Побуждения, инстинкты и принцип равновесия
Инстинкты — это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические — желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта — это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта — это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта — потребность в жидкости, жажда). По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. «Объект» — это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приготовление влаги, и, наконец, сам акт выливания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация — напряжением... И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.
Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден, если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет... Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.
Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инстинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти лучшую, более оптимальную форму удовлетворения.
Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжение, а, наоборот, усиливают его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.
Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связано не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты — это «каналы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.
По мнению Фрейда, каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии. Либидо (в пер. с лат. — желание) — энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и динамические критерии. Катексис — это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.
Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис — процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.
Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его. Обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных проблем в понимании личности.
Однако бессознательное человека – это не только хранилище подавленных и вытесненных инстинктов и импульсов человека. Ученик З. Фрейда К. Г. Юнг, в отличие от своего учителя, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным».
У каждого из нас есть два вида бессознательного. Индивидуальное бессознательное – хранилище подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также материала, который не оказался в свое время ярким, чтобы быть пережитым в сознании.
Коллективное бессознательное – своего рода «память поколений», психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и не принадлежит никому». Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые являются формами, организующими и канализирующими психоаналитический опыт человека. К. Юнг часто называл архетипы «первичными образами», так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание.
Таким образом, уже с начала ХХ века термин «бессознательное» в психологической науке имел неоднозначную трактовку. Немецкий психолог К. Ясперс сделал попытку разъяснить многообразие значений, приписываемых этому понятию. Согласно ученому, бессознательное трактуется:
1. Как производное от сознания и может быть идентифицировано с:
Ø автоматическим поведением (т.е. деятельностью, которая некогда осознавалась, а теперь осуществляется без контроля сознания, например, ходьба, езда на велосипеде, письмо);
Ø забытым опытом, который еще не утратил своей действительности (имеются ввиду так называемые комплексы, остаточные аффекты, обусловленные прежним опытом);
Ø воспоминаниями, готовыми «всплыть на поверхность» памяти.
В соотношении с недостатком внимания. С этой точки зрения «Оно» есть то, что:
Ø будучи пережито в действительности, проходит незамеченным;
Ø хотя и выявляется, но непреднамеренно;
Ø ускользает из памяти, т.е., будучи некогда содержанием сознания, забывается. Например, известны случаи, когда люди забывают, каковы были их намерения мгновением раньше: «я иду в соседнюю комнату – но зачем?»;
Ø никогда не было объективировано и, таким образом, не может быть сформулировано в словах.
Как сила, как первоисточник, т.е. как:
Ø творческое жизненное начало;
Ø убежище, защита, первопричина и конечная цель.
Иначе говоря, все существенное – все наши страстные устремления и озарения, все импульсы и все идеи, все виды и формы нашего творческого воображения, все ослепительные и мрачные моменты жизни – приходят к нам из бессознательного; и любое осуществление оказывается бессознательным, в которое мы в конце концов возвращаемся.
Как «бытие» – как истинный глубинный смысл бытия, т.е. как психическая реальность.
Но нельзя упускать из виду, что сознание не может пониматься ни как нечто механически и случайно добавленное к психической реальности, ни как нечто такое, к чему сводится вся психическая реальность – укорененная в бессознательном, подвергающаяся его влиянию и сама, в свою очередь, оказывающая на него влияние. Психическую реальность понимали по-разному: как спонтанную игру фундаментальных элементов, проявляющуюся в формах сознательной психической жизни (Гербарт); как ряд постепенно уходящих вглубь слоев бессознательного (Конштамм, Фрейд); как личное бессознательное, накапливающееся в течение всей жизни индивида; как коллективное бессознательное – субстрат универсального опыта человечества, действующий в каждой отдельно взятой личности (Юнг). Во всех перечисленных случаях бессознательное понимается как «самодовлеющая сущность», как «бытие для себя», как действительность, которой мы обязаны своим существованием. Стремление человека к истине, саморазвитию предполагает озарение бессознательных глубин его личности.
Таким образом, для объяснения психической жизни индивида необходимо изучить не только содержание сознательных структур психики, но и механизмы, внешние по отношению к сознанию, – происходящие в сфере бессознательного события, которые, конечно, сами по себе не могут быть переведены в форму, доступную непосредственному восприятию, а могут лишь мыслиться в форме психических или физических символов или аналогий, представляя собой факты неосознаваемого психического.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 823;