Восприятие и изучение школьниками художественных произведений в их родовой специфике.
Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра. Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости. Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, - эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки. При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Род – это ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект или сам акт художественного высказывания: слово либо изобретает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения (Литературный энциклопедический словарь).
Эпос | Лирика | Драма |
Объективность | Субъективность | Синтез объективного и субъективного |
Событие | Переживание | Действие |
Повествование+описание | Медитация | Сценичность |
Речь автора и персонажей | Эмоционально-экспрессивная речь лирического героя | Монолог, диалог |
Прозаическая форма | Стихотворная форма | Прозаическая и стихотворная форма |
Части, главы, эпизоды | Строфическая и астрофическая композиция | Перечень действующих лиц (афиша), ремарки, действия, явления, акты, сцены |
Прошедшее время | Настоящее, прошедшее и будущее время | Настоящее время |
Дата добавления: 2015-07-22; просмотров: 2219;