Нравственность и мораль
Когда я говорил о свободе выбора для человека, я отмечал, что наличие свободы выбора связано с ответственностью человека за свои поступки. А вопрос об ответственности упирается в понятие нравственности. Человек окрашивает свои поступки в нравственные тона. Благодаря сознанию вообще и абстрактному мышлению в частности, человек строит для себя некую идеальную картину мира, то, что он представляет как «должно быть», и сравнивает ее с условной реальной картиной мира, тем, что он видит «есть на самом деле» вокруг себя. Основой для этого процесса как раз и является наличие у человека нравственности, его индивидуальной системы представлений о добре и зле. Для простоты изложения, можно здесь принять, что для человека добром является то, что приближает мир к «идеальному» состоянию, а зло то, что отдаляет от него. Хотя это не вполне корректное рассмотрение. Тем не менее, в жизни человека нравственные представления имеют не меньшее значение, чем его физиологические потребности. Свою индивидуальную систему нравственных ценностей человек соотносит с системой ценностей, которые выработались в окружающем его обществе. Для комфортного существования человека важно чтобы эти системы ценностей не конфликтовали. Это является мощным механизмом его социальной идентификации. Общественно признанные представления о добре и зле составляют мораль. Мораль играет в жизни человеческого общества важнейшую роль. Собственно, она позволяет обществу функционировать не разрушаясь. Она упорядочивает общественные связи, она определяет, что дОлжно делать, а что нет, регулирует отношения между людьми в процессе их совместной жизни, она действует там, где не может действовать формальный закон. Закон предписывает какие-то конкретные действия и какую-то конкретную ответственность за те или иные проступки. Как правило, он говорит, что делать нельзя, запрещает делать те или иные поступки: хулиганство, воровство и т.д. Мораль предписывает совершать какие-то поступки, которые воспринимаются в общественном сознании как «хорошие», и ограничивает совершение каких-то «плохих» поступков. Нельзя судить человека по закону за то, что он испугался и не бросился на помощь утопающему (разумеется, если этот человек не является профессиональным спасателем, и спасение других людей вменяется ему в обязанность). Но дать моральную оценку такому неделанию поступка можно. Мораль заполняет собой правовое пространство, неопределенное законом и играет такую же как и он важную роль. То есть благодаря морали упорядочиваются общественные связи и регулируются отношения в человеческом социуме. В основе морали лежат религиозные (в широком смысле)представления человека, то есть трансцендентные знания об устройстве мира. В этом, кстати, проявляется значение для человека феномена веры, то есть устойчивых представлений о том, чего нельзя ни доказать ни опровергнуть при помощи получения точного знания. Нельзя выработать абстрактные, «универсальные» моральные принципы. Мораль современного общества европейского толка сформировалась под влиянием христианской религиозной традиции. Мораль обществ восточного типа существенно отличается от морали европейкой. В основе этого различия лежат как раз различия мировоззренческого плана, обусловленные историческим различием религиозных представлений.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 691;