Социально- и культурно-антропологических исследований

 

В качестве исследовательских объектов социаль­ной и культурой антропологии к настоящему времени сложились следующие:

 

§ культурно-исторические регионы, поселения раз­личных типов;

§ специализированные области культуры, исследо­вание которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении ис­кусства, массовой культуры, образования;

§ социокультурные слои (например, антропологичес­кий анализ элит в обществе, «культура бедности»), группы (субкультуры), организации (корпоратив­ные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);

§ индивиды (культурно-антропологический анализ образа жизни людей, его изменений на протяже­нии жизненного цикла; внешней обусловленности нарушений физического и психического здоровья, отклоняющегося поведения; индивидуальных по­буждений к изменениям и способов их реали­зации).

 

Что касается принятых сегодня теоретических способов упорядочения эмпирических данных и объяс­нения культурных фактов, динамики и многообразия культурных феноменов, то их можно свести к следую­щим доминирующим направлениям:

 

§ эволюционная теория, где считается, что совокуп­ности социокультурных феноменов различаются по степени совершенства и возможно движение по этой шкале вверх и вниз;

§ культурный материализм, где считается, что сово­купности социокультурных форм различаются по их адаптационным преимуществам;

§ диффузионизм, где считается, что совокупности сходных социокультурных феноменов имеют об­щий источник или связаны друг с другом через механизм заимствования;

§ функционализм, где считается, что различные со­циокультурные образования в пределах одной группы являются взаимоподкрепляющими;

§ французская социология, где считается, что сово­купности социокультурных образований отличаются друг от друга внутренней последовательностью, гармоничностью, степенью взаимности;

§ британский социальный структурализм, где счи­тается, что сходные по внутренней структуре со­циокультурные явления могут быть внешне со­вершенно различны, а кажущиеся сходными феномены могут различаться в некотором сущест­венном отношении и один из них может быть детерминантой другого;

§ психологическая антропология, где считается, что некоторые виды социокультурных феноменов представляют собой вариации на определенную тему (например, удовлетворение человеческих потребностей) или некоторое социальное измере­ние (например, социальная дифференциация);

§ французский структурализм, где считается, что все человеческие феномены определенного типа де­терминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах.

 

Таковы сегодня источники объяснительных прин­ципов и моделей, которые могут быть использованы для интерпретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.

 








Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 534;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.