Декабристское движение: социально-политическая сущность. Российская общественная мысль и общественные движения 1830-х – 1850-х гг.
Российская общественная мысль и общественные движения 30-50-х годов.
Особенности общественного движения второй четверти XIX в. Во второй четверти XIX в. в российском общественном движении произошли серьезные изменения. Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом, представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы николаевского царствования активными участниками освободительного движения стали преподаватели и студенты университетов (в основном Московского) и литераторы. Во-вторых, важную роль в освободительном движении начала играть периодическая печать, формировавшая общественное мнение. В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию Просвещения, то внимание участников общественного движения второй четверти XIX в. привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга, Гегеля), а с 30-х гг. — также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье). В-четвертых, с рубежа 30—40-х гг. в центре общественного внимания оказался вопрос об исторических судьбах России — спор между западниками и славянофилами. Революционно-демократическое направление в русском общественном движении В. Г. Белинский. Левое крыло западничества придерживалось революционно-демократических позиций. Его лидерами были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. После изгнания из университета Белинский полностью отдался рабрте литературного критика. 30-е годы в России характеризовались ростом влияния литературных журналов. Это объяснялось тем, что в обществе, жившем под гнетом цензуры, литература и литературная критика взяли на себя роль общественно-политической публицистики. Говоря о литературе, критика поднимала проблемы, волновавшие общество. Главными противниками, на которых обрушивался Белинский в своих статьях, были' теория официальной народности и Крепостное право, по мнению славянофилов, также было введено Петром, установившим подушную подать. Журнал «Отечественные записки», в котором публиковались критические статьи Белинского, обрел такую популярность, что очереди за ним занимали у киосков с ночи, а студенты брали его с бою. В 1837—1839 гг. Белинский пережил период «примирения с действительностью», приняв буквально формулу Гегеля: «Все действительное — разумно, все разумное — действительно». Однако в 1840 г. он уже писал: «Проклинаю мое гнусное примирение с гнусной действительностью». В 1847 г., незадолго до смерти, Белинский, находясь на лечении за границей, опубликовал открытое письмо к Н. В. Гоголю, в котором резко (но далеко не во всем справедливо) упрекал писателя за восхваление самодержавия и крепостничества в книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский обрушился на порядки николаевской России, «страны, где люди торгуют людьми... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже полицейского порядка». А. И. Герцен. С 1834 г. А. И. Герцен находился в ссылке в Перми, позднее в Вятке и, наконец, во Владимире. В 1840 г. он получил разрешение вернуться в столицу, но и 1841 г. вновь был сослан — в Нижний Новгород. В краткий период между ссылками Герцен активно участвовал в противостоянии со славянофилами, сблизился с Белинским. Единственной формой участия в общественной жизни могла для него быть литература. В 40-х гг. Герцен опубликовал имевшие успех повести «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», роман «Кто виноват?». В 1847 г. Герцен уехал в эмиграцию и в Россию уже не вернулся. События 1848 г. во Франции потрясли Герцена. Кровавое подавление рабочего восстания в Париже заставило его усомниться в приемлемости европейского пути и отказаться от западничества. Герцен пришел к выводу о том, что движение России к социалистическому будущему должно основываться на «ячейке социализма» — крестьянской общине, сохранившей значительные черты коллективизма. Россия, по мнению Герцена, должна была прийти к социализму, минуя капитализм. Учение Герцена принято именовать «русским» или «крестьянским социализмом». В 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал «Вольную русскую типографию». В 1855 г. началось издание альманаха «Полярная звезда», в 1857 г. — газеты «Колокол». Петрашевцы. В 1845 г. сложился кружок петрашевцев, названный так по имени лидера — М. В. Буташевича-Петрашевского. В кружок входили чиновники, преподаватели гимназий, офицеры, литераторы, в частности Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков. Члены кружка исповедовали различные взгляды: от либеральных до радикально-революционных. Несмотря на значительную численность, общество петрашевцев оставалось именно кружком, где обсуждались литературные, философские вопросы. Ни программы, ни устава не создавалось. Сам Петрашевский и его единомышленники исповедовали социалистические взгляды в духе Фурье и Сен-Симона, мечтали о ликвидации крепостного права и самодержавия, об утверждении республики. Более радикально настроены были некоторые члены общества во главе с Н. А. Спешневым, считавшие, что к социализму можно прийти только путем крестьянской революции. Несмотря на то что кружок не предпринимал никаких антиправительственных действий, расправа была жестокой. В 1849 г. 21 петрашевец был приговорен к смертной казни, которую заменили каторгой лишь в последнюю минуту, когда осужденные уже стояли под виселицей.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 1503;