим наличие какого-то высшего начала, авторитета. Шаман отличается от остальных людей тем, что в отличие от них способен общаться с духами. Царь отличается от своих подданных тем, что принадлежит к роду, который был в свое время рукоположен на царствие. Президент является гарантом соблюдения некоего принципа, его власть освящена следованием этому принципу. Все это неслучайно. Власть обязательно опирается на какой-либо сверхчеловеческий авторитет (Бог, принцип). Конкретный правитель (шаман, царь, президент) может быть заменен, но власть как система при этом продолжает функционировать. Воспроизводство власти происходит непрерывно, независимо от смены ее носителей. «Король умер. Да здравствует король!». Если власть теряет свой трансцендентный авторитет, то происходит смена общественной формации. Так произошло в царской России в XX веке.. В том, что в России произошла в революция, была виновата не личная слабость Николая Второго, а то, что под влиянием демократических идей Запада, преломившихся в Российской среде весьма специфическим образом, власть потеряла свой сакральный (священный) авторитет среди простого народа.. Пожалуй, прав был и Ницше, который утверждал, что христианство некогда «заразило своим нищенским духом» могучий Рим, в результате великий Рим пал. Но пал он не из-за зловредности первых христиан, а потому, что властители Рима перестали быть освящены миссией трансцендентного посредничества. Новые боги утвердились в умах людей. Вся история создания государств Европы со времен империи франков – это история утверждения христианства. В XVI веке в Европе произошла реформация. XVI век положил начало крушению феодального строя. В России реформам Петра предшествовала реформа Никона…
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 620;