Агент и объект контроля
В этой главе я уже говорил о том, что нам следует выйти за пределы ставшего популярным разграничения первичного и вторичного контроля и обратиться к более широкой схеме, позволяющей учитывать связанную с контролем ориентацию представителей тех культур, в которых гармония ценится выше, чем автономия. Одно из моих предположений состоит в том, что при попытках индивида контролировать свое окружение, вместо непосредственного личного контроля могут использоваться и используются непрямой личный контроль, контроль через представителя и коллективный контроль. На основе представленного выше обсуждения можно предсказать различные предпочтения определенных стратегий контроля как в
кросс-культурном, так и в индивидуальном аспекте: а) жители Восточной Азии, которые ценят прежде всего гармонию, а не автономию, менее охотно используют стратегии непосредственного личного контроля, предпочитая ему другие виды контроля, при этом жители Северной Америки, для которых автономия является приоритетной ценностью по отношению к гармонии межличностных отношений, предпочитают непосредственный личный контроль; б) чем больше индивид ценит гармонию межличностных отношений по сравнению с автономией, тем чаще он будет избегать стратегий непосредственного личного контроля. Из данных предположений вытекает любопытная вероятность того, что очевидные кросс-культурные и тендерные различия в ориентации на определенные стратегии контроля могут быть сведены к индивидуальным различиям ценностной ориентации.
Влияние каждой из стратегий контроля на ощущение индивидом автономии или межличностной гармонии остается неизменным в разных культурах, то есть скорее всего результат успешного осуществления определенного вида контроля, представленного в табл. 12.1, будет одинаков в любой культуре, то же самое верно по отношению к результатам вторичного контроля. В любой культуре успешное осуществление непрямого личного контроля, контроля через представителя или коллективного контроля будет способствовать сохранению гармонии межличностных отношений. Данное предположение также нуждается в эмпирическом подтверждении.
В прСцессе будущих исследований мы должны заняться и выявлением объектов вторичного контроля, что позволит нам понять мотивацию, которая лежит в его основе. В зависимости от обстоятельств объектом контроля могут быть различные аспекты познания или эмоций индивида. Например, если индивид стремится укрепить свое ощущение самоэффективности, то может попытаться сделать это, прибегнув к замещающему контролю или греясь в лучах чужой славы. Данную разновидность вторичного контроля следует отличать от других типов вторичного контроля, целью которых может быть восстановление'душевного равновесия.
Самоэффективность и автономия
Очевидно, что непосредственный личный контроль способствует формированию ощущения самоэффективности. Это значит, что непосредственный личный контроль безусловно способствует формированию у индивида убеждения, что он способен контролировать жизненно важные события. При этом воздействие остальных разновидностей контроля на ощущение самоэффективности не столь очевидно. Я предполагаю, что в определенном смысле ощущению самоэффективности могут способствовать другие разновидности контроля: самоэффективность в отношении способности выстроить отношения с другими людьми (контроль через представителя), самоэффективность в связи со способностью к самоконтролю (вторичный контроль) и самоэффективность в отношении сохранения гармонии (вторичный контроль). Поскольку есть основания предполагать, что непрямой личный контроль, контроль через представителя и коллективный контроль дают возможность сохранения гармонии, они также могут благотворно воздействовать на ощущение самоэффективности в отношении поддержания гармонии. Здесь может возникнуть вопрос, является ли такое понимание самоэффективности эквивалентом
самоэффективности, формированию которой способствует непосредственный личный контроль. Ким, Парк и Квак (Kim, Park & Kwak, 1998) разработали шкалу оценки ощущения самоэффективности в связи с сохранением гармонии межличностных отношений и обнаружили, что ее показатели обнаруживают позитивную корреляцию с уровнем удовлетворенности жизнью. Этот результат показывает, что имеет смысл говорить о самоэффективности в связи с поддержанием гармонии, хотя ее соотношение с общей самоэффективностьюиндивида нуждается в эмпирической проверке.
Существование прочих разновидностей самоэффективности представляет собой вопрос, который предстоит решить в процессе будущих исследований. Помимо самоэффективности при самоконтроле и успешном поддержании гармоничных межличностных отношений, интересно было бы узнать, представляет ли собой эффективность коллектива коллективную самоэффективность, то есть самоэффективность в процессе коллективного контроля событий. Было бы интересно составить план эмпирического исследования, которое позволило бы ответить на этот вопрос.
Еще одна проблема, которая стоит перед исследователями, — взаимосвязь различных типов самоэффективности и автономии. Вполне попятно, что самоэффективность индивида, подкрепляемая непосредственным личным контролем, благоприятно сказывается на ощущении автономии. Но что при этом можно сказать о воздействии других разновидностей самоэффективности на ощущение автономии? Например, если ощущение самоэффективностн индивида сложилось в результате успешного поддержания гармоничных межличностных отношений, означает ли это, что он будет ощущать себя более независимым? Поскольку автономия предполагает отсутствие манипуляции со стороны окружающих и возможность выносить независимые суждения, остается непонятным, может ли способность поддерживать гармоничные межличностные отношения освободить личность от влияния других людей.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1011;