НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА: МУДРОСТЬ И СУЕВЕРИЯ

Становление медицинского обслуживания в Сибири происходило край­не медленно даже в XIX в. и намного отставало от развития медицины в Европейской России. Это обусловливалось отдаленностью края, обширнос­тью территории, колониальным, по сути, положением Сибири в составе Рос­сийской империи, крайне низкой обеспеченностью врачебными и фельд­шерскими кадрами. Так, в последней четверти XIX в. в Енисейской губер­нии работало всего 54 врача со специальным образованием, из них 21 — в Красноярске.

Бесплатного медицинского обслуживания не было. Только в 1887 г. в Красноярске открылась первая в Сибири фельдшерская школа. В 1886 г. по инициативе интеллигенции было создано Общество вра­чей Енисейской губернии, проделавшее громадную работу по медико-ста­тистическому обследованию населения губернии. Общество зани­малось изучением лечебных свойств воды и грязей в соленых озерах, лекар­ственных растений, популяризировало медицинские знания среди горожан и крестьян.

В конце XIX в. в Сибири началась реформа врачебного дела. Количе­ство врачей значительно выросло, в уездах были организованы медицинс­кие участки. При каждом участке имелся врач, 2 – 3 фельдшера (в некото­рых — фельдшер-акушер), и обязательно — аптека. При каждом медицинском учреждении начали создавать лечебницы для больных. Однако эти меры были недостаточны: часто на участок приходилось по 4 – 5 волостей с разъез­дом врача на сотни верст.

Не только вследствие нехватки врачей, но и по причине недоверия ко всему «инородному», не принадлежащему к миру старожилов, сибиряки редко и с предубеждением обращались к медицинской помощи. Вместе с тем можно отметить, что добросовестные и искусные врачи, сумевшие заслужить до­верие, были весьма авторитетны у сельских жителей.

Народная медицина — вот единственное средство профилактики за­болеваний и их лечения. Традиционно сибиряки делили все болезни по их «происхождению» на три группы.

Во-первых, это болезни, вызванные естественными причинами: над­сады, ушибы, ознобление, переломы, ранения и др. Именно при лечении данных болезней крестьяне по возможности обращались к врачу; на деньги «общества» закупались медикаменты, рассылавшиеся на места по распоря­жению казенных палат.

Вторую группу составляли болезни — «наказанье божье». Это нервные, инфекционные, многие внутренние болезни. Здесь официальная медици­на, считалось, помочь не могла. «Божье-то вздумал лечить», — говорили в таких случаях, уповали на молитвы, заговоры, секреты народной медици­ны и «заветы предков».

Третья группа болезней происходила от «порчи» колдунов, ворожей. При этом четко отделяли колдуна от знахаря или ворожеи. Ведь по сибирс­ким понятиям колдун — повелитель чертей. Здесь говорили: «Колдун про­дал душу дьяволу с условием, чтобы дьявол через определенный срок дос­тавил ему богатства». Известны случаи, когда людей, признанных по реше­нию схода колдунами или колдуньями, выселяли из селения.

В каждой деревне были свои знахари, травники, бабки-пови­тухи, во­рожеи. Большинство из них действительно были специалистами своего дела, использовавшими и свои уникальные способности, и мудрые знания пред­ков. Практичные сибиряки, не испытывая суеверного страха перед знаха­рем, судили о нем по результатам лечения.

При лечении многих болезней сибиряки перво-наперво лечились ба­ней. «Сибиряки не знают ни простуды, ни угара. Каждую неделю и чаще парятся в бане. Парятся так жарко, что, вышед из бани, или падают в снег, или идут в прорубь, или в наледь, невзирая на трескучий мороз. Моются до того, что волосы их обмерзают, а тело делается багровым», — отмечали современники. Парились вениками из лапника хвойных деревьев, из крапи­вы, из трав, но традиционно лечебным считался березовый веник. Широко применялись также обливания холодной водой, массажи, прижигания, прогревания в горячем песке, в печи, в «которой пеклись ржаные хлебы».

Всем этим процедурам сопутствовали таинственные заговоры, молитвы, мани­пуляции. Например, знахарка могла «пухтать» — шептать на воду — и обрыз­гивать ею больного на пороге дома. Весьма целебным при воспаления горла считался свежий «воздух на заре». Лечебными свойствами, по мнению сибиряков, обладала утренняя роса в день Ивана-Купалы, «святая» вода в проруби-«Ярдани» в день Богоявления.

Превратившееся в поговорку сибирское здоровье обусловливалось, прежде всего, закаливанием с самого раннего детства. Выжившие и окреп­шие в детском возрасте юноши и девушки могли успешно противостоять болезням в зрелом возрасте. Статистические данные XIX в. позволяют гово­рить о высоком уровне долголетия. Еще по данным 1710 г. известно, что в Восточной Сибири проживало 3 794 человек в возрасте от 70 до 80 лет, 654 — в возрасте от 80 до 90 лет, 145 стариков 90 – 100 лет и 31 человек старше 100 лет.

Наряду со знахарями, в сибирских деревнях были свои самоучки-хи­рурги. Они могли вскрывать нарывы, удалять опухоли и пораженные кости, пускали кровь и даже вырезали «раковые перерождения». При этом инстру­ментами для проведения операций служили обыкновенные нож, пила, игла.

Для профилактики и лечения болезней сибиряки применяли десятки трав, растений, минералов, животных компонентов и др. Травы использо­вали в виде отваров, соков, настоев. Вот некоторые из старинных местных рецептов:

богородская трава — от кашля, головной и зубной боли, от припадков, толченую траву присыпали на раны;

сибирская ветреница — от корчи у малых детей;

марьин корень — от «родимца», истерических припадков;

красный девясил — от кровохарканья;

желтый девясил — от глистов;

полевая ромашка — при лихорадках;

георгиево копье — от боли в голове;

синий зверобой — в виде чая от болей в груди и при кашле.

Лечились также чемерицей, жабреем, душницей, кровохлебкой, скорокопытничком, корнем валерианы и пр.

Отваром смородины лечились от «золотухи»; ягодой «бояркой» — от угара.

«Если в ухе произойдет боль от попавшего туда ветра, то берут луко­вицу, разрезают надвое, вынимают сердечко и вместо него кладут цветок ромашки; складывают вместе разрезанную луковицу и кладут в печь, в го­рячую золу, чтобы луковица испеклась, потом вынутый из нее пропитан­ный луковым соком цветок ромашки теплый кладут в ухо — превосходное испытанное средство», — описывал в XIX веке Н. Абрамов один из спосо­бов лечения отита.

Сибирские крестьяне использовали целебные свойства черемши как важнейшего противоцинготного средства. При лечении болезней в качестве компонентов сложных лекарств знахари использовали желчь животных, кору деревьев, наросты на деревьях, некоторые грибы, а также порох, купорос, камфару, табак, нашатырь, вино и пр.

Если попытаться рассмотреть традиционные сибирские способы ле­чения, используемые средства и магические действия, то очевидны­ми станут здравый смысл и непреходящая мудрость, а иногда — невежество и суеверие. Не зря в подобных случаях сибиряки говорили в свое оправдание: «Живем в лесу, молимся колесу — чаво мы знаем...».

От зубной боли — пережженный куриный помет (пепел), или на боль­ной зуб клали кусочек венчальной свечи, или корень филичевой травы;

от простуды — крепкую водку внутрь в сочетании с натиранием вод­кой;

Трещины на губах мазали еловой или пихтовой серой;

От цинги — пили воду, в которой варилась пихта;

от лихорадки — пили медвежью желчь в воде или курином яйце;

от «шуму в голове» — настой марьиных кореньев;

от расстройства желудка — разведенный щелок.

Место лишаев смазывали нагаром от пережженного тавренного топора или засохшим ржаным тестом.

Глазные болезни лечили муравьиным маслом, взятым из муравейника (это студенистая бледно-желтоватая масса).

Мокнущие раны присыпали растолченной сосновой серой;

от грыжи — ели ягоды рябины или пили отвар листьев.

Для срастания костей в небольших количествах (!) втирали в кожу смесь из 1/2 меда и 1/2 свинца;

при усталости пили сок, наплывший на лиственнице;

при отравлениях — лук с молоком;

от внутреннего жара — медвежья желчь;

болезни кожи лечили горячим дегтем;

от «надсада» лечили горючей серой;

от недержания мочи нужно было взять кирпич из задней стенки печи, истолочь его и поить им больного;

бородавки успешно сводятся травой чистотелом, а также можно намазать три раза конским потом или крепкой водкой;

при бородавках бра­ли нитку, вязали на ней столько узлов, сколько бородавок, и закапывали в навоз — как нитка гниет, так и бородавки пропадут;

чирьи мазали дегтем или с наговором обводили безымянным пальцем три сучка в стене, или, чтоб чирьей не было, нужно съесть все листья от березового веника в бане, что прилипли к телу;

от ячменя на глазу ставили кукиш, приговаривая: «На тебе кукиш, что хочешь купишь, купи себе топорок, секи поперек». И так три раза...

Если ребенок родился без признаков жизни, над ним жгли тряпку;

от «сушца» ребенка клали на лопату и держали в печи над хлебами, затем обливали водой из бутылки, «ночевавшей» в тесте;

у малых детей «гризли гризу» (лечили грыжу), правили головку, «ровняли ребенка» от врожденных вывихов, подрезали уздечку языка, от ряда болезней отпаивали отваром мака и пр.

«Едет царь, конъ под ним карь, я его узнал, ты, руда, стой, а ты, рана, заживай», — так заговаривали крестьяне-знахари кровотечение.

Народная медицина играла положительную роль, т. к. в условиях сла­бого развития медицинского обслуживания именно она обеспечивала за­щиту от многих заболеваний и довольно высокие темпы естественного при­роста населения сибирского края, поддерживала сибирское здоровье.








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1168;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.