Определение основных понятий
Анализ работ, посвящённых проблемам управления движениями, двигательной точности позволил сделать заключение о недостаточной разработанности терминологического аппарата, что делает необходимым хотя бы краткое обоснование терминов, употребляемых в работе. В данном процессе учитывались, в первую очередь, семантика слова, современная практика его применения в соответствующих отраслях науки, логика определения понятий, рекомендации по стандартизации терминов.
Вначале обозначим соотношение понятий "движение" и "двигательное действие".
"Движение" определяется С.И. Ожеговым (1984) как: 1. форма существования материи…; 2. перемещение кого-чего-нибудь в определённом направлении; 3. изменение положения тела или его частей. "Действие" же – "… функционирование чего-нибудь". Далее, "функционирование" подразумевает (от "функция") протекание "явления, зависящего от другого и изменяющегося по мере изменения этого другого явления". То есть, во-первых, действие (а значит, и двигательное действие) – это явление, и, во-вторых, оно зависит от другого явления и изменяется по мере изменения этого другого явления.
От какого же явления зависит и по мере его изменения изменяется двигательное действие? На наш взгляд, таким явлением является потребность индивида. Действие, в частности двигательное действие, полностью определяется потребностью и в процессе удовлетворения потребности может меняться, в зависимости от её изменения, вплоть до прекращения механической части двигательного действия – движения.
Таким образом, каждое действие человека есть процесс разрешения противоречия между объективной ситуацией и потребностью индивида. Человек никак, кроме как при помощи действия, не в состоянии удовлетворить свою потребность. В таком случае двигательное действие в широком смысле – это способ разрешения противоречия между возникшей потребностью индивида и существующей объективной ситуацией. Причём для удовлетворения потребности может быть выбран и другой способ (не двигательное действие, от изменения субъективного отношения к возникшей потребности, до воздействия на другого индивида, способного изменить объективную ситуацию в соответствии с потребностями первого). То есть потребность – это ещё не само действие, и двигательное действие не атрибут потребности. Само же действие начинается после принятия
решения о действии, с формирования задачи действия, в нашем случае – с формирования двигательной задачи (см. рис. 2).
Логическим завершением сказанного представляется следующее определение двигательного действия: д.д. – это процесс удовлетворения потребности человека при помощи изменения или сохранения положения тела или его частей путём мышечных сокращений . Отношение к потребности (внешнему явлению, стоящему выше в иерархии) однозначно определяет наличие в составе д.д. двигательной задачи и двигательной программы (без них акт двигательной активности не гарантирует удовлетворения потребности, следовательно, не является действием), поэтому нет смысла включать их в дефиниенс д.д., сводя определение понятия к описанию его составных частей.
Из представленного определения следует, что изменение положения тела или его частей, то есть "движение" (или "движения") – это механическая часть двигательного действия. Причём, двигательное действие может быть и без движения (с нулевым движением, например, удержание штанги на плечах). Механическая часть д.д. может быть представлена одним движением или системой движений со сложными взаимосвязями внутри этой системы.
Поэтому корректно говорить о "движении", имея в виду чисто внешнее, механическое проявление "двигательного действия" как способа удовлетворения потребности индивида путём таких механических движений. Говоря же о д.д., подразумевать наличие всех сложных взаимосвязей на пути "двигательная задача – результат" (рис. 2).
Предложенное определение сопоставимо с толкованием д.д. как "психического акта с физическим проявлением" (Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, 1999). Близко к предлагаемому и определение "спортивного двигательного действия" В.Б. Коренберга (2000) – "это программный и программно регулируемый произвольный (сознательный или подсознательный) двигательный акт (фрагмент двигательной активности), мысленно воспринимаемый его субъектом как не разделённая на части целостность"[3]. Однако необходимо отметить, что во втором случае д.д. определено лишь как часть двигательной деятельности (если понимать деятельность как целенаправленную активность (например, Л.Ф. Ильичев с соавт., 1984; В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, 1996), а дефиниция понятия "двигательная деятельность" не произведена.
Определение понятия "двигательное действие" позволяет конкретизировать производное от него "биомеханическая структура двигательного действия". Учитывая, что "биомеханика" – это наука о законах механического движения в живых системах (Кичайкина Н.Б., Козлов И.М., Коблев Я.К., Самсонова А.В., 2000), а "структура" – "строение, внутреннее устройство" (С.И. Ожегов, 1984), а также то, что в биомеханике принято под "структурой" понимать также и закономерности взаимосвязи между её элементами (Д.Д. Донской, 1979; В.Н. Курысь, 1998б), то "биомеханическую структуру двигательного действия" можно характеризовать как строение и взаимосвязь центральных и периферических механизмов управления (включая продуцирование двигательных задач, программирование и коррекцию) и реализации движений.
Необходимо подчеркнуть, что многие авторы, изучавшие структуру систем движений, выделяют в её составе информационную структуру как "закономерности взаимосвязей между элементами информации (сообщения об условиях и ходе действия и командами)" (Д.Д. Донской, 1979). Так В.Б. Коренберг (1979) подразделяет структуру системы движений на анатомическую, механическую и информационную, В.Н. Курысь (1998б) – на кинематическую, динамическую и информационную и т.д.
На наш взгляд, информационная структура лежит вне рамок механического движения, являясь подструктурой двигательного действия (рис. 3). Таким образом, структура двигательного действия состоит из информационной и механической подструктур. В свою очередь, механическая подструктура имеет в своём составе динамическую и кинематическую подструктуры. Отметим, что анатомическая структура, то есть механические связи между частями опорно-двигательного аппарата (ОДА), выделяемая некоторыми авторами наряду с информационной и механической структурами, является источником внутренних сил, способствующих движению, и поэтому отнесена нами к подструктурам динамической структуры.
В главе 1 было дано рабочее определение точностного двигательного действия, необходимое для конкретизации границ предметного поля изучаемой проблемы. Подставляя в него денотат д.д., получим: точностное двигательное действие – это процесс удовлетворения потребности человека путём изменения положения тела или его частей, основанного на мышечных сокращениях, в котором достижение детерминированных в
двигательной задаче пространственных характеристик[4] является субъективно наиболее сложным.
Определение соотношения понятий "двигательное действие" и "движение", изложенное выше, позволяет рассматривать "точностное движение" как механическую часть "точностного двигательного действия".
Естественно, что движения любого д.д. могут протекать в различных внешних условиях, что наложит отпечаток на его характер. Например, движение точностного двигательного действия может производиться при значительном сопротивлении внешних сил или на большой скорости. И безусловно, что такое движение будет обладать и чертами движения силового или скоростного д.д. Однако эти силовые, скоростные и др. параметры движения точностного д.д. детерминированы в его программе, могут сильно варьировать и не влияют на оценку результатов движения.
Следует также отметить, что характер точностного двигательного действия определяют внешние и внутренние факторы.
Внешним фактором, определяющим степень "точностности" двигательного действия является абсолютный уровень требований к пространственной точности движения. Приводимые некоторыми авторами размеры мишени (в метательных д.д.) как фактор, определяющий сложность точностного д.д., являются частным случаем сказанного, так как размеры мишени определяют требования к пространственной точности положения части тела, осуществляющей выпуск снаряда (при уменьшении размеров мишени требования возрастают).
К внутренним факторам прежде всего относится субъективная сложность для индивида достижения того или иного положения. Субъективная сложность движения влияет на проявление "вторичных" признаков точностного д.д.: уменьшение количества степеней свободы биокинематической цепи, выполняющей движение, за счёт одновременной активности мышц-антагонистов, снижение скорости движения для осуществления центральных коррекций на основе обратной связи и т.п. (Р.С. Персон, 1965; М.А. Алексеев, А.А. Аксназий, 1966; С.В. Голомазов, 1996 и др.). Именно внутренние факторы определяют характер конкретного двигательного действия, выполняемого индивидом, что и нашло место в определении точностного д.д.
Наконец, определение понятий "биомеханическая структура двигательного действия" и "точностное двигательное действие" даёт логические основания для денотации термина "биомеханическая структура точностного двигательного действия". Под биомеханической структурой точностного двигательного действия в представленной работе предполагается понимать строение и взаимосвязь центральных (включая продуцирование двигательных задач, программирование и коррекцию) и периферических механизмов управления и осуществления движений, наибольшую сложность в реализации которых представляет достижение пространственных характеристик, детерминированных в двигательной задаче.
Определение основных понятий, используемых в работе, даёт возможность перейти к изложению направлений изучения биомеханической структуры точностных двигательных действий.
Дата добавления: 2015-07-24; просмотров: 1224;