Неосознаваемые побудители сознательных действий
Перейдем к рассмотрению второго подкласса неосознаваемых процессов – к неосознаваемым побудителям сознательных действий.
Согласно рассмотренной нами ранее исходной схеме З. Фрейда, тенденция к вытеснению определенных переживаний возникает главным образом в тех случаях, когда эти переживания в силу разного рода социальных запретов или конфликтов с другими противоположно ориентированными переживаниями не могут найти своего адекватного выражения в поведении. Подобные процессы можно наблюдать, например, при психических травмах типа обиды, оскорбления, нанесенного субъекту конкретным лицом или при утрате чего-то ценного. В подобных случаях вся энергия психологической защиты обиженного или утерявшего направляется на постепенное понижение значимости, которую имеют для него ситуация обиды или то, что было утрачено.
Если работа этой формы защиты оказывается успешной, то возникает постепенное устранение из осознаваемой душевной жизни эпизода обиды или эпизода потери. Если же нет, то развиваются сложные картины, в которых осознаваемое причудливо переплетается с неосознаваемым, а исход может быть неоднозначным.
Наличие конфликтов, внутренних противоречий в области переживаний, имеющих высокую степень значимости для субъекта, является серьезным фактором риска для его психического здоровья. И поэтому его психика стремится самыми разными путями устранить подобные конфликты. Если понижение значимости психически травмирующего фактора не удается, то может активизироваться другой тип психологической защиты – замещение того, что подлежит вытеснению, т.е. создание вместо системы травмирующих переживаний другой системы значимого, выступающей как структура компенсирующая, но зато более легко выразимая в поведении.
Так, подросток, ставший на путь аморального поведения, может окружить последнее ореолом «романтики», ореолом «вызова», который он бросает не признающему его обществу, и тем самым восстанавливает в собственных глазах свой престиж, лишь заглушая в действительности вытесняемое чувство недовольства собой.
Структура личности.В структуре личности Фрейд выделяет «Ид», «Эго» и «супер-Эго» («Оно», «Я», «сверх-Я»). «Ид» — это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. «Ид», считает Фрейд, «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в «Ид» находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной. «Ид» служит источником энергии для всей личности и вместе с тем целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные из сознания в бессознательное «Ид», по-прежнему способны влиять на психическую жизнь человека, причем со временем сила этого влияния не уменьшается. «Ид» можно сравнить со слепым и глухим диктатором с неограниченною властью, но властвовать он может только через посредников» (Фрейд, 1989).
«Эго» развивается из «Ид», но, в отличие от последнего, находится в постоянном контакте с внешним миром. «Эго» защищает «Ид», как кора — дерево, но при этом питается энергией «Ид». Сознательная жизнь протекает преимущественно в «Эго». Посредством накапливания опыта (в памяти) «Эго» избегает опасных раздражителей, адаптируясь к умеренным, и, главное, посредством активной деятельности способно перестраивать его себе на пользу. Развиваясь, «Эго» постепенно обретает контроль над требованиями «Ид», решая, будет ли инстинктивная потребность реализована сиюминутно, или ее удовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Таким образом, «Ид» реагирует на потребности, «Эго» — на возможности. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних («Ид») импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением, чувством «неудовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством «удовольствия». «Эго», считает Фрейд, стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия.
«Супер-Эго» развивается из Эго и является судьей и цензором его деятельности и мыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения. Фрейд указывает на три функции «супер-Эго»: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В качестве совести «супер-Эго» судит, ограничивает, запрещает или разрешает сознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности «супер-Эго» (независимо от»Ид»и Эго) оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребности. Формирование идеалов связано с развитием самого «супер-Эго». Иногда неправильно отождествляют «супер-Эго» с поведением одного из родителей. «Супер-Эго ребенка, — подчеркивает Фрейд,— в действительности конструируется не по модели его родителей, а по модели «супер-Эго» его родителей».
Основная цель взаимодействия всех трех систем — «Ид», «Эго» и «супер-Эго» — поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя к минимуму неудовольствие.
Механизмы защиты. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних, внешних), Эго оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как вытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, проекция, изоляция, регрессия и сублимация.
Вытеснение — удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти «комплексы» продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода «наружу». Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Отрицание — это попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго. Примечательна способность в таких случаях «пропускать» в своих воспоминаниях неприятные пережитые события, заменяя их вымыслом. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: «В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».
Рационализация — это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.
Реактивные образования — это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.
Проекция — это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.
Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере, не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, может «дать» ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.
Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, «спустить пар», время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу «глупостей».
Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Таким образом, «механизмы защиты — это способы, с помощью которых «Эго» защищает себя от внутренних и внешних напряжений» (Фрейд, 1989). Эти механизмы, в понимании Фрейда, играют значительную роль в патогенезе неврозов. Невротический синдром есть следствие неудавшегося защитного процесса. Психоневроз — проявление защиты сознательной части душевной жизни от неприемлемых переживаний и стремлений. С механизмами вытеснения, в частности, Фрейд связывает некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (бронхиальная астма, язва желудка). Для невроза навязчивых состояний характерными являются механизмы изоляции и реактивного образования.
Принципиальная цель психоаналитика состоит в том, утверждает Фрейд, «чтобы усилить «Эго», сделать его более независимым от «супер-Эго», расширить поле его восприятия и усовершенствовать его организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию «Ид» (Фрейд, 1989).
Основной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта, т. е. воссоединение бессознательного с сознательной частью «Эго». Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в различных формах:
Ø бессознательных аффективных комплексах;
Ø свободных ассоциациях;
Ø сновидениях;
Ø обмолвках, ошибочных действиях и пр.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 962;