Глоссарий. Автономия функциональная— мера независимости компоненты социальной системы от нормативно предписанных функций; в отношении индивида обусловлена его
Автономия функциональная— мера независимости компоненты социальной системы от нормативно предписанных функций; в отношении индивида обусловлена его принадлежностью к различным социокультурным группам с неодинаковыми нормами, с одной стороны, и зонами свободного выбора, остающимися в рамках любого нормативного установления, — с другой.
Агрессивность— тип поведения, обычно проявляющийся в ситуациях конкуренции, который связан с возможным нанесением повреждений сопернику, а также с установлением определенного иерархического статуса, превосходства, получением доступа или права в отношении определенной территории. Может принимать форму насилия.
Адаптация социокультурная—активный способ взаимодействия человека с окружением, в ходе которого человек как приспосабливается к нему, так и приспосабливает его элементы к своим нуждам; в результате формируется жизненная среда, характеризующаяся относительно высокой степенью устойчивости и предсказуемости.
Актор— обозначение активных сторон взаимодействия; человек, совершающий действия в процессе взаимодействия.
Альтруизм— тип поведения, не столько удовлетворяющий интересы особи, сколько способствующий поддержанию целостности группы. Оно не приносит пользы своему обладателю и даже может быть ему во вред. Альтруистическое поведение приводит к росту приспособленности другого индивида или группы за счет того, кто его проявляет.
Антропология культурная (социальная), этнология— область социальнонаучного познания, связанная сизучением содержания совместной жизни людей сточки зрения обусловленности их взаимодействия и коммуникаций, порождения артефактов и обмена ими в этих процессах. Первоначально относилась к бесписьменным обществам и макроисторическим реконструкциям; в настоящее время используется при изучении современной социокультурной жизни, и в этом контексте происходит её сближение с социологией.
Антропология психологическая— область антропологии, в рамках которой изучается, каким образом индивидуум приобретает культурные навыки, культурную компетентность, и как происходит обмен культурной информацией в процессах социального взаимодействия. Поскольку психологическая антропология связана с исследованием специфики именно человеческих взаимодействия и коммуникации, она объединяет элементы биологии, психологии, психиатрии, социологии, лингвистики, а также этологии. На этой базе осуществляется как отбор, так и интерпретация данных.
Антропология экологическая— направление постэволюционизма, для которого характерно комплексное, системное изучение механизмов, структур, результатов и последствий взаимодействий людей с их природным и искусственным окружением, закономерных связей между физическими и социокультурными переменными. Основное внимание в исследованиях уделяется адаптационным механизмам в отношениях людей с окружением; энергетическому обмену между обществом и средой; сравнительно-культурному анализу эволюционных универсалий.
Артефакт (искусственный объект)— искусственные единицы, создаваемые людьми в процессах взаимодействия и коммуникации для целей социокультурной адаптации (удовлетворения потребностей, интересов, запросов; установления и поддержания отношений с окружением; формирования и изменения жизненной среды). Артефакты можно разделить на следующие категории: вещи, идеи и образы, технологии, нормативные образования, ценностные критерии.
Вариация культурная— тип изменчивости культурных феноменов, не затрагивающий основных принятых в обществе принципов формообразования, предусматриваемых такими организационными началами, как художественный стиль, познавательная парадигма.
Взаимность (взаимодополнительность)— отношения между сторонами взаимодействия, при которой права одной из них составляют обязанности другой.
Взаимодействие социальное— объединение усилий, обмен действиями, специально организованные для изменений в физическом или социальном окружении.
Волны (циклы) социокультурные— представления о волнообразных (повторяющихся или обратимых) процессах в исследованиях общества и культуры можно разделить на два типа. Во-первых, гуманитарные, где под циклом подразумевается констатация того, что определенные крупномасштабные социокультурные единицы имеют фиксированную последовательность стадий или состояний без указания на время или обязательность их повторения. Во-вторых, социально-научные, где волнообразная форма применяется для описания смены общих подъемов и спадов, ускорений и замедлений, упрощений и усложнений значений определенных переменных, составляющих социальную систему.
Действие — элементарная единица активности, представленная через цели, средства и условия. В рамках функционализма её целесообразно рассматривать в качестве производной типичных ситуаций социального взаимодействия.
Деконструкция— процедура разъятия на части того, что представлялось как единая целостность; рефлексия к парадигматическим основаниям с целью проверить их на взаимную совместимость.
Децентрирование— представление о множественности культурных порядков в обществе, не имеющих иерархической соподчиненности, рассматриваемых как равнозначные.
Деятельность— систематическим образом организованная активность, направленная на выполнение определенной функции, получение заранее известного результата. Процесс, составляемый из соединения последовательных действий.
Динамика социокультурная— категория, обозначающая совокупность разнородных изменений и процессов, происходящих в обществе и культуре с выделением их тенденций и движущих сил.
Дистанция межличностная— в процессах взаимодействия и коммуникации мера интенсивности контактов участников. Определяется взаимосвязью измерений индивидуальности / коллективности и доступности / недоступности. Она контролируется механизмами регулирования приватности, межличностного пространства и тактильных контактов.
Дифференциация социокультурная— понятие, которое в статическом смысле означает внутреннюю расчлененность социальной системы, а в динамическом — процесс формирования в рамках системы новых структурных и функциональных единиц.
Диффузия культурная— распространение культурных черт от одной культуры к другой путем добровольного заимствования или принуждения.
Дополнительность— отношения между сторонами взаимодействия, при которых каждая имеет свои права и обязанности.
Знак— конвенционально принятый артефакт, используемый в качестве заместителя реального объекта, модель, обозначающая его функциональные характеристики, репрезентирующая этот объект и задающая программу действий и поведения его истолкованию. Согласно Ч. Моррису, знак следует рассматривать в трех аспектах: прагматика (отношение знака к интерпретатору), семантика (отношение знака к обозначаемому), синтактика (формальные отношения знаков между собой).
Значение— социально кодифицированная, социально функциональная связь между обозначаемым и обозначающим, знаком и референтом, устанавливающаяся в процессах коммуникации и сохраняющаяся относительно постоянной в сходных социокультурных ситуациях. Ч. Моррис выделяет атрибутивные свойства значения знака: делигнативное (указывающее на предмет, несущее чисто информативную нагрузку), оценочное (указывающее на рейтинг обозначаемого среди других, ему подобных), прескриптивное (предписывающее направление действий в ситуации). По функциональным характеристикам значения принято относить к одной из следующих категорий: сигнификативные (отношение знака к сигнификатам, или «содержанию понятий»), денотативные (отношение знака к обозначаемой вещи, референту); ситуативные (относящиеся к интерпретации информации в зависимости от контекста употребления знака).
Игра— в социобиологическом смысле особая форма поведения, включающая в себя движения, значимые для других форм поведения (агрессия, перемещения, секс и т. д.), но не вызывающая у наблюдателя впечатления, что действия совершаются «всерьез» и для действительной реализации соответствующих базовых функций.
Идентичность— представление индивида о себе и представление о нем других, определяющее его самоидентичность в различных социокультурных ситуациях и группах.
Изменения эволюционные— изменения, обуславливающие эволюционную форму исторического процесса. Их мож-
но разделить на два основных типа. Во-первых, вариации, под которыми понимается тип динамических процессов, не выходящих за границы установившихся параметров системы и не меняющих их конфигурации. Во-вторых, структурные изменения, предполагающие смену конфигурации параметров или порождение новых переменных, определяющих установившиеся связи социокультурной системы с окружением.
Инкультурация— освоение индивидом традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, приобретение навыков овладения своим телом и элементами непосредственной жизненной среды. Продолжается всю жизнь.
Институт социальный (культурный)— устойчивая социокультурная форма, с помощью которой люди включаются в социальную жизнь, приспосабливаются к ней и поддерживают её. Каждая такая форма — институт — связывается с решением определенной социальной значимой задачи, удовлетворением конкретной базовой потребности, с осуществлением групповых интересов. Институт имеет структуру, т. е. упорядоченность функционирования, зафиксированную в нормах.
Интеграция социокультурная— понятие, которое в статическом смысле означает отношения между компонентами системы, построенные по принципу дополнительности или взаимодополнительности, а в динамическом — процесс объединения отдельных единиц в целостную систему.
Коммуникация— обмен информацией, значимой для контроля над изменениями социального взаимодействия или обсуждения на символическом уровне возможных направлений активности, связанных с изменением, сохранением или компенсацией действия значимых ситуативных факторов.
Компетентность лингвистическая— коммуникативная характеристика, определяющая меру владения языком в процессах обмена информацией, согласно следующим параметрам: правильность — соответствие высказывания признанным в культуре грамматическим правилам; реализуемость — способность контролировать размер и смысловую глубину грамматически правильных высказываний; приемлемость — соответствие высказывания конкретной социокультурной ситуации; встречаемость — частота, вероятность употребления языковой единицы. Компетентность определяется, с одной стороны, способностями человека, с другой — приобретенными знаниями и навыками.
Контекст культурный— по отношению к событию или факту определяется совокупностью условий их реализации — институциональных, ролевых, ценностных, когнитивных — с одной стороны, и совокупностями выразительных средств, используемых людьми в этих обстоятельствах, — с другой.
Культура— категория, обозначающая содержание совместной жизни людей, представляющее собой биологически не наследуемые, искусственные, созданные людьми объекты — артефакты, а также заученное поведение. Она относится к организованным совокупностям вещей, идей и образов; технологий их изготовления и освоения, оперирования ими; способов регулирования устойчивых связей между людьми; оценочных критериев, используемых в обществе. Это созданный самими людьми искусственный жизненный мир, среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и коммуникации.
«Культура и личность»— теоретическое направление психологической антропологии, которое связано с изучением корреляции между психическими и социокультурными закономерностями; процессов освоения культуры, формирования личности, отклонений индивидуального поведения от норм и их коррекции.
Макродинамика социокультурная— уровень изучения социокультурных изменений и процессов, соответствующий масштабам исторического времени, применяется к таким единицам изучения как панкультура (человеческая культура в целом) и цивилизация.
Маргинальность— модальность существования на периферии структурных образований, предполагающая немерное, неструктурированное пространство, состоящее из нецентрированных ризоматичных множеств.
Микродинамика социокультурная— уровень изучения социокультурных процессов, сопоставимых по времени с продолжительностью жизни одного-трех поколений, где прослеживаются их непосредственные сетевые связи; единицами изучения являются субкультуры, а также отдельные культурные черты и темы.
Направление научное— совокупность теорий, имеющих общие основания; предметную область изучения; принципы сбора, анализа и интерпретации информации; границы применимости.
Норма социокультурная— культурный механизм закрепления и контроля в отношении реализации определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения
жизненно важных нужд людей или поддержания совместности их существования. Норма налагает ограничения на желания и претензии людей, делая их социально приемлемыми. Границы налагаются представлениями о требованиях и запросах, допускаемом и недопустимом, одобряемом и порицаемом поведении. Однако в рамках между одобрениями и порицаниями находится область свободного индивидуального выбора.
Область культуры специализированная— культурная единица микродинамики культуры, характеризующаяся особым культурным кодом, социетальным уровнем институционализации, необходимостью специальной подготовки и профессиональной деятельности.
Обучение— в социобиологическом смысле освоение и использование индивидом адаптационно полезного опыта, которые нельзя объяснить ни процессами развития организма, ни сенсорной адаптацией. Обучение принято подразделять на следующие виды: кратковременное и долговременное запоминание, классическая и инструментальная обусловленность, развитие способностей.
Организация социальная— совокупность функциональных связей между элементами социальной системы, определяющих их соподчиненность, контроль над эффективностью взаимодействий и коммуникаций между ними, обеспечивающих достижение определенной цели, решение определенной задачи.
Организация социальная— упорядоченные взаимодействия и коммуникации людей, направленные на достижение общей цели.
Парадигма научно-познавательная— устойчивый набор оснований, принципов познания, изучаемых процессов и явлений, результирующих построений, выделяющих научный способ познания от всех остальных.
Парадигма взаимодействия— совокупность оснований, определяющих форму, стратегию, тактику взаимодействия, а также обуславливающих их факторов и механизмов. К ним относятся: нормативные ориентации участников по отношению друг к другу; общие намерения относительно целей взаимодействия; ожидания участников по отношению друг к другу и результатам взаимодействия; особенности организации информационного обмена. Выделяется три фундаментальных парадигмы взаимодействия: консолидация, конфликт, переговоры.
Паррикуляризм— рассмотрение людей, элементов окружения, событий в качестве ситуативных, уникальных, специфичных.
Позиция социальная— общественное положение индивида, определяемое двумя параметрами: местом в системах разделения труда и социальной стратификации.
Порядок социокультурный— то, что задается людьми в вещах и ситуациях как их внутренний закон, как скрытая сеть отношений между ними и человеком, как её устойчивое структурное выражение, представленное в символической форме.
Постмодерн— интернациональное стилистическое направление в культуре, знаменующее исчерпанность эвристических возможностей и разрушение предыдущей культурной, в том числе познавательной, парадигмы. Сложилось на принципах модернизма, структурализма, авангарда. Его характеризует исключительное внимание к движению, неопределенности, переходности.
Потребность— динамическая форма связи человека с окружением, характеризуемая дефицитом жизненно важных ресурсов, которые можно пополнить за счет либо активизации внутренних резервов, либо обращения к внешним источникам. Служит побуждением к активности.
Представление— единица в описании отношений человека с окружением, занимающая промежуточное положение между переживанием и символом, презентирующая связи между реальностью и символом, между обозначаемым и обозначающим; иногда представления отождествляются с образами и внутренними концептами. Представления работают как механизмы идентификации и оценки переживаний и внешних воздействий с точки зрения их индивидуальной и социальной значимости.
Протокультура— любая система социально заученного поведения и символов, биологически ненаследуемая и транслируемая от одного поколения популяции к другому в процессах взаимодействия и коммуникации. Относится прежде всего к видам животных, отличным от человека.
Регион культурно-исторический— социокультурная единица макродинамики культуры, характеризующаяся общностью черт, тем, паттернов, удерживающихся в историческом масштабе времени и на значительной территории проживания нескольких соответствующих этносов. Общность объясняется процессом межкультурного обмена, культурной диффузией.
Реификация— отношение к категории, к понятию как к реально существующему объекту.
Ризома— в постструктурализме беспорядочное возникновение множественности, движение, не имеющее превалирующего направления, распространяющееся без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение.
Ритуал— в социобиологическом смысле серия наследственно обусловленных и закрепленных в генотипе стандартных телодвижений, повторяющихся последовательностей двигательных реакций, их формы и скорости. Это модели поведения, которые выполняют сигнальную коммуникативную функцию. В человеческом обществе ритуализация подразумевает превращение в символические церемонии определенных социокультурных образцов, которые утрачивают свои первоначальные функции.
Роль социальная— совокупность функций, которые предписано выполнять индивиду, занимающему определенное место в социальной группе или организации.
Символ— объект, стереотип поведения, слово, указывающие на некоторую значимую для людей область реальности — природную, социальную, психическую, — представленную собственными признаками. Символы указывают на существование культурных порядков, т. е. специально выделенных организованных культурных форм, объединяющих условия, процессы и оценки соответствующих этим формам действий и взаимодействий. Символы порождаются и существуют в процессах взаимодействия и коммуникации как культурные единицы, ставшие одновременно указанием и явлением. Они обнаруживают себя как культурный феномен, лишь выражая свою связь, свое отношение с обозначаемым порядком.
Система социальная— аналитический объект, представляющий собой совокупность функций, организованную в устойчивую целеориентированную целостность. Система определяется такими параметрами, как границы, входы — выходы, составляющие элементы, структура связей между ними, содержание процессов обмена между элементами и способы преобразования входов в выходы.
Слой (страта) социокультурный— социокультурная единица, характеризующая объединение людей, сходных по социальному положению, образу, качеству, стилю жизни, объединенных социально-сетевыми связями.
Смысл- контекстуальная окрашенность значения определенного знака; роль, функция значения в конституировании содержания сообщения.
Социализация— освоение людьми элементов социокультурного окружения: социального и культурного пространства и времени, функциональных объектов, технологий деятельности, взаимодействия, коммуникации, символических структур, нормативных образований. Продолжается всю жизнь.
Социальность— врожденное свойство животных, в т. ч. и человека, находиться в отношениях взаимодействия и коммуникации с представителями своего и других видов, базирующееся на фундаментальных метаболических связях организма со средой существования.
Социобиология— область социально-научного познания, связанная с изучением биологической обусловленности социальных и символических форм существования популяций животных.
Статус социальный— социальная позиция индивида, оцениваемая с точки зрения характерных для нее объемов власти и авторитета.
Стереотип социальный— устойчивое, принимаемое без доказательств представление о какой-либо категории людей, формирующееся благодаря типологизации в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этническая и конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они складываются в процессах коммуникации в качестве символических обобщений и становятся социальными, когда разделяются большинством членов сообщества.
Стиль речи— метасообщение, определяющее контекст, в котором следует принимать и интерпретировать вербальное сообщение. Он несет в себе тональную окраску сообщения и выражается через оттенки выразительности, в том числе невербальной, через последовательность разработки темы в дискурсивном процессе.
Стратификация— расслоение животной популяции, разделение её на группы, под которыми понимаются любые совокупности особей, непосредственно взаимодействующих друг с другом. Группы обусловлены распределением популяции по признакам пола, возраста, функциональных ролей, характеристик поведения. Группы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. д. Стратификация имеет физическое, пространственное воплощение и является неотъемлемым свойством животной популяции. У людей социальная стратификация определяется расслоением общества по признакам социальных позиций и статусов, характеризующим сходства и различия в образе, качестве, стиле жизни. Члены групп, составляющих социальные слои, связаны сетевыми межличностными отношениями.
Структура социальная— категория, обозначающая установления отношений между людьми в процессе их совместной жизни. Согласно А. Радклиф-Брауну, это постоянно действующая организация общественных отношений, определяемых и контролируемых с помощью институтов, т. е. социально установленных норм и паттернов поведения.
Структурализм— направление в культурной антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры как организации представлений, знаний, упорядочения знаков, значений в символической форме. Оно сформировалось под влиянием идей структурной лингвистики, семантики. В его рамках осуществляется анализ семантических культурных порядков, знаковых и символических систем как на специализированном, так и на обыденном уровнях культуры.
Структурный функционализм— теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, относящееся к изучению социокультурных систем. Основывается на допущениях о реальности, целостности, единстве таких систем. Каждая из них рассматривается в концептуальном пространстве, определяемом четырьмя измерениями: биологическим, психологическим, социальным, культурным. Предполагается, что все компоненты системы находятся в отношениях взаимозависимости, взаимоподдержания, взаимообмена услугами и вознаграждениями. Этому отвечает концепция функции: решение задач, связанных с. поддержанием системы как целого. Структурный функционализм предназначен для установления фундаментальной соотнесенности условий и процессов совместной жизни людей в её социальном качестве. Этому отвечает понятие структуры, т. е. институциональных способов объяснения и механизмов поддержания взаимодействий и коммуникаций социокультурных групп, составляющих общество.
Тема культурная— совокупность представлений, оценок, выраженных в символической форме, относящихся к осмыслению членами общества определенной социально значимой проблемы, к оправданию стандартных способов поведения в проблемной ситуации.
Территориальность— активный механизм разобщения особей и групп популяции, обусловливающий выделенность занимаемого ими участка жизненного пространства, неприкосновенность его защищаемых границ. Она не является диагностическим видовым признаком: способность индивида переходить от территориального к нетерриториальному поведению позволяет рассматривать её как механизм быстрого приспособления к непосредственному окружению.
Технология социальная— система взаимосвязанных обменов действиями и информацией, предназначенная для достижения определенной цели в сфере человеческих отношений.
Трансакция— принцип изучения взаимодействий и коммуникаций, при котором подразумевается, во-первых, внешняя и внутриличностная обусловленность отбора и использования информации; во-вторых, взаимовлияние участников друг на друга, обмен определениями ситуации. Преимущество такого подхода состоит в особом внимании к тому, что происходит между участниками, а не к их внутренним состояниям и механизмам социального взаимодействия.
Универсализм— способ категоризации людей и объектов, при котором они соотносятся с общими категориями, стандартизируются.
Универсалия культурная— культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах.
Универсалия эволюционная— структурно-функциональное образование, складывающееся в процессах взаимодействия людей с окружением и увеличивающее степень их адаптированности, повышающее уровень организации общества. Находит широкое распространение в других культурах благодаря действию диффузионных механизмов.
Фантазм— представление, порождаемое внутренними состояниями организма, переживаниями, не соотносимыми ни с какими внешними стимулами, реальными событиями.
Функционализм— теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, в рамках которого основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, интересов, запросов людей. Его проблемное поле определяется поиском ответов на вопросы: как существуют и поддерживаются устойчивые формы социальных отношений; каковы механизмы их сохранения; как работают эти механизмы.
Функция социальная— система действий, взаимодействий, коммуникаций, направленная на решение определенной социальной задачи (удовлетворение потребности, интереса, запроса; поддержание социальных отношений; сохранение жизненной среды).
Черта культурная— структурно-функциональная единица, паттерн социокультурных отношений, символическое образование, носящее культурообразующий характер.
Эволюционизм— философское и социальнонаучное направление в изучении макродинамики общества и культуры, основывающееся на концепции эволюции, предполагающей, что необратимые социальные и культурные изменения осуществляются в направлении количественного приращения разнокачественных элементов с последующей интеграцией и повышением уровня организации сложившейся в результате целостности. Человеческая культура рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в сообщество, к их природному окружению.
Эволюция общая— эволюционные универсалии и процессы, рассматриваемые на уровне культуры всего человечества, или панкультуры. Складывается в результате межкультурных взаимодействий и обменов, в процессе которых происходит отбор и распространение адаптационных культурных черт.
Эволюция специфическая— изменения в культуре, происходящие благодаря повышению уровня адаптации её носителей к особенностям непосредственного окружения. Порождают культурно-специфические черты, из которых могут сформироваться эволюционные универсалии.
Этнос— культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации.
Этология— наука о поведении животных.
Язык— категория, обозначающая самое существенное из культурных образований, выражающих социальную природу человека. Язык принято рассматривать в двух основных аспектах: философо-феноменологическом и лингвистическом. В первом случае речь идет о символической реальности, имеющей собственное бытие, обусловленное необходимостью социального взаимодействия и коммуникации. С этой точки зрения, язык — это развертывающаяся во времени и пространстве активность языкового коллектива, объединенного общими социокультурными условиями, обусловленная социальной природой людей, их потребностью и способностью обмениваться информацией в форме интерсубъективно разделяемых знаков и значений. Во втором случае язык рассматривается прежде всего как лингвистическая система, абстрагированная от процессов общения и речевой коммуникации. Речь идет об идеально-типических принципах организации вербальных единиц в коммуницируемые речевые или письменные тексты. С формальной позиции язык принято представлять в тех основных аспектах, которые отражают его интерсубъективностьи стандартизованность: морфология (строение языковых форм), грамматика (способ организации языковых единиц), фонетика (способ звукового выражения языковых единиц).
Языки культуры— условное название искусственно созданных людьми систем выражения своих переживаний и отношений с окружением. Помимо вербального, можно выделить такие «языки», как жестовой, графический, образный, формализованный. Для них характерна возможность разными способами расчленять и объединять представления людей. В сфере социального взаимодействия языки культуры предстают в качестве медиаторов, проводников, средств и среды, позволяющих придавать интерсубъективную, культурную форму интрасубъективному опыту; транслировать социально значимые представления и придавать им общезначимый, разделяемый смысл. Различие таких языков обусловлено не только необходимостью выражать разные представления, но и возможностью с разных сторон осветить одно и то же представление. Они позволяют людям объединять многообразные и изменчивые события и элементы окружения в устойчивые и последовательные целостности, из которых складывается дифференцированный и в принципе упорядоченный жизненный мир.
Я-концепция— представление индивида о себе, основанное на допущении о наличии внутриличностного ядра — «я» — отбирающего и интегрирующего значимую и отбрасывающего незначимую для него информацию. Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением.
[1] См.: Этнология США: условия и тенденции развития // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 3.
[2] См.: Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992. С. 25.
[3] Morric С. Signs, Language and Behavior. N.Y., P. 205.
[4] Conn C.S. The Thecry of Man. N. Y., 1954. P. 5; Bidney D. Theoretical Anthropology. N. Y., 1964. P. 131; Linton R. Tree of Culture. N. Y., 1955. P. 29.
[5] Honigman Y.Y. Culture and personality. N. Y., 1954.
[6] White L. The Science of Culture. N.Y., 1949. P. 141.
[7] Витаньи. Общество, культура, социология. М., 1984.
[8] Kroeber A.L., Kluckhohn С. Culture. A Critical Concepts and Definitions // Papers of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. 1952.
[9] White L. A. Culturological and psychological interpretetions of human behavior //American Sociological Review. December. 1947.
[10] Godenough W. Cultural anthropology and linguistics // Language in Culture and Socicly: A Reader in Linguistics and Anthropology. N. Y., 1964. P. 36.
[11] Winick Ch. Dictionary of Anthropology. Wittlefield, 1975. P. 144.
[12] Kroeber A., Parsons T. The concept of culture of social system // American Sociological Review. 1958. Vol. 23. P. 583.
[13] White L. The Concept of Cultural Systems. N. Y., 1975. P. 128-129.
[14] Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 452.
[15] Фуко М. Слова и вещи. С. 448.
[16] Реификация (англ. reifay) — отношение к категории как к реально существующему объекту.
[17] Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 215.
[18] Месарович М. Теория систем и биология: точка зрения теоретика // Теория систем и биология. М., 1971. С, 112.
[19] Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983. С. 92 — 94.
[20] Хайнд Р. Поведение животных. М, 1975. С. 360.
[21] Wilson E. О. Human nature. Cambridge (Mass.) — L., 1978. P. 101-102.
[22] Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969. С. 166.
[23] Lorens К. On Agression. N.Y., 1967. P. 54-55.
[24] Eibl-Eibesfeldt I. Ritual and ritualization from biological perspective // Human Etnology. M. Van Cranach et al. (eds). Cambridge, etc., 1979. P. 4, 14.
[25] Lorens K. Behind the Mirror. L., 1977. P. 210.
[26] Lorens K. On Agression. N.Y., 1967. P. 46-47.
[27] Хайнд Р. Поведение животных. С. 605.
[28] Развитие ребенка. М., 1968. С. 108.
[29] Malinowski В. Review of G.C. / Wheeler. «The tribal and intertribal relations in Australia». Man, 11 (15), 1911. P. 25-26.
[30] Goody J. British functionalism. Main Currents in Cultural Anthropology. Naroll R., Naroll F. (eds.) N.Y. 1973. P. 190.
[31] Radcliff-Brown A.R. Method in social Anthropology. L., 1968. P. 41.
[32] Maslow A. Dynamic theory of human motivation // Psychological Review. 1943. V. 50.
[33] Бродель Ф. Структура повседневности. М., 1986. С. 17.
[34] Нюттен Ж. Мотивация // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. 1975.
[35] Radcliffe-Вrown A Further note on Ambrym. Man 29 (35). 1929. P. 53.
[36] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. L., 1958. P. 169.
[37] Radcliffe-Brown A. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952. P. 191.
[38] Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxford, 1940. P. 266.
[39] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. P. 98.
[40] Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. P. 169.
[41] Radcliffe-Brown A. Structure and Function in Primitive Society. P. 192-193.
[42] Ibid. P. 180.
[43] Parsons Т. Essays in Social Theory Pure and Applied.. N. Y., 1967. P. 168.
[44] Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970. P. 239.
[45] Glass, Status and Pover. Bendix R. and Iirset S.M. (eds.). Glencoe (M), 1953. P. 93.
[46] Подробнее об этом см.: Parsons T. Some considerations on the theory of social change. Etzioni A. and Etzioni E. (eds.). N. Y., 1964.
[47] Parsons Т. Sociological Theory and Modern Society. P. 297.
[48] Ibid. P. 308.
[49] Gouldner A. Organisation analysis // Sociology Today. Merton R. (ed.). N. Y.
[50] Parsons Т. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe (111.), 1957. P. 46-47.
[51] Gouldner A. The Cominc Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970.
[52] Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. P. 288.
[53] Martin Heidegger in Europa and America. The Hague, 1973. P. 106.
[54] Касториадис К. Воображаемый институт общества // Постмодернизм и культура. М., 1991. С. 119.
[55] Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. С. 105.
[56] Касториадис К. Воображаемый институт общества // Постмодернизм и культура. С. 117.
[57] Фуко М. Слова и вещи М, 1977. С. 167.
[58] Фуко М. Слова и вещи. С. 35.
[59] Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 127.
[60] Derrida J. De la grammatologie. P., 1967. P. 38.
[61] Derrida J. De la grammatologie. P., 1967. P. 38.
[62] Цит. по: Фуко М. Слова и вещи. С. 101.
[63] Tajfel H., Turner Y. One integrative theory of intergroup conflict //Austin W., Worchel S. (eds.). The Social Psychology of Intergroup Relations. Monterey, 1979. P. 34.
[64] Triandis H. Interpersonal Behavior. Monterey, 1977. Idem. Some inversals of social behavior // Personality and Social Psychology Bulletin, 1978. № 4.
[65] Geertz С. On the nature of anthropological understanding // American Scientist, 1975, №63, P. 48.
[66] Berger С. Beyond initial interactions: Uncertainty, understanding and the development of interpersonal relationship // Giles H. St., Clair R. (eds.). Language and Social Psychology. Oxford, 1979.
[67] Веrgеg С, Gardner R., Parks M., Schulman L., Miller G. Interpersonal epistemology and interpersonal understanding // Ruben B. (ed.). Communication Year book 2. New Brunswick, 1976.
[68] Sapir E. The emergence of the concept of personality in a study of Culture // Journal of Social Psychology. 1934. Vol. 5. P. 410.
[69] Gumperz J.Sociolinguistics and communication in small groups // Sociolinguistics. Harmondsworth, 1975. P. 205.
[70] Hymes D. The ethnography of sreacking // Anthropology and Human Behavior. Washington (D.C.), 1962.
[71] Jacobson R. Concluding statement: linguistics and poetics // Style in Language. Cambridge (Mass.), 1960; Hymes D. The ethnography of sreacking // Anthropology and Human Behavior.
[72] См.: Пачев А.Т. Теория «этнографии речи» в американской социолингвистике. М., 1982.
[73] См. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. С. 5.
[74] Honigman Y.Y. Culture and Personality. N.Y., 1954. P. 171.
[75] Kardiner T. The Individual and His Society. N.Y., 1945. P. 132.
[76] Spiro M. An overview and a suggested reorientatien // Psychological Anthropology. Hsu T.J.K. (ed.). Cambridge (Mass.), 1972. P. 583.
[77] Лоренц К. Человек находит друга. М., 1977. С. 152.
[78] Herskovits M. Cultural Anthropology. N. Y., 1955. P. 326-327.
[79] Brannigan Ch. R., Humpers D.A. Human non-verbal behavior // Ethological Studies of Child Behavior. Blurton J.N. (ed.). Cambridge, 1972.
[80] Salzen E.A. Social attachment and a sence of security // Human Ethology. Von Cranach et al. (eds.). Cambridge (Mass.), 1979. P. 603.
[81] Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1. С. 119.
[82] Roberts M., Sutton-Smith В. Child traning and game involvment // Ethnology. 1962. Vol. № 2. P. 166.
[83] Honigman J.J. Culture and Personality. 1954. P. 255-256.
[84] Ibid. P. 257.
[85] Dunn J. Understanding human development: Limitation and porsibilities of an ethological approach. Human Ethnology. M. von Cranach et al. (eds.). Cambridge (Mass.), 1979. P. 639.
[86] Allman I. Privacy as an interpersonal boundary process // Human Ethology. Ed. M. von Cranach et al. Cambridge etc., 1979. P. 121.
[87] См.: Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983. № 1. С. 118-119.
[88] Altman I. The environment and Social Behavier: Privacy, Personal Space, Territory and Crowding. Montrey, 1975. Idem. Privacy: А «г conceptual analysis. Environment and Behavior. 1976. Vol. 8. P. 7 — 29.
[89] Benedict R. Anthropology and abnormal // J. Gen. Psychol., 1934. Vol. 10. P. 59-80.
[90] Herskowits M. Cultural Antropology. N. Y., 1955. P. 273 (см. также работы М. Фуко).
[91] Подробнее об этом см.: Орлова Э.А, Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодей- ствия. М., 2001; Конфликты и переговоры. Парадигмы социально- го взаимодействия. М., 2001.
[92] Cameiro R. Four faces of evolution unilinear, universal multilinear, and differential // Handbook of Social and Cultural Anthropologyio Homgman J. (ed.). Chicago, 1973.
[93] Parsons T. Evolutionary universals in society // American Sociological Review. XXIX. № 3. 1964. P. 339.
[94] Alland A. Evolution.and Human Behavior. N. Y., 1969. P. 196-197.
[95] Steward J. Theory of Cultural Ctange The Methodology of Multiliner Evolution Urbana. 1955.
[96] Раздел написан на основе: Gruber J. Forerunners; Carneiro R.I. Classical evolution; Kennedy K.A.R. Race and culture // Main Currents in Cultural Anthropology. Naroll R., Naroll F. (eds.). N. Y., 1973.
[97] Morgan L.H. Ancient Society. L.A. White (ed.). Cambridge (Mass.), 1964. P. 58.
[98] Tylor E. В. Anthropology. N. Y., 1916. P. 20.
[99] Tylor E. Primitive Culture. L, 1871. P. 14-15.
[100] Spenser H. The Principles of Sociology. Vol. 3. N. Y., 1897. P. 93.
[101] Tylor E. Anthropology. P. 18.
[102] Tylor E. Researches Into the Early History of Mankind. L., 1870. P. 193.
[103] Mc. Lennan J. F. Studies in Ancient History. L., 1896. P. 13.
[104] Fiske J. The Doctrine of evolution: its scape and influence // The Popular Science Monthhly, 1891. № 39. P. 586.
[105] Morgan L. Ancient Society. White L. A. (ed.). Cambridge (Mass.), 1964. P. 39.
[106] Spenser H. First Principles. N. Y., 1896. P. 452.
[107] Frazer J.G. Psyche's Task. L., 1913. P. 172.
[108] Tylor E.B. Anthropology // Encyclopedia Britannica. 1910. Vol. 2. P. 116.
[109] Spenser H. The Principles of Socialogy. Vol. 2. N. Y., 1899. P. 243.
[110] Mill J.S. A system of Logic. N. Y., 1846. P. 549.
[111] Mill J.S. A system of Logic. N. Y., 1846. P. 585.
[112] Spenser H. Reasons of disserting from the philosophy of A. Comte // Essays Scientific Political and Speculative. L., 1891. P. 128.
[113] Mill J.S. A system of Logic. P. 550.
[114] Spenser H. The Principles of Sociology. Vol. 3. N. Y., 1897. P. 321.
[115] Spenser H. Social Statics. L., 1851. P. 433.
[116] Morgan L. Systems of consanguinity and affinity of the human family. Smithsonian Contributions to Knowledge. 17. Washington (D. C), 1871. P. 492.
[117] Mc. Lennan J. Studies in Ancient History. L., 1876. P. 106-107.
[118] Spenser H. The Principles of Sociology. Vol. 3. P. 665.
[119] Tylor E. Primitive Culture. P. 62.
[120] Gieertz C. Agricultural Involution: The Process of Ecological Change in Indonesie. Berkeley, 1963.
[121] Sahlins M. Culture and environment: The study of cultural ecology// Horisons of anthropology. Tax S. (ed.). L., — Chicago, 1965. P. 133.
[122] Rappaport R.A. Some suggestions concerning concept and method in ecological anthropology // National Museum of Canada Bulletin. 1969. № 230.
[123] См.: Моисеев Н.Н. Алгоритм развития. М, 1987. С. 41 -42.
[124] Hatch E. The growth of economic, subsistence and ecological studies in American anthropology // Journal of Anthropological Reseach. Vol. 29. 1973. P. 221-222.
[125] Steward J. Theory of Cultural Change: The methodology of Multilinear Evolution. Urbana, 1955.
[126] Sahlins M. Evolution: specific and general // Theory in anthropology. Manners R., Paplan D. (eds.). Chicago, 1968.
[127] Sahlins M. Evolution: specific and general // Theory in Anthropology. Manners R., Kaplan D. (eds.). Theory in Anthropology. Chicago, 1968.
[128] Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968. P. 37.
[129] Glazer N., Moynihan D. P. (eds.). Ethnicity: Theory and Experience. Cambridge (Mass.), 1975. P. 213.
[130] Higham J. Ethnicity in America // Report at a conference «Ethnicity in Modern American Society». Princeton, 1983.
[131] Jackson R. H. Ethnicity // Social Science Concepts: A Systematic Analysis Sartori G. (ed.). Beverly Hills— L., 1984. P. 227.
[132] Jaskson R.H. Ethnicity — Social Science Concepts: A Systematic Analysis. P. 207.
[133] Kasfir N. Explaining ethnic political participation // World Rolitics. 1979. Vol. 31. № 3. P. 373.
[134] Lazlo E. Evolution: The Grans Synthesis. Boston, 1987; Csanyi V. The replicative model of evolution: a general theory // World Futures. Journal of General Evolution. 1987. Vol. 23. № 1 -2. P. 31 -65.
[135] Parsons Т. Evolutionary universals in society // American Sociological Review. XXIX. № 3. 1964. P. 356.
[136] Parsons T. Evolutionary universals in society // American Sociological Review. XXIX. № 3. 1964. P. 342.
[137] Cohen Y.A. Culture as adaptation // Man in Adaptation. Chicago. Vol. 1. The Cultural Present. 1947. P. 46-47.
[138] Naroll R., Narrol F. (eds.) Main Currents of Cultural Anthropoloay. N. Y., 1970.
[139] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С. 159.
[140] Печчеи А. Человеческие качества. С. 72 — 73.
[141] Там же. С. 279.
[142] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1987. С. 714.
[143] Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1486.
[144] New Webster's Dictionary of the English Language. New Delhi, 1988. P. 393.
[145] Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.,
1989. С. 59.
[146] Sorokin P. A. Social and Cultural Dynamics N. Y. — L., 1962. Vol. 4. P. 411.
[147] См.: Серов Н.К. Личность и время. Л., 1989. С. 156—157.
[148] Вико Дж. Основания новой науки об общей природе нации. Л., 1940.
[149] Гердер И.Г. Идеи к философии историй человечества. М., 1977.
[150] Cornelius F. Die Weltgeschichte und ihre Rhytmus. MUnchen, 1925.
[151] Шпенглер О. Закат Европы. М.—Пг., 1923. Т. 1. С. 20.
[152] Toynbee A.D. Study of History. L., 1934-1961.
[153] Toynbee A.D. A Study of History. Abridgement by Sommerel D. C. 1956-1957. Vol. 1-2. P. 8.
[154] Toynbee A. D. A Study of History. L., 1934. Vol. 1. P. 208.
[155] Там же. Р. 279.
[156] Sorokin P.A. Social and Cultural Dynamics. N. Y. — L., 1962. Vol. 4. P. 425.
[157] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. III. С. 544.
[158] «Под экономической конъюнктурой каждого данного момента мы понимаем направление и степень изменения совокупности элементов народнохозяйственной жизни по сравнению с предшествующим моментом» (Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М, 1989. С. 199-208).
[159] Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Проблемы экономической динамики. С. 172.
[160] «Повышательная» и «понижательная» волны — термины Н.Д. Кондратьева.
[161] Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. С. 199-208.
[162] Григорьев Л.М. Циклическое накопление капитала. М., 1988.
[163] Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. и др. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992. С. 153—154.
[164] Лоу У. Открытия, нововведения и экономические циклы // Науковедение. 1986. № 2. С. 215.
[165] Frank M. Was ist Neostructuralismus. Frankfurt a. M., 1984.
[166] Райхман Дж. Постмодернизм в номиналистской системе координат // Флэшарт. 1989. № 1. С. 50.
[167] The Fontana Dictionary of Modern Thought. Glasgo, 1981. P. 671.
[168] Эко У. Из заметок к роману «Имя розы» // Называть вещи своими. М, 1986, С. 227.
[169] Welsch W. Postmoderne — Pluralität als ethischer und politischer Wert: Köln, 1988. S. 23.
[170] Ibid. S. 38.
[171] Lyotar J. F. Answering the question: «What is postmodernism» // Innovation/Renovation: New Perspectives on the Humanities. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P. 334-335.
[172] Hassan I. Toward a concept of postmodernism // Pastmodemism. An International Anthology. Wook-Dong Kirn (ed.). Seoul, 1991. P. 65-66.
[173] Цит. по: Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М, 1977. С. 112—113.
[174] Hassan I. Ideas of cultural change // Innovation/Renovation. New Perspectives on the Humanities. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P. 27-28.
[175] Calinescu M. From the one the many: pluralism in today's thought // Innovation/Renovation. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P. 284.
[176] Deleuze G., Gualtari F. Capitalisme et schisophrenie. Vol. II. Mille Plateaux. P. 1980.
[177] Welsch W. Postmoderne — Pluralitat als ethischer und politischer Wert. S. 26.
[178] Heller Th., Wellbery D. Introduction // Reconstructing Individualism. Standford, 1986. P. 1-15.
[179] Гелд Дж. Основы поведенческой географии. М., 1990. С. 98.
[180] Там же. С. 99.
[181] Термин В. Шкловского, означающий восприятие привычного как «странного» (отсюда — остранение), необычного.
[182] Niethche F. Werke. Berlin — N. Y., 1973 V. III. P. 2. S. 381.
[183] Derrida J. La dessemenation. P., 1972. P. 309.
[184] Nietzche F. Werke. S. 381.
[185] См.: Постмодернизм и культура. М., 1991. С. 117.
[186] Moran E.F. Human Adaptability: An Introduction to Ecological Anthropology. North Scitnate, 1979. P. 58-59.
[187] Frake С О. Cultural ecology and anthropology // American Anthropologist. 1962. Vol. 64. № 1. P. 55, 58.
[188] Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 333.
[189] Zimmerman D. Ethnomethodology // American Sociologist. 1978. V. 13. P. 9.
[190] XXXIII Festival internationale des Teatro: Biennale die Venezia. 1985. S. 79.
[191] Lyotard J. F. Answering the question: What is rostmodernism? // Innovation/Renovation. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P. 340.
[192] Фуко М. Слова и вещи. С. 423 — 424.
[193] Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970. P. 223.
[194] Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. P. 225.
[195] Heller Th., Wellbury D. Introduction — Reconstructing Structuralism. Stanford, 1986. P. 7.
[196] Bertens И. The postmodern Weltanschauung and its relation with modernism // Postmodernism. Wook— Dong Kirn (ed.). Seoul, 1991. P. 245-247.
[197] Holland N.N. Postmodern psychoanalysis // Innovation/ Renovation. Hassan I., Hassan S. (eds.). Madison, 1983. P. 304.
[198] Фуко М. Слова и вещи. С. 435.
[199] Gudikunst W. В., Ting Toomy S., Chua E. Culture and Interpersonal Communication. Newbury Park (Calif.) — L.— New Delhi, 1990.
[200] Kluckhohn F., Strodtbeck F. Valuations in Value Orientations N. Y.r 1961.
[201] Kluckhohn F., Strodlbeck F. Valuations in Value Orientations. P. 11.
[202] Parsons Т., Shils E. Toward a General Theory of Action. Cambridge (Mass.), 1951. P. 77.
[203] Glenn E. Man and Mankind. Norwood (N. Y.), 1981. P. 57.
[204] Hall E. Т. Beyond Culture. N. Y., 1976. P. 79.
[205] Hall Е. Т. Beyond Culture. N. Y., 1976. P. 98
[206] Levine D. The Flight from Ambiguity. Chicago, 1985. P. 25.
[207] Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values. Bevery Hills (Cal.), 1980; Idem. Dimensions of national Cultures in fifty countries and three regions // Explications in Cross-Cultural Psychology. Deregowski J., Dzuierawiec S., Annis R. (eds.). Lisse, 1983.
[208] Hofstede G. Value systems in forty countries // Cross-Cultural Contributions to Psychology. Eckensberger L., Lonner W., Poortinea Y. (eds.). Lisse, 1979. P. 395.
[209] Hofstede С, Wond M. Horstede's culture dimensions: An independent validation using Rokeach's value survey // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1984. № 15. P. 419.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 952;