Д. Лотос. Мысли о воспитании
Исследователями отмечалось, что формирование понятия джентльмена связано с образом рыцарства и терпимости, толерантности в человеческих отношениях. Образ лояльности создавался, в частности, культивированием в привилегированных колледжах для джентльменов командных видов спорта. Футбол, баскетбол, волейбол, возникшие в Англии, способствовали привычке к игре в команде, где каждый учится побеждать вместе с другими, «работает» на общий результат, пробует себя в разных функциях. Участие в спортивной жизни колледжа дисциплинировало, помогало формировать «бойцовские» качества: бороться до победы, смиряться с поражением. Трудно переоценить значение опыта спортивной борьбы для формирования уважения к закону, для становления профессиональной этики. Ведь в спорте, где каждый на виду, эмоции приходится смирять, а играть все равно только по правилам. В спорте борьба идет до последнего мига, там, как нигде, ценится время и энергия человека.
К тому же в спорте возможны ситуации, когда сообразительный, но субтильный отличник может научиться уважать крепкого и умеющего забивать голы тугодума. В спорте достигается «сыгранность» — умение понимать членов команды без слов, поддерживать игровую инициативу, сообща радоваться успеху каждого, вместе переживать ошибки, заражать друг друга верой в победу. В спорте решения принимаются мгновенно, там отрабатывается быстрота реакции и выносливость. Все эти качества необходимы и в бизнесе — в рабочей обстановке. Из Англии к нам пришло выражение «команда профессионалов» — о коллективе единомышленников, желающих и умеющих вместе хорошо работать. В «сыгранной» команде все понимают невозможность «забить мяч в свои ворота».
Несмотря на развитую индивидуалистичность, понимание личной ответственности, джентльмены ценили общение и умели общаться. Именно в их среде культивировались клубы. Одной из форм объединения истинных джентльменов стали масонские ложи. Ложи настоящих каменотесов, так называемые «деятельные ложи» существовали в XVIII в. в Лондоне и славились традиционными ритуалами. Со временем как авторитетные, деловитые, так и привлеченные модой, скучающие джентльмены самого респектабельного состояния, плененные таинствами посвящения, стали наперебой вступать в них.
Коллегиальность, т.е. привычка советоваться, принимать решение с учетом мнений и интересов других, не отменяет самостоятельности и ответственности. Ее следует расценивать скорее как демократизм, нежели как соборность, поскольку последнюю часто трактуют в плане самоотречения, уподобления другим и отказа от личного успеха ради общего блага. Джентльмен же высоко ценит собственную индивидуальность, он одержим стремлением к успеху, преуспеванию, но на основе уважения интересов других, отнюдь не ценой пренебрежения ими.
Подобно рыцарю, джентльмен «любит честную игру», ни в чем не ищет легкой победы, мало ценит простую удачу, так как привык рассчитывать на себя. Он предпочитает даже не ловить рыбу на закате, когда слишком хороший клев и рыба «расслабляется», на охоте—не стрелять в садящую птицу — слишком легкая это добыча, все равно, что сражаться с безоружным, надо дать шанс и птице (см.: М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. М., 1987).
Спорт и охота прочно закрепляются в образе жизни аристократии, культивирующей хорошую физическую форму, заботящейся о здоровье, ясном уме и твердой руке для осуществления своих честолюбивых замыслов.
Таким образом, джентльменство в Европе из наименования сыновей наследственного дворянства эволюционирует в оценочную этическую категорию, обозначая совокупность добродетелей, отличающих национальные идеалы воспитанности и деловитости. Это честность и надежность, солидность и респектабельность, воспитанность и умение работать в коллективе.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 746;