Логические сочинения (Органон), ибо логику отделил от философии еще сам Аристотель и признал необходимым инструментом и основой всякой науки;
Сочинения из области физики, то есть науки о природе (от греческого слова physis природа);
Биологические сочинения;
Сочинения из области психологии;
Произведения, касающиеся так называемой первичной философии, помещенные Андроником после книг о физике и названные поэтому Та meta physika (метафизика);
Так называемые практические сочинения по вопросам этики, политики, экономики, теории государства и права;
Сочинения из области риторики и поэтики.
Среди психологических трактатов Аристотеля обращает на себя внимание объемный труд «О душе» (Peri pshyches) в 3 книгах. Аристотель приводит определение души, а затем разграничивает одушевленные тела (somata empshycha) и тела, лишенные души (somata apshycha). Одушевленные тела он делит на растения, животных и людей. Растительная или вегетативная душа предназначена только к питанию и продолжению рода, животная душа наделена вдобавок способностью восприятия, желания (воли) и движения, а человеческая душа привилегией разумного мышления. Согласно Аристотелю, существует две разновидности мышления: обычное, дискурсивное мышление и теоретическое, интуитивное. Первое Аристотель связывает с пассивным разумом (nus pathetikos), сопутствующим индивидуальной и смертной душе, другое с бессмертным и универсальным разумом (nus poietikos). Благодаря деятельному разуму мы познаем основные правила логического мышления и абстрактные понятия, не поддающиеся доказательству, но являющиеся научными аксиомами.
Античные псисатели: Словарь. СПб: Изд-во “Лань”, 1999.
Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей. Широко известно его высказывание: «Платон мне друг, но истина дороже». По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. В таком ракурсе душа понимается как форма живого органического тела. Как и Платон, Аристотель предлагает классификацию души. В ее основе находится выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой. При этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них.
Растительная и животная душа объяснялись Аристотелем материалистически: они смертны и уничтожаются вместе с телом. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Анализ развития психологии с VII–VI вв. до н. э. до XVII в. н. э. показывает, что именно в этот период были сформулированы основные вопросы психологической науки, появилась идея о методе исследования психики, развивался сам предмет психологической науки.
Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности, стали главными и для психологов последующих поколений, определили место психологии в системе других наук.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 917;