Владимир Высоцкий. Песня о сентиментальном боксере
Поддержание физической формы является условием эффективной деятельности специалиста, залогом выносливости, преодоления перегрузок, дистрессов, фактором профессионального долголетия. Для многих сегодня это связано также с регулярными занятиями спортом. Состоятельные люди, преуспевающие бизнесмены встают на горные лыжи, берут в руки теннисные ракетки, покупают яхты, велосипеды, собираются в спортивные команды — по футболу, бейсболу. Занятия спортом, участие в клубах теннисистов, восточных единоборств, гольф-клубах становится модным признаком истинного бизнесмена, отличает политиков новой волны. Важно, чтобы спорт был доступен и популярен в массах. Никакое общество не сможет прийти к процветанию, не заботясь о развитии спорта и физической культуры своих граждан. Поэтому не только для болельщиков, профессионалов в спорте, но и для новоявленных любителей становится актуальной спортивная этика.
Спортивная этика — достаточно сложное понятие, поскольку в разных видах спорта — разные правила игры и разные нормы отношений. И все-таки, хотя спорт и не традиционная профессия и часто является любительским, этические нормы в нем являются характерным примером главенства морали при явной конкуренции. Девиз спортивной борьбы — «Пусть победит сильнейший!». Он относится еще к эпохе зарождения греческих олимпиад.
В спорте моральные традиции почти этикетны. В значительной мере это обусловлено необходимостью баланса соперничества — сотрудничества. Приветствие соперника перед началом состязаний и по их окончании, строгое следование жеребьевке, уважение судей и ряд других правил являются условием самого существования спорта. Популярность спорта, его зрелищность не в последнюю очередь обусловлены очевидностью соблюдения правил игры. В каждом виде спорта существуют свои правила и свои этические максимы. Их соблюдение гарантируется справедливым судейством. Здесь, где победителя определяют подчас с разницей в тысячные доли секунды, очень важны равные для всех условия, скрупулезное обеспечение постоянных параметров снарядов, поля, равных стартовых возможностей и пр.
Однако иногда в спорте сочетается не только набор чисто физических приемов и правил, но и эстетическая выразительность. Как, например, в фигурном катании и в художественной гимнастике, акробатическом рок-н-ролле, фристайле. Субъективность восприятия красоты движения может привести и приводит порой к злоупотреблениям, как это произошло недавно на Украине. Ряд судей, обвиненных в сговоре против одной из гимнасток, были дисквалифицированы за несправедливое судейство. На зимней Олимпиаде 2002 г. однажды выраженное сомнение в справедливости судейства в фигурном катании и выдача (беспрецедентная!!) второго комплекта золотых медалей привели к шквалу недовольства судейством и в этом, и в других видах спорта. Этика спорта базируется на уважении традиций и правил спортивного состязания. Она порицает делячество и принесение спортивных достижений в жертву высоким гонорарам.
В спортивной борьбе суровы правила равных шансов — наказания за прием допинга. Сегодня ведется дискуссия даже о запрете кофе для участников шахматных поединков.
В этой связи поучителен Кодекс спортивной этики, в котором разъясняется гуманистический смысл понятия «справедливая игра». Ведь человек (согласно, например, Хейзинге) вообще существо играющее. В понятиях «биржевой игрок», «политические игры», «игровые искусства» и многих других воплощены представления о близости спортивных и других жизненных игр.
Справедливая игра в спорте — условие его существования. Спортивное соперничество заряжает зрителей, формирует патриотические чувства болельщиков, в массовых видах способствует утверждению здорового образа жизни, без которого не бывает хорошей работы. Нарушение спортивной этики, несправедливое судейство, коммерциализация спорта, пренебрежение талантами и достижениями отдельных спортсменов, их эксплуатация и прочие «неспортивные игры» в спорте и около него становятся предметом обсуждения общественного мнения, ранят чувства болельщиков и сограждан, могут иметь даже политические последствия. Кодекс взывает к взрослым — функционерам, организациям, относящимся к спорту, — необходимо воспитывать у детей, молодежи понимание ценности Справедливой игры, понимание спорта как области честной борьбы, в которой выигрывают все участники.
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 783;