Мотивация контроля
Приведенные выше рассуждения позволяют понять, что на осуществление контроля и па Востоке и па Западе оказывает влияние не только стремление контролировать окружение или самого себя, но и другие моменты. Как показано на рис. 12.2, выбирая путь, представленный в нижней части, индивид может стремиться к сохранению гармоничных отношений с окружением, корректируя их в социальном и физическом плане. При выборе пути, представленного в верхней части рисунка, обретенное психическое здоровье способствует формированию ощущения автопомин. Оба пути предполагают, что, помимо воздействия на непосредственный объект контроля (эго или окружение), индивид стремится обрести психическое здоровье. Данная модель позволяет сделать некоторые любопытные предположения.
Во-первых, данная модель говорит о том, что ощущение автономии не является обязательным условием психического здоровья в случае выбора индивидом нижнего пути (рис. 12.2). Хотя на Западе автономия представляет собой значимую составляющую адаптации, наша модель наводит на мысль о том, что индивид может обрести психическое здоровье и без нее. Для тех, кто выбирает нижний путь,
гармоничные отношения с окружением важнее автономии. Таким образом, возможно, в этом случае на Я-концепцию индивида влияет в первую очередь его способность к поддержанию гармоничных взаимоотношений, а не ощущение автономии. Если это так, самоуважение индивида может определяться его способностью к поддержанию гармонии взаимоотношений с окружением, а не способностью изменять это окружение.
Во-вторых, желательность поведения может определяться путем, который избирает индивид. Если он придерживается верхнего пути, изображенного на рис. 12.2, то ему необходимо осуществлять личный контроль окружения для обретения ощущения автономии. То есть-пред почтительным будет тот тип поведения, который обеспечит максимальную возможность личного воздействия на окружение с целью его изменения. Если же избран нижний путь, предпочтительным будет тот тип поведения, который обеспечит максимальную возможность сохранения гармонии взаимоотношений с окружением, если речь не идет о возникновении насущных биологических потребностей.
В-третьих, данная модель говорит о том, что существует возможность комбинаций при выборе ориентации, связанной с контролем. Значит, можно испробовать и тот и другой путь к психологическому здоровью, или изменить свой подход в зависимости от обстоятельств. Например, Уикол Ким (личная беседа, 17 февраля 2000 года) обнаружил, что самоэффективность в отношении поддержания гармоничных межличностных отношений, в соответствии с оценкой по разработанной им шкале, имеет позитивную корреляцию с уровнем удовлетворенности жизнью как у немцев, так н у корейцев. Эти данные позволяют предположить, что жители Германии могут обрести психологическое здоровье как избрав нижний, в соответствии с рис. 12.2, путь, так и используя верхний путь. Если индивид может использовать оба варианта действий для обретения психологического здоровья, это, безусловно, расширяет его возможности адаптации. Хотя для жителей Восточной Азии типичным считается нижний путь, они могут прибегнуть и к верхнему пути. Поскольку в любой культуре важны как автономия, так и гармония взаимоотношений с окружением, пути, представленные на рис. 12.2, не являются несовместимыми. Идея о возможности сочетания индивидом обоих путей независимо от культурной среды, открывает новые перспективы.
Заключение
В этой главе я представил критический обзор теоретических и эмпирических исследований культурных различий в отношении ориентации, связанных с контролем. При этом я попытался осмыслить эти различия с точки зрения ценностных ориентации культуры на автономию или гармонию. Хотя имеющиеся данные достаточно скудны, чтобы можно было сделать окончательные выводы, можно говорить о чертах сходства и различия в ориентациях, связанных с контролем, между теми, кто ценит автономию, и теми, кто ценит гармонию. Вывод общего характера, который позволяет сделать эта глава, состоит в том, что для более глубокого понимания свойственных разным культурам ориентации, связанных с контролем, необходимо рассмотрение данной проблемы в более широком аспекте. Представленная на рис. 12.2 модель — первый шаг в этом направлении.
Примечание
Эта глава опирается на исследования, проведенные на целевые субсидии Министерства образования, науки, спорта и культуры Японии (10610099). Я хочу выразить благодарность Ричарду Брэдшоу, Эмнко Кашима, ЙошиКашима, Зите Мейор, Майклу Моррису, Фумио Мураками, Ромин Тафароди и Йурико Земба, а также редактору этой книги Дэвиду Мацумото за полезные замечания к начальным вариантам текста данной главы.
ГЛАВА 13
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 636;