Аристотель
Выдающимся мыслителем древности был древнегреческий философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Ученик Платона, он изучил конституции 158 городов-полисов, обобщил их устройства.
Для учения Аристотеля характерно то, что он считал рабство естественным и необходимым, потому что люди по своей природе не равны. Рабство необходимо для того, чтобы предоставить свободное время аристократам для искусства, науки, управления. Аристотель, в отличие от Платона, признаёт индивидуально ограниченную собственность. Это даёт определённую степень свободы и укрепляет государство.
Аристотель высказывал предположение о естественном происхождении государства. Он считал, что людям свойственно общение. Мужчина и женщина, общаясь, создают семью. Семьи, общаясь, создают поселение. Поселения создают город-полис, для управления которым нужна власть. Аристотель высказал догадку о классовой сущности государства. Это ни что иное, как отношения между бедными и богатыми.
Аристотель связывает государство и право. Право – это установленный порядок, справедливость. Он выделял два вида справедливости:
1. Уравновешивающая справедливость, применима в торговле при обмене.
2. Распределяющая справедливость, применима при управлении.
Аристотель выделяет разные формы государства по различными критериям:
1. По количеству властвующих.
2. По справедливости он выделяет правильные и неправильные формы государства. При правильных – правители стараются принести общее благо, при неправильных – только личное.
3. По степени влияния на власть бедных и богатых. Если власть принадлежит немногим богатым – это олигархия, если принадлежит большинству – это демократия.
Аристотель указывает причины смены форм государства – формы меняются с одной стороны при росте социального неравенства, с другой стороны – при уменьшении социального неравенства.
Аристотель, как и Платон, даёт характеристику идеального государства.
4. Политические учения эпохи зарождения и развития капитализма (Н. Макиавелли, Т. Джефферсон, Ш. Монтескье).
В эпоху феодализма полит идеи имели ряд общих черт:
1) доминирующими были религиозные идеи и взгляды, объясняющие всю общественную жизнь как реализацию божественного творения и воли
2) в учениях о государстве и праве широко использовались идеи древних мыслителей - Платона и Аристотеля
3) главными проблемами в полит учениях были вопросы соотношения светской и духовной власти и правомерности господства феодалов над крестьянами
В 16 веке в странах западной Европы начинается период разложения феодализма и формирование капитализма. Возникают новые общественные политические явления, а именно зарождается новый класс – буржуазия, имеющая свои потребности и интересы. На первый план выдвигаются естественные (материальные) интересы
людей в отличие от среднего века, где господствующими были религиозные интересы. Осознаётся тормозящая роль феодальной раздробленности. Формируется критическое отношение к догматам веры.
Это вызвало появление новых философских и политических учений и взглядов, способствующих разрушению феодализма и формированию капитализма. Например была выдвинута политическая идея создания светского государства единой централизованной власти для всей страны.
Выдающийся мыслитель эпохи формирования капитализма Н. Макиавелли (1469-1527), кот был полит деятелем, историком и поэтом 14 лет возглавлял коллегию иностранных и военных дел Флорентийской республики.
Макиавелли:
1) при создании полит учения опирался не на религию, а на реальные факты и данные истории
2) отличал определённое значение имущественных интересов людей, указывал на противоположность этих интересов народов и имущих классов
3) защищал идею централизации национального государства, выступая против всего, что разрушает и ослабляет его целостность, резко критиковал дворянство и церковь, препятствующих достижению этих целей
4) высказывался за создание светского национального государства
5) выделял 2 формы государства: монархию и республику, наилучшей считал республику, особенно такую, где власть осуществляли представители народа
6) впервые в полит мысли выделил полит деятельность наряду с экономической и духовной видами деятельности
7) разработал оригинальное учение, в котором излагаются основы науки и государственного управления. Управление должно строиться на следующих основах – умения различать естественные причины и закономерности развития общества, учёта сложившейся ситуации
8) оценка своих сил и возможностей
9) возможности для государственного деятеля ради всеобщего блага, пренебрегая нормами морали. Тот кто желает сохранить власть должен прибегнуть к злу
Главное внимание в своих учениях Макиавелли уделял идеальному правителю и технологии его властвования, при этом он показал что есть 2 способа социального бытия людей. Этническое и политическое.
У каждого из них есть собственные критерии добра и зла - у этнического бытия, вред и польза – у политического. Противоречие м/у этими формами бытия, которые обнаружил Макиавелли вызвали огромные интриги и споры. Эта часть учения получила название материализм.
Макиавелли обратил внимание на то , что по его мнению только безграничная и безусловная власть способна обеспечить могущество и порядок в стране. Он отражал полит жизнь с с позиции зарождающегося класса буржуазии.
Значительный вклад в развитие политической мысли внёс французский философ Шарль Монтескье (1689-1755). Он подробно анализировал формы государства в зависимости от количества правящих и природы правительства выделил 3 формы правильного и 1 неправильного государства:
Правильные:
1) демократия – власть принадлежит всей массе народа
2) аристократия – власть принадлежит ограниченному кругу лиц
3) монархия – правит одно лицо, которое опирается на законы и дворянство
Неправильная форма – деспотия. Каждая форма государства имеет свой жизненный принцип, приводящий государство в действие. При демократии это добродетель, любовь к общему благу. При аристократии умеренность, при монархии – честь, при деспотии – страх.
Монтескье показал зависимость законов от формы государства, считал, что одни законы нужны демократии и совсем другие при монархии и деспотии. В свои рассуждения о государственном устройстве он связывал с соображениями о сущности свободы. Главным средством обеспечения свободы считал законность. В свою очередь законность например при монархии можно обеспечить только путём разделения власти, поэтому он предложил разделить единую государственную власть на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти должны принадлежать разным людям и органам. Законодательная – народному собранию, исполнительная – монарху, судебная – суду присяжных. Обеспечение свободы не позволяет объединить 2 ветви власти, если объединяется законодательная и исполнительная власть, то исполнители не будут строго следовать законам. Если объединить исполнительную и судебную власть, то начнётся произвол.
В целом идеи Монтескье о разделении властей вызвали большой интерес у современников и в дальнейшем были положены в основу устройства всех демократических государств.
К этому же периоду относится деятельность американского политического мыслителя и деятеля Томаса Джеферсона (1743-1826). Сын провинциального плантатора поднялся до президента Америки, избирался дважды. Написал множество работ, в т.ч. декларацию независимости. По его проекту был построен и организован первый в мире светский университет. Он отстаивал идею о естественных правах человека не зависящих от государств, к которым относятся права на жизнь, свободу, частную собственность и на сопротивление угнетению. По его мнению, человек наделён этими правами с самого рождения. Развивал идею народного суверенитета и договорного происхождения государства. Отстаивал положения о том, что единственным источником власти является народ, который сам создаёт себе правительство для общей пользы. Высказал идею о том, что народ в праве менять, переизбирать своё правительство. В случае, если правительство начинает управлять в личных интересах и угнетает народ, то народ имеет право на революцию.
Джеферсон твёрдо придерживался республиканской формы организации государства. Защищал принцип правления большинства. Считал, что от народа всегда можно ждать несправедливости меньше, чем от правящей группы лиц и одного человека. В управлении страной должны участвовать все граждане, часть на федеральном уровне, часть на уровне штатов и на уровне местных общений. В целом он объясняет полит жизнь с позиции трудового фермерского крестьянства.
5. Общественно-политическая мысль в России. Ее особенности.
Политическая мысль в России формируется с появлением Древнерусского государства в 9-12 вв. первый трактат «Слово о законе и благодати» был написан киевским митрополитом Илларионом в 11в.
Дальнейшее развитие политическая мысль получила в трудах В. Мономах (конец 11 – начало 12 в.), Д.Заточника (конец 12-начало 13 в.) и др.
К 19 веку на западе буржуазные политические идеи получили большое развитие. В России формирование капитализма шло медленно, соответственно, не сформировалась сильной буржуазии и буржуазных политических идей.
Для политической мысли России этого периода характерен ряд особенностей:
1. Хотя и медленно, но развивалось своеобразие политической мысли в России;
2. В политическом мышлении россиян привносятся западные буржуазные идеи, опережающие российскую действительность;
3. Начиная с 30-40х гг. 19в. Развертывается борьба между славянофилами и западниками. Славянофилы считали, что Россия и запад – это два особых мира и их исторические пути различны. Это различие определяют два фактора: существование в России общины и православия.
В противоположность славянофилам, западники признавали основной движущей силой исторического процесса борьбу личности за свободу. В этом смысле Россия не отличается от запада. Они считали, что реформы Петра 1 открыли путь этому развитию. И с этих позиций критиковали крепостное право и пропагандировали либеральные взгляды.
В начале 19 в. в России все больше осознается необходимость проведения хотя бы умеренных буржуазных экономических и политических реформ. Это характерно для политических взглядов некоторых обуржуазившихся дворян (Мордвинов).
М.М.Сперанский (1772-1834) – сын бедного священника, окончил духовную семинарию и впоследствии работал в собственной канцелярии Александра 1. Он предложил провести некоторые реформы, чтобы создать условия для развития буржуазных отношений, но не затрагивающих устоев самодержавия и крепостничества. Отмечал, что неограниченная власть монарха, является основным недостатком управления в России, поэтому предложил введение в Россию доброй монархичной конституции. В соответствии с ней власть монарха должна быть разделена на законодательную и исполнительную власть. Планировал создание представительных органов власти. Главным звеном этой системы должна быть волостная дума. Волостная дума избирает волостное правление и депутатов окружной думы. Окружная дума избирает окружное правление и депутатов в губернскую думу. Соответственно, губернская дума избирает губернское правление и депутатов в Госдуму. Госдума только обсуждает законы, а утверждает их император. Между Госдумой и императором будет создан госсовет из лиц, назначаемых императором. В высшей судебной инстанции должен быть сенат. Политические права получат только собственники недвижимости. Сперанский считал невозможным дать политические права рабочим, ремесленникам и работным людям. В результате этих преобразований в России должны появиться 3 условия:
1. дворянство, имеющее гражданские, политические и особенные права;
2. среднее сословие, состоящее из мещан, купцов и др., имеющих недвижимость; они будут иметь гражданские и политические права;
3. рабочий народ будет иметь только гражданские права.
Он отмечал, что преобразование в России можно будет полнее обеспечить права подданных и активизировать формирование буржуазных отношений.
Н.М.Карамзин (1766-1826) – родился в семье помещика. Его политические взгляды изложены в «История государства России». Более подробно политические взгляды изложил в «Записке древней и новой истории, в её политических и гражданских отношениях». Эту записку в 1811г. он отправил на имя царя. Главной темой этой записки было исследование форм правления наиболее пригодных для России. Карамзин подверг резкой критике тиранию времен Ивана Грозного, что привело к оскудению жизни всех людей. Идеалом правления признавал монарха, опирался на законы и принимающий меры нравственному воспитанию к политическому просвещению народа. Много внимания уделял анализу работы государственного аппарата, от которого зависит деятельность государства. Изменение работы госаппарата видел не в создании новых учреждений, а в подготовке грамотных управленцев. Предпочтение отдавал нравственным качествам управленцев. Он также предлагал меры по облегчению положения крестьян, но не требовал отмены крепостного права. Идеи Карамзина по работе госаппарата произвели большое впечатление на Александра 1, так как требовали перестройки всего госаппарата. Именно поэтому его записка осталась неизвестна современникам.
Дальнейшее развитие политической мысли продолжили декабристы П.И.Пестель, Н.М.Муравьев и др. Они впервые в истории политической мысли России, выступили против самодержавия и крепостничества, стремились к улучшению положения народных масс, предложили план социальных и экономических политических преобразований России.
Пестель свои идеи изложил в работе «Русская правда», в частности:
1. Он предложил заменить монархический строй России республиканским, при котором на деле можно было бы осуществить народовластие и суверенитет;
2. Обосновал положение о насильственном свержении монархической власти, путем военного заговора, так как царизм свою власть без сопротивления никогда не отдаст;
3. Считал основной целью гражданского общества благоденствие всего общества и каждого человека в отдельности;
4. Признавал частную и общественную собственность на землю; предлагал в каждой волости поделить землю на две равные части; одна часть должна принадлежать всему волостному обществу, а вторая часть – частным лицам;
5. Выступал за развитие свободного предпринимательства в России;
6. Предложил введение всеобщего и равного для всех граждан права избирать и быть избранным;
7. Доказывал необходимость разделения единой власти монарха.
В будущей республике законодательная власть должна принадлежать народному вече; исполнительная власть – державной думе, а блюстительная (судебная) – верховному собору. Действия всех ветвей власти должно опираться конституцией.
Эти преобразования в целом должны привести в России к утверждению демократического общества.
Во второй половине 19в. в России сформировалось несколько течений политической мысли:
1. демократическое, революционно-демократическое и социал-демократическое (Чернышевский, Герцен, П.Л.Лавров, Плеханов, Ленин);
2. либеральное (Чичерин, Бердяев, Новгородцев, Кистяковский);
3. консервативное (гр. Победоносцев, В.С.Соловьев, Корсавин).
А.И. Герцен и другие доказали необх-ть демократических преобразований России. По их мнению это можно сделать только революционным путем. Доказали, что крепостное право было отменено лишь формально, что личных прав для бывших крепостных крестьян не существует. Основной целью народной революции считали социализм. Путь к нему мыслили через общину. Община представлялась экономической и социальной основой социалистического образа жизни людей и основой самоуправления. В тоже время предполагалось создать условия для самостоятельности человека, для чего предоставить крестьянам свой надел земли. По мнению Герцена это свяжет крестьян с землей и создаст материальную основу личной свободы. Таким образом община гармонично соединит общие и личные интересы крестьян. В результате свободная личность выступит в качестве главной цели общинного социализма, а наука и общинное самоуправление – в качестве важных средств достижения свободы крестьян.Более радикальных взглядов придерживался Чернышевский. Он призывал к установлению в России республиканского строя, лучшей формой которого является демократическая республика. Либеральное течениеОсновоположником русского либерализма считается Б.Н.Чичерин. Чичерин много внимания уделял анализу взаимосвязи личности и государства. Считал, что «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». Полагал, что политическое общество и общество в целом, а следовательно, и государство основаны на необходимости трех важных явлений политической жизни: свободы, власти и закона. Поэтому государство – это не что иное, как верховный союз, присущий людям. В различных условиях формы этого государства могут быть и бывают различными. Найти идеальный строй невозможно.То, что приемлемо для США, совсем не подходит для России. Для России же больше всего подходит конституционная монархия, в которой действуют законы и есть разделение властей. В России есть 3 начала разделения властей:
1. свобода;
2. законность и порядок;
3. власть.
6. Современные политологические школы в западной политической науке. «Становление западной политики»
Политические учения, начиная с 6 века новой эры и до середины 19 века, подготовили почву для возникновения относительно обоснованной самостоятельной науки. В середине 19 века:
1. Сформировалась система знаний о политике, определились методы её изучения.
2. Определились учёные, которые занимались только политикой. В 1903 году учреждается американская ассоциация учёных политологов.
3. Различные политологические школы, издаются научные журналы («Ежеквартальник о политологии»).
4. Стали возникать кафедры в учебных заведениях.
Т.о. можно говорить, что политология обрела своё место.
Политология как наука зародилась в США в середине 19 века. В Германии, Франции, Великобритании она сформировалась к концу 19 века. В России она развивалась, в основном, в русле правовых наук. Б.Н. Чичерин создал первую русскую конституцию.
В зависимости от конкретных исторических условий, философского мировоззрения, в разных странах сформировались три мировые политические школы.
Американская школа:
1. Исследования избирательного поведения крупных, средних и мелких групп.
2. Изучение манипулирования поведением групп и отдельных личностей.
3. Анализ применения рекламы и маркетинга в политике.
4. Исследование по теории принятия политических решений.
5. Изучение применения методов естественных наук при познании политических процессов.
Английская школа:
1. Исследование политических идей, ценностей социальных процессов, мотивов демократического поведения избирателей на выборах.
2. Анализ рабочего и демократического движения как политической силы.
3. Изучение общества как сложной системы, включающей в свой состав противоборствующие политические силы.
Итальянская и французская школы:
1. Изучение позиции и поведения сторонников различных позиций.
2. Анализ мотивации различных политических сил.
3. Исследование влияния социальной принадлежности на политические позиции.
4. Изучение политических элит и процессов их смены.
5. Анализ трудовых отношений и конфликтов в сфере труда.
Значительный вклад в развитие политологии внёс американец Ч. Мерриан (1887-1953). Работал в Чикагском университете, был руководителем множества исследовательских проектов. Доказывал необходимость связи политики как науки и практики. Старался сделать практическую политику научной. Ввёл понятие политического благоразумия. Внёс вклад в развитие демократии. Он считал, что развитие демократии должно привести к развитию творческих способностей человека. В целом, он стоял на прогрессивных позициях, для которых характерна объективная постановка исследовательских задач.
Большой вклад внёс в политологию ученик Меррирна К. Лассуэл.
Основное внимание он уделял методологическим исследованиям политики, при этом опирался на Фрейда. Приобрёл известность как создатель теории политического психоанализа. Суть этой теории состоит в том, что важнейшим фактором, обуславливающим отношения индивида к политике, объявляется психология личности, при этом отвечал на вопрос – какие психологические черты личности формирует то или иное её отношение к политике. Таким образом, сама политика формирует психологический образ личности. Разработал типологию личностей. Опираясь на склонность личностей к той или иной роли, выделял три типа личностей:
1. Администратор.
2. Агитатор.
3. Теоретик.
Мнение его – вождями агитаторов движет чувство вины, поэтому они для своего облегчения стремятся облегчить жизнь других.
Теоретики и идеологи – это индивиды, которые пережили крушение своих надежд.
Он отдавал предпочтение смешанному типу. Рекомендовал при выборе кадров в политику основываться на психологических свойствах личностей.
Он большое внимание уделял анализу плоскостей власти и подчёркивал её центральное место в политике. Создал теорию символической пропаганды, которая незатейлива, ненавязчива, но обладает большой силой воздействия.
Большой вклад в развитие политологии внёс М. Вебер (1864-1920). Он занимался анализом политической власти: «Политическая власть – это отношение, при которых одни люди обладают возможностями и правом приказывать, а другие - подчиняться».
Выделили три типа власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории:
1. Патриархальная власть. Власть главы рода и первых государственных образований (города-полисы).
2. Харизматическая власть – власть, данная от бога.
3. Рационально-легитимная власть – основана на объективных закономерностях и рациональной бюрократии.
Создал теорию плебиссетарной демократии. Суть её в том, что народ как источник власти избирает власть и затем избранный лидер говорит: «Теперь руки по швам! Следуйте за мной!»
Г. Ласки (1893-1950) – теоретически показал различие между государством и обществом. Отметил, что государство решает только основные вопросы жизни общества – обеспечение населения водой, энергией, транспортом и т.д. Определил роль воли правительства, которое решает только основные задачи общества – наличие строительных материалов, рабочей силы и т.д., а какие дома строить – это определяет воля граждан. Подчеркну, что до 19 века государства были суверенными. В 20 веке они оказались взаимосвязанными, поэтому необходима разработка норм международного права.
7. Политическая жизнь. Особенности политической жизни России.
Жизнь общества чрезвычайно многообразна. Существуют 4 её сферы – экономическая, социальная, духовная и политическая.
В основе жизни каждой сферы общества лежат определённые отношения. В основе экономической сферы лежат отношения между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Духовные отношения – связи и взаимоотношения между людьми по поводу идей и духовных ценностей. Социальные отношения – взаимодействие между людьми по поводу благосостояния, возможностей развития, равенства и неравенства. В основе политической жизни лежат отношения между людьми по поводу принуждения и политической власти.
В каждой сфере жизни общества есть определённые институты. Существуют различные виды деятельности, разные объекты и субъекты деятельности, разнообразные идеи и цели, обычаи, традиции и нормы, регулирующие жизнедеятельность людей
В содержание политической жизни включены следующие элементы:
1. Политические потребности и интересы.
2. Политическая деятельность по поводу политической власти.
3. Политические отношения по поводу политической власти.
4. Политические институты, партии, государство, общественно-политические движения.
5. Политические идеи и нормы, регулирующие общественную жизнь.
6. Чувства, эмоции и настроения (психологические факторы), возникающие по поводу политической власти.
Т.о. политическая жизнь – это вся совокупность проявлений жизнедеятельности людей, возникающих по поводу политической власти.
Политическая жизнь возникает вместе с политической властью и постоянно меняется в самых разных аспектах, она может быть стихийной и организованной.
Политическая жизнь в России имеет ряд особенностей:
1. Отсутствие чётких целей преобразования общества.
2. Глубокая дифференциация населения, вызывающая глубокую конфронтацию сил.
3. Предпринимательская среда России решает задачу отвоёвывания государства и политики у бедных и передачу богатым.
4. Отсутствие рациональных взглядов и убеждений, ориентация не столько на суть дела, сколько на слова и фигуры политиков.
5. Нестабильность настроений и политических мотиваций.
6. Всё меньше в политике действует совесть, как регулятор самообуздания внешних и внутренних стихий, всё больше заменяется принуждением внешней силой. Насилие в обычные периоды, монопольно принадлежащие власти, всё больше становятся общим достоянием и провоцируются по любому поводу.
7. Подтверждается закономерность политики, а именно люди, получившие власть, способность менять облик общества, привычное течение жизни, производить непредсказуемое будущее.
8. Определение и содержание политики как общественного явления.
Политика (древнегреческое полис – город, государство) – организационная и регулятивно-контрольная сфера социально-неоднородного общества.
Если в результате функционирования экономической сферы производятся товары и услуги. Духовной – идеи, духовные ценности. Социальной – человек в целом, то в результате функционирования политической сферы, в этом смысле ничего не производиться, разе что приказы и распоряжения. Политика в этом смысле решает две задачи: разрешает противоречия и конфликты в обществе; организует общественную жизнь и управляет ею.
Политика означает политическую организацию общества, как территориальной общности, механизм осуществления политической власти, весь политический строй и порядок в единстве его состоящих элементов.
Политика – сложное образование, поэтому существует целый ряд более конкретных её определений:
1. Политика определяется как отношение между субъектами по поводу политической власти. Сюда включаются отношения между классами и другими социальными группами. Отношения между властью и народом, отношения между ветвями власти, отношения по поводу прав граждан, разные формы этих отношений.
2. Политология как средство организации и управления обществом. В этом смысле политика понимается как политическая власть, насилие, символика, речь, организация, контроль и т.д. – всё то, что можно использовать как средство управления обществом.
3. Политика как деятельность по организации и управлению обществом по принятию обязательных для всего общества решений. Существуют два вида политической деятельности: мыслительно-теоретическая деятельность (выдвижение политических идей, формулировка концепций развития общества, составление программ, различных директив, доктрин и т.д.) и предметно-практическая деятельность (разработка, принятие и реализация законов и постановлений, распределение ресурсов, расстановка кадров и т.д.).
4. Политика как определение целей:
a. В масштабах всего общества.
b. В масштабах определённых сфер общества.
c. В масштабах отношений между классами и социальными группами.
d. В отношениях между властью и народом.
5. Политика как совокупность правил игры. Все сферы общества живут на основе совокупности норм правил. Все политические процессы регулируются политическими обычаями, традициями, правовыми нормами. Избрание, функционирование и смена власти – это игра разных политических сил по заранее установленным правилам, где каждый играющий субъект стремиться усилить своё влияние и уменьшить влияние других.
6. Политика – это организационно-управленческая деятельность, направленная на повышение эффективности и рациональности общественной жизни.
9. Свойства, виды и функции политики.
Проявляется три основных свойства политики:
1. Универсальность (заключается в том, что политика охватывает всё общество, все его части как отдельного человека).
2. Включённость (политика проникает во все сферы общества в т.ч. в жизнь одного человека).
3. Атрибутивность (полтика способна сочетаться с политическими сферами общества).
Функции политики:
1. Поддержание и укрепление целостности общества как сложной и противоречивой общности.
2. Определение целей всего общества и его коллективных частей.
3. Авторитарное (принудительное) распределение ресурсов, ценностей и благ.
4. Легитимация – обеспечение поддержки власти со стороны народа.
В зависимости от объекта воздействия политика разделяется на различные виды:
· Экономическая
· Социальная
· Национальная
· Демографическая
· Внутренняя
· Международная
· Геополитика и др.
10. Происхождение, сущность и особенности гражданского общества. Формирование гражданского общества в России.
1. Предпосылки возникновения и определения гражданского общества
2. Субъекты отношения, нормы и власть в гражданском обществе
1. В античном мире господствовал универсализм, при котором политическая сторона не выделялась из общественной жизни.
В новое время концепция гражданского общества разрабатывалась в трудах Смита, Канта и Гегеля. Они рассматривали гражданское общество, как форму свободного общения людей.
В 17-19 веках в процессе формирования капитализма с утверждением частной собственности, свободной рыночной экономики, представители парламентской демократии, политических прав и свобод личности произошло реальное разграничение между политическими, экономическими и другими сферами общества. Выделились также две области общественной жизни: политическое общество и гражданское общество.
Понятие политическое общество было впервые использовано Гоббсом и означало общество, в котором функционирует политическая система. В своих трудах он дал характеристику гражданскому обществу. Такое общество возникает при переходе от естественного состояния людей, необузданных страстей и всеобщей вражды к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства. Решающим образом меняется и сам человек. Он становится активной и развитой личностью.
В современной научной литературе существует достаточно большой разброс мнений о происхождении, сущности и основных свойствах гражданского общества, но большинство исследований соглашаются с тем, что говорить о гражданском обществе можно лишь с момента превращения подданного в гражданина как самостоятельного индивида, обладающего правами и отвечающего за свои действия.
В гражданском и политическом обществе действуют одни и те же люди и социальные группы, но на разной основе организации.
В политическом обществе – на основе принуждения, а в гражданском обществе – на основе свободы и вытекающих из нее принципов самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самоответственности.
Основными причинами возникновения и формирования гражданского общества являются:
– наличие частной собственности. В демократическом обществе 2/3 населения являются частными собственниками. Для частных собственников она выступает основным средством получения доходов. Обладание ею побуждает индивидов проявлять инициативу, творчество и ответственность. Именно частная собственность создает материальную основу свободы индивидов.
– приобретение гражданами политических прав и свобод. Эти права и свободы в рыночной экономике нужны человеку, как для свободы, так и групповой деятельности в процессе производства, обмена, распределения, организации и управления.
– необходимость и потребность более полного удовлетворения потребностей и интересов граждан. Дело в том, что таких потребностей и интересов граждан очень много. Они разнообразны, поэтому ни одно государство не может их учесть и удовлетворить. В условиях рыночной экономики граждане удовлетворяют помимо государства самостоятельно в гражданском обществе.
Для формирования гражданского общества необходимы также и определенные условия, к которым относятся:
а) наличие полит демократии в обществе. Она дает индивидам социальную свободу и демократическое государственное управление;
б) наличие гласности и информированности в обществе;
в) наличие законодательства и конституционных прав граждан;
г) наличие свободной, активной и ответственной за свою судьбу личности;
При таких условиях формирования гражданского общества и реализуется его основная функция: наиболее полное удовлетворение материальных потребностей граждан.
Гражданское общество – это неполитическая область жизни людей; это социальное производство, в котором люди взаимосвязаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов.
ГО – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми отношениями между индивидами, неопосредованными государством, но вместе с этим государство не вмешивается, но предоставляет гражданам права и свободы и гарантирует их реализацию в гражданском обществе, защищает свободную жизнедеятельность от нежелательных воздейтсвий.
2. Субъектами ГО являются отдельные свободные индивиды, их объединения и союзы.
Отдельные личности преследуют в ГО прежде всего индивидуальные частные потребности, интересы и цели. При совпадении этих интересов, они свободно создают объединения и союзы. Создаются кооперативы, фирмы, АО, коммерческие банки и т.д. В социальной сфере создаются общества инвалидов и др. благотворительных организаций. В духовной сфере – образовательные учреждения, творческие и религиозные организации.
Если интересы этих объединений совпадают, то они свободно создают союзы и ассоциации в масштабах всей страны.
Эти субъекты свободно осуществляют различные виды деятельности: экономической, социальной, культурной и др.
В процессе этой жизнедеятельности они свободно вступают в самые различные отношения: экономические, моральные и т.д.
Сеть этих отношений может быть очень редкой или, наоборот, очень плотной.
В ГО отношения объектов регулируются с помощью культурных, нравственных, религиозных и др. норм, а также с помощью традиций и совести. Это нормы саморегулирования. Граждане сами соблюдают эти нормы.
В ГО существует и власть, но не политическая, как влияние кого-либо на что-либо с определенной целью. Это авторитет власти. В этих властных отношениях тоже есть принуждение, но добровольное самопринуждение. Сами люди подчиняются общественному, культурному, религиозному авторитету.
В ГО существуют и институты, с помощью которых поддерживаются нормы ГО. К ним относятся: семья, школа, церковь, общественные организации, СМИ, и общественное мнение. Они стремятся поддерживать в ГО общепринятые нормы. ГО присущи плюрализм, т. е. множественность взглядов, убеждений, идеалов. Их свободное проявление обуславливает необходимость ещё одного свойства ГО: толерантность членов ГО к чужому мнению, идеалу к ценности.
Сущностью ГО является то что в основе его жизнедеятельности лежит свобода и вытекающие из неё принципы самодеятельности, самоорганизации и самоответственности.
В России формирование ГО происходило позднее, чем в западных странах. Только в 1861 г. было отменено крепостное право, и проявились возможности для формирования частной собственности. Стала создаваться материальная основа свободы подданных. Полные права и свободы граждане получили только в 1905 г., но оставались большие ограничения. После октябрьской революции возможности формирования ГО снизились. Если в период НЭПа граждане могли проявлять свободную экономическую жизнедеятельность, то начиная с 30 годов стали формироваться только общественные формы собственности.
В других сферах (социальные, духовные) свободная жизнедеятельность продолжалась, но только в рамках идей социализма.
В 1991 г. был принят закон об общественных организациях, существенно расширивший возможности самостоятельности граждан. Конституция РФ принятая в 1993, законодательно закрепила существующую частную собственность в России. Это создало базу для экономической свободы граждан. В течении последних лет в России возникли, рос. Союз промышленников, конгресс российских деловых кругов, союз предпринимателей и арендаторов, ассоциация совместных предприятий. Союз объединённых кооперативов, союз молодых предпринимателей. В духовной сфере – гильдии актёров и кино, союзы писателей и художников, коммерческие учреждения систем образования, религиозные организации, научные творческие союзы, общественные организации.
В социальной сфере возникли благотворительные общества, общества ветеранов ВОВ, общество ветеранов афганистанцев.
Формально в России созданы условия для формирования ГО. Вместе с этим существует ряд проблем, содержащих этот процесс.
1. В процессе преобразований была поставлена цель соединять работника со средствами права, одна сейчас 1,5 % населения сосредоточили в своих руках 80% производства. Число частных собственников в соответствии не более 15%.
2. Медленно формируется свободная ответственность за свою судьбу человека.
Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 1371;