Вторичный контроль
Вторая позиция утверждения Вайса и соавторов (Weisz et al., 1984) гласит, что вторичный контроль имеет более широкое распространение в восточно-азиатских культурах по сравнению с американской культурой. Для проверки обоснованности такого утверждения следует более глубоко проанализировать характер вторичного контроля. Вайс и его коллеги предлагают четыре разновидности вторичного контроля, аналогичные разновидностям первичного контроля (табл. 12.3).
Прогнозирующий вторичный контроль предполагает точное предсказание индивидом внешних событий и условий с целью получения возможности контролировать их психологическое воздействие на себя. Например, можно попробовать узнать заранее, каким образом стоматолог будет лечить больной зуб, чтобы уменьшить неприятные ощущения в процессе лечения. В данном случае объект контро-. ля — страх или иные отрицательные эмоции, которые могут сопутствовать посещению стоматолога.
При замещающем вторичном контроле индивид пытается обрести ощущение самоэффективности, равняясь на других людей или группы, которые обладают большими, по сравнению с ним, возможностями, позволяющими им достичь того, что недоступно самому индивиду. Объектом при данном типе контроля является ощущение самоэффективности индивида. Удачный пример данного типа контроля приводят Чалдини и его коллеги (Cialdini et al., 1976). Они показывают, что студенты колледжа часто стремятся приблизиться к тем, кто достиг успеха. В одном из проведенных ими экспериментов было обнаружено, что после победы своей футбольной команды ученики стали носить школьную форму. Греясь в лучах чужой славы, ученики получали возможность обрести хотя бы иллюзорное ощущение самоэффективности. Такой тип контроля может рассматриваться как контроль внутреннего состояния, в данном случае ощущения самоэффективности, через представителя.
Что касается иллюзорного вторичного контроля, дефиниции Ротбаума с соавторами (Rothbaum et al., 1982) и Вайса с соавторами (Weisz et al., 1984) не согласуются между собой. В работе Ротбаума и его коллег данный тип контроля определяется как попытка индивида действовать заодно с силой случая, чтобы быть причастным к контролю, осуществляемому этой силой (р. 17). В соответствии с этим определением, объектом контроля здесь, как и при замещающем вторичном контроле, будет ощущение самоэффективности индивида. С другой стороны, иллюзорный вторичный контроль, по определению Вайса с соавторами, представляет собой попытки индивида объединить свои действия со случайностью или действо-
вать синхронно с ней, чтобы обрести ощущения покоя и принять свою судьбу (р. 957). В соответствии с этим новым определением, объектом контроля являются ощущения индивида, связанные с принятием своей судьбы. Например, больной, умирающий от рака, может принять свою судьбу и прекратить борьбу с ней. Поступая таким образом, пациент обретает возможность контролировать свои эмоции, такие как страх смерти, и восстановить душевное равновесие. Если иллюзорный вторичный контроль понимается как когшнг-поведение такого рода, возможно, было бы лучше определить его как адаптивный вторичный контроль, поскольку в данном случае речь не идет о каких бы то ни было иллюзиях, связанных с контролем, а основная цель контроля состоит в восстановлении душевного равновесия. И наконец, интерпретирующий вторичный контроль предполагает, что индивид пытается обнаружить смысл или целесообразность существующей реальности и таким путем получить более глубокое удовлетворение от этой реальности. Одним из высших проявлений такого контроля может быть поведение японского учителя дзен по имени Кайзен, который был сожжен в эпоху Средневековья. Поднимаясь на костер, он, по словам очевидцев, сказал: «Если вы научите свой разум не обращать внимания на муки, огонь покажется вам холодным». Примером такого контроля в повседневной жизни является наше стремление осмыслить свои ошибки или неудачи и найти им оправдание. Например, студент, провалившийся на выпускном экзамене, может рассуждать примерно так; «Ничего, что я не получил зачет за этот курс, зато я много узнал на занятиях». Таким образом, объектом интерпретирующего вторичного контроля является психологическое воздействие опыта.
Таблица 12.3 Объект при различных стратегиях вторичного контроля
Стратегия | Объект |
Прогнозирующий Замещающий (через представителя) Иллюзорный Интерпретирующий | Психологическое воздействие внешних обстоятельств Ощущение самоэффективности индивида Ощущение самоэффективности индивида (Rothbaum et al., 1982) Психологическое воздействие опыта |
Существующие эмпирические свидетельства культурных различий, касающихся вторичного контроля, также достаточно скудны, а данные неоднородны. Сеги-нер с соавторами (Seginer et al., 1993) обнаружили, что установки, связанные с вторичным контролем, носят более устойчивый характер у подростков из Малайзии, чем у их сверстников из Германии и Северной" Америки. При проведенном Нака-мурой и Фламмером (Nakamura & Flammer, 1998) сравнении стратегий решения проблем, применяемых студентами Швейцарии и Японии, было обнаружено, что стратегии реинтерпретации, которые можно отнести к интерпретирующему вторичному контролю, чаще встречаются у японских студентов, чем у швейцарских. Однако Мак-Карти и соавторы (McCarty et al., 1999) не выявили никаких последовательных попыток применения вторичного контроля у тайских детей, сравнивая их с американскими детьми.
Пытаясь сравнить ориентации, касающиеся контроля, у американцев и японцев, Морлинг (Morling, 2000) задавал вопросы посещающим занятия по аэробике в Японии и в США. Когда он спрашивал, что они будут делать, если упражнения станут слишком сложными, и американские и японские испытуемые отвечали, что они будут стараться изо всех сил, чтобы не отстать от инструктора. Поскольку автор в рабочем порядке определил данный ответ как показатель попыток вторичного контроля, результат говорит о том, что на занятиях по аэробике вторичный контроль доминирует в обеих культурах. Второй по частоте ответ, однако, предполагал в основном первичный контроль (изменить упражнения, чтобы они стали более приятными), такая реакция чаще встречалась у американцев, чем у японцев.
Б целом проведенные исследования, касающиеся культурных различий в стратегиях вторичного контроля, содержат неоднородные данные и не позволяют нам сделать какие-либо выводы. Возможно, неопределенность концепции вторичного контроля и, как следствие этого, неоднозначность ее использования и являются причинами такой неоднородности данных. Поскольку каждый из четырех типов вторичного контроля предполагает конкретный объект (см. табл. 12.3), нам необходимо понять, какие когнитивные или эмоциональные составляющие личности индивид хотел бы контролировать в рамках отдельной культуры. Например, в случае замещающего вторичного контроля у индивида отсутствует стремление адаптировать свою личность к существующей реальности. Цель контроля такого тина — поддержать ощущение самоэффективности индивида и его веру в способность повлиять на окружающую действительность. Такая стратегия контроля предпочтительна для тех, кто ценит автономию.
Хотя разграничение Вайсом и соавторами (Weisz et al., 1984) первичного и вторичного контроля оправдано с концептуальной точки зрения, такая дихотомия не всегда применима к культурным различиям ориентации, связанных с контролем. Как мы уже видели, утверждение этих авторов о том, нто «первичный контроль выше ценится и тире распространен в США, тогда как вторичный контроль шире применяется в повседневной жизни в Японии» (р. 955), не подтверждается ни концептуально, пи эмпирически. В США ценится не сам по себе первичный контроль, точно так же в Восточной Азии в целом, или в Японии в частности, ценится не вторичный контроль как таковой. Следует различать первичный и вторичный контроль и ценностные ориентации культуры.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 734;