Сноска в рамке. Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист
Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, — 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине.
Философские воззрения складывались первоначально под влиянием еврейской средневековой философии. Её преодоление явилось результатом усвоения Спинозой пантеистическо-материалистических воззрений Дж. Бруно, рационалистического метода Р. Декарта, механистического и математического естествознания, а также философии Т. Гоббса, оказавшего влияние на социологическую доктрину Спинозы.
Пантеистическая по своему облику его философия заключала в себе глубоко атеистическое содержание. Преодоление Спинозой концепции двойственной истины дало ему возможность заложить основы научной критики Библии. Страх, согласно взглядам Спинозы, является причиной религиозных суеверий.
Вместе с тем в духе идей «естественной религии» он утверждает, что следует различать подлинную религию, основой которой является философская мудрость, и суеверие. Атеизм Спинозы оказал огромное влияние на европейское вольномыслие 17—18 вв.
Атеистические и натуралистические идеи Спинозы нашли своё продолжение у Д. Дидро и других французских материалистов 18 в., оказали большое воздействие на немецкую философию конца, в особенности на Г. Лессинга, И. В. Гете, И. Гердера, а затем на Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, а также на Л. Фейербаха.
Б. Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов субстанции. Для человека познаваемы только два: протяжение и мышление. Под атрибутом «протяжение» мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представленный в одном случае под атрибутом мышления, в другом – протяжения. Тогда, как отмечает Б. Спиноза, становится понятным не только то, как человеческая душа соединяется с телом, но также и то, как должно пониматься единство души и тела, и в основе этого единства находится субстанция. Так Б. Спиноза разрешил дуализм Р. Декарта.
Психология Б. Спинозы – новый, важный шаг после Р. Декарта, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они составили рациональную линию в трактовке сознания. Развитие науки и производства потребовало, тем не менее, новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в связи с ее превращением в капиталистическую страну, вместе с развитием промышленности и опытного естествознания. Родоначальником эмпирического направления стал Френсис Бэкон (1561–1626), продолжателем – Томас Гоббс (1588–1679). Окончательно эмпиризм оформляется у Джона Локка (1632–1704).
Ф. Бэкон намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и, вместе с тем, создавали предпосылки для оформления новой науки – о сознании (Дроздова, 2002).
В своей работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» Ф. Бэкон обосновал эмпирический метод познания: природу (и человека) можно познать лишь подчиняясь ее собственным законам. Методом, адекватно раскрывающим природу, Ф. Бэкон считал научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему. Учение Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Ф. Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования.
Согласно Т. Гоббсу, человек, с одной стороны – это часть природы и подчинается ее законам, с другой стороны – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т. Гоббс объяснить не смог: «Самое удивительное обстоятельство – то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания» (Гоббс, 1957). Таким образом, психика – это тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен. От эпифеноменализма Т. Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержания. Понятие «личность» в таком ракурсе не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости (норма или патология) человека при совершении каких-либо действий.
Настоящим отцом эмпирической психологии стал Дж. Локк, выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 году вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме».
Целью Дж. Локка было исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания. Источником знаний (идей) является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Дж. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как, благодаря чувствам, душа все более и более обогащается идеями, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления» (Локк, 1985).
Идеи, по Дж. Локку, бывают простые и сложные. В отличие от простых, сложные идеи – суть их сочетания, соединения вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий:
1. Сначала выделяются все эмпирические объекты, по которым мы хотим получить обобщение.
2. Эти объекты расчленяются на части (свойства), затем сравниваются по этим свойствам.
3. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются.
4. Затем абстрагируются те идеи, которые повторяются в объектах.
5. Эти идеи суммируются, что дает совокупность идей, которая составляет искомую нами сложную общую идею, обозначаемую словом.
Теория Дж. Локка о восхождении от простых идей к сложным путем выделения общего, которое имеют между собой единичные факты, в течение долгого времени использовалась в практике научного исследования. Однако на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое обобщение.
Одним из механизмов образования сложных идей Дж. Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По Дж. Локку, ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются, они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея» (Локк, 1985). Примерами являются наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т.п.
Несмотря на то, что Дж. Локк ввел понятие “ассоциация” ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология. Наибольший вклад в разработку ассоцианизма внесли Джон Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1776) и Дэвид Гартли (1705–1757).
Дж. Беркли был последователем Дж. Локка и для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства, раскрытой в его основном сочинении “Опыт новой теории зрения” (1709).
Считалось, писал Дж. Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве в трех его измерениях. На самом деле, расстояние, т.е. удаленность предметов от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положение предметов в пространстве относительно друг друга глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаза, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Дж. Беркли назвал осязанием.
Зрение и осязание вступают в связь, ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимые восприятии пространства трактуются как знаки ранее приобретенных через осязание идей. Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение, в этом заключается ее биологическая полезность.
Сформулированная Дж. Беркли теория была развита в ассоциативной психологии XIX века, особенно Д. Юмом. В своих работах “Трактат о человеческой природе” (1739) и “Исследование о человеческом познании” (1748) он развил понятие ассоциации, пытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.
Идеи могут быть сложными и простыми. Сложные идеи образуются путем ассоциации. Вместо действий ума по образованию сложных идей (Дж. Локк) Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциации. Он дает следующую их классификацию:
1. Ассоциации случайные и неправильные. Это ассоциации по закону смежности (хлопок в ладоши – хлопок двери).
2. Ассоциации естественные и правильные, т.е. ассоциации по закону сходства и причинности (светлый – белый; утро – вечер). Эти ассоциации лежат в основе научного мышления. т.к. раскрывают причинно-следственные отношения.
Знания отношений причинности не являются априорными, а устанавливаются в опыте (однажды хлеб насытил нас, тогда другой хлеб, хотя и не тот же самый, тоже насытит нас). Иммануил Кант впоследствии не согласился с решением Д. Юма и ввел, наряду с опытным, априорное знание (абстрактное, всеобщее, закономерное).
Английский врач Д. Гартли также воспринял идеи об опытном происхождении душевной жизни, развил представления об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался на труды Исаака Ньютона. В своем главном сочинении «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) он развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни:
1) ощущения (авторское название – сенсации);
2) идеи ощущений, т.е. повторение ощущений без предметов (идеации);
3) простейший аффективный тон (аффекции).
Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциаций, в основе которого – вибрации, т.е. материальные, физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.
Таким образом, Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешние чувства, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциаций» (Гартли, 1957).
XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций (Д. Гартли) рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания – всем сферам человеческой жизни.
Возникнув в Англии, ассоциативная психологии в XIX веке развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джемсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербартом Спенсером. В целом, в развитии ассоцианизма XIX века различают три этапа:
1. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму.
2. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна продолжается отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем.
3. В конце XIX века в ассоциативную теорию входит эксперимент. Крупнейшими представителями этого периода стали Ганс Эббингауз, Том Мюллер.
Оценивая итоги развития ассоциативной психологии, необходимо отметить следующее:
1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищал идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция была прогрессивна, она создавала научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей и средств обучения и воспитания.
2. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процессов приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма.
3. Ассоциативная психология носила и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широчайшее применение в клинике (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эдвард Крепелин и др.). В педагогике до сих пор используются данные о роли повторения, способах заучивания.
Вместе с тем, несмотря на неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаружил свою теоретическую несостоятельность:
– это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования;
– ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения психической жизни.
В процессе работы по преодолению трудностей ассоциативной психологии возникли новые направления: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология. При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит в современную психологию.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1136;