Политические учения периода античности (Платон, Аристотель).
Человечество возникло примерно 35 тысяч лет назад, политическая сфера – значительно позднее, примерно 6 тысяч лет назад, с появлением первых государств в Древнем Египте, Древней Индии и в Древнем Китае.
Эта новая политическая жизнь стала отражаться в сознании людей в разных формах (мифы, вымыслы, заблуждения, философские и религиозные учения, политические учения – в разной степени включают в себя научные догадки, выводы и обобщения). К середине 19 века формируется научное отражение политики и появляется политология. Для понимания сути политики важно выяснить, как и почему зародились политические учения? Какие выводы и обобщения подготовили возникновение науки политологии.
Политическая жизнь в начале отражалась в форме мифов. В мифах говорилось о том, что сначала людьми управляли боги, которые потом людей управлять обществом и передали власть им.
Наиболее высокое развитие в древности получило государство Древней Греции. Государство здесь возникло позднее, в начале первого тысячелетия до н.э. Здесь развернулась острая борьба за власть. Сформировались разные власти и формы правления: демократическая в Афинах, олигархическая – в Фивах. Именно а древнегреческих городах-полисах зародилась политика, политическое управление, политическое искусство. При этом используются и другие понятия, которые применялись философией – религия и мораль.
Исходные понятия: СПРАВЕДЛИВОСТЬ-ВЛАСТЬ, ЛИЧНОСТЬ-СВОБОДА, ГОСУДАРСТВО-ПРАВО
В дальнейшем справедливость стала связываться со словом право, власть – со словом государство, личность – со свободой.
Одни мыслители считали справедливым социальное неравенство. Другие считали справедливым принцип: равному – равное. Другие каждому – равное.
При рассмотрении соотношения личности и свободы сложилось три концепции:
1. Государство полностью подчиняет личность.
2. Личность подчиняет государство.
3. Диалектическое взаимоотношение личности и государства.
4. Эти учения возникают вместе с теорией государства.
Объяснение политической жизни осуществляется с разных позиций:
1. С позиции господствующего класса:
1.С позиции рабовладельца (Платон, Аристотель).
2. С позиции феодалов (Фома Аквинский).
3. С позиции буржуазии (Макиавелли, Монтескье).
2. С позиции угнетённых классов:
1. С позиции народа (социалисты-утописты).
2. С позиции трудового фермерского движения (Томас Джефферсон).
3. С позиции рабочего класса (Марксизм).
Т.о., политическая жизнь в зависимости от конкретных обществ, политических условий и занимаемых мыслителем позиций, объяснялась в политических учениях по-разному.
Платон
Одним из выдающихся мыслителей был древнегреческий философ Платон (Пристокл - широкий), 423-347 до н.э.
Говоря о государстве, Платон отмечал: «Мы лепим государство не так, чтобы кое-кто в нём был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо всё в целом».
Именно одним из первых обработкой анализу таких важнейших явлений политики как государство, он впервые дал классификацию формированию государства, при этом 2 группы:
А) идеальное или приближённое к идеалу государство: такой формой является аристократия:
Внутри этой группы он выделял аристократическую республику и аристократическую монархию.
Б) Нисходящие формы государства:
Тимократия
Олигорхия
Демократия
Тирания
Худшая форма: аристократическая республика в которой власть принадлежит справедливо избранным мудрецам.
Тимократия – власть военных - государство чести и ценза.
Олигархия – власть немногих богатых правление осуществляется жёсткими методами, нарастающая беднота следовательно большинство протестов, народ восстает.
Демократия – власть неимущих, толпы, дикого зверя, так как эти люди не умеют управлять государством, нарастает анархия, отдельные люди захватывают власть,
Подавленное сопротивление неимущих.
Тирания – власть немногих, которая обеспечивает своё господство с помощью силы.
Худшие формы государства по Платону – являются результатом порчи и разлож. Аристократическую форму государства.
В своём учении об идеальном государстве Платон выступил против афинской Демократии.
Наряду с анализом Платон даёт общею характеристику:
1. гос власть принадлежит мудрецам, им доступно истинное знание, соответственно их власть абсолютна и безусловна.
2. рядовой гражданин не понимает из нутрии политики, т.е он должен полностью подчинятся государству.
3. устанавливается гос собственность на землю и дома
4. осуществляется регулирование гос знаниями не только общественными, но личной жизни
5. насажд. Едином и коллективном
6. устанавливается (для воинов) общность жён и детей
7. жёстко организованны общение
8. высшие классы, хотя права находятся у них то же ограничены в благах.
В таком государстве личность полностью подчиняется государству и высшей его целью является достижение общего блага.
Не так чтобы кое кто был счастлив, но так чтобы оно было счастливо всё в целом.
В более поздних работах Платон признал необходимость частной собственности и инд. Семьи.
Политика по Платону царское государство, которое требует знания и умение управлять людьми.
При этих данных не важно – правят они по закону или нет, т. о. в целом Платон объясняет политическую жизнь с позиции рабовладельческого класса.
Т.о. Платон объясняет политическую жизнь общества с позиции рабовладельцев.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 796;