Авторитарные политические режимы
По предложению американского политолога X. Линцавсе закрытые, недемократические режимы стали делить на два основных типа: тоталитарные и авторитарные. X. Линц определяет специфику недемократических систем, соотнося их с позитивными характеристиками демократий, а авторитарные режимы - противопоставляя тоталитарным.
Большинство существовавших и существующих ныне недемократических режимов носят авторитарныйхарактер.
Специфику авторитарных режимов определить трудно, «...потому что в отличие от тоталитаризма автократия - это категория, которая включает в себя многое из того, что не является ни демократией, ни тоталитаризмом» (Е. Вятр).
Понятие «авторитаризм» может быть применено к традиционным монархиям и режимам первой и второй империи во Франции (бонапартизм), к Германской империи (1871 - 1918 гг.), фашистской Италии и кемалистской Турции, к большому числу разнородных политических порядков от франкистской (Испания) и салазаровской (Португалия) диктатур до монархий в арабских нефтедобывающих государствах, а также к военным режимам в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, умеренным коммунистическим режимам Восточной Европы (Польша, Венгрия, Югославия) и др.
Поэтому большинство определений авторитаризма не позволяет зафиксировать своеобразие данного типа политических режимов. Например, философ русского зарубежья И.А. Ильин писал: «Всякое государство, управляемое властью независимо от народного избрания и контроля, является авторитарным». Однако этот признак не схватывает специфики авторитарных систем и вполне приложим к тоталитарным режимам.
Определение X. Линца включает целый ряд признаков авторитаризма:
-ограниченный плюрализм,
-отсутствие тщательно разработанной идеологии,
-запрещение активного политического участия широких масс и др.
А.П. Цыганков дополняетперечень признаков авторитаризма следующими:
-стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;
-стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля над осуществлением власти;
-стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;
-относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и одновременно неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;
-перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;
-относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.
Однако, как представляется, главное отличиеавторитаризма oт тоталитаризма состоит в том, что для автократии не характерны тоталитарные амбиции(точнее, она не обладает технологическими возможностями для их реализации).
Если не идти на открытую конфронтацию с таким режимом, то можно даже иметь определенную свободу действий, например, в экономической и интеллектуальной сфере. Не обязательно также активно демонстрировать поддержку режима, достаточно его терпеть. Если принцип функционирование тоталитарного режима: «разрешено все, что приказано», то авторитарного — «разрешено все, кроме политики». В условиях этого pежима государство представляет собой организм, отделенный от общества и требующий от людей лояльности и службы, не давая им взамен обязательства получить согласие на свои действия.
Авторитарные режимы часто заимствуют внешние, формальные параметры конституционного устройства, которые приобретают совершенно иное, чем в условиях демократии, политическое содержание. В них, как правило, не навязывается «священная идеология» всему обществу. Чаще всего такого рода режимы опираются на размытую концепцию «национального интереса» и популизм.
Главная цель авторитарного режима - не формирование «нового человека» с помощью массированной идеологической обработки населения и государственного террора (СССР) или селекции новой расы господ (нацистская Германия), а сохранение политической власти любыми средствами. Не обязательно и существование массовой «государственной партии», которая может быть заменена политической кликой, псевдомногопартийностью или опорой на армию и др.
По мнению А. Медушевского, современные авторитарные режимы при всех их различиях «характеризуются системой мнимого конституционализма. Этот последний (в отличие от номинального варианта) теоретически рассматривает конституцию как определенное ограничение власти. Однако механизм реализации права выводит принятие политических решений из сферы конституционного контроля. Это достигается путем,
во-первых, конституционного закрепления очень больших правовых прерогатив главы государства (иногда граничащих с абсолютной властью);
во-вторых, сохранения пробелов, или лакун, в конституции;
в-третьих, такой практики их заполнения, которая в данном режиме всегда проводится в пользу власти.
В этой системе мнимого конституционализма власть оказывается способной активно действовать вне конституционного поля, принимая конституционные нормы лишь постольку, поскольку они не мешают проведению властных решений.
В тех случаях, когда авторитарные режимы добивались значительных экономических успехов, это им, как правило, удавалось потому, что они в экономике предоставляли своим гражданам свободу, отнятую у них в политической сфере. Более того, этот успех обычно не способствовал длительному укреплению режима, а наоборот, был прологом к его падению (Чили, Южная Корея и др.), поскольку народ требовал политической свободы, соразмерной со свободой экономической. Поэтому одна из важнейших проблем всех авторитарных режимов — проблема легитимности,актуализация которой связана с растущим отчуждением общества от власти.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1207;