Биоэтические проблемы репродуктивного клонирования человека
Множество этических вопросов возникает в связи с возможностями / перспективамирепродуктивного клонирования человека. Это вопросы, связанные с: технической и медицинской безопасностью; подрывом понятия воспроизводства и семьи; неопределенностью положения клонированного ребенка по отношению к «родителю»; трудностями идентификации личности клона и ущербом для его психического развития; опасениями возникновения неоевгеники; ущемлением человеческого достоинства.
Основные возражения против репродуктивного клонирования человека:
– создание еще одного человека с тем же самым генетическим кодом может стать посягательством на человеческое достоинство и его уникальность;
– клонирование может привести к сокращению генетического разнообразия, делая человека более уязвимым к эпидемиям, снижая адаптивность к новым, постоянно меняющимся условиям в современном индустриальном обществе;
– у клона может возникнуть проблема самоидентификации личности;
– клонирование может привести к созданию людей-монстров, а также узкоспециализированных клонов со специальными свойствами (клоны-спортсмены с повышенной выносливостью и физической силой, клоны-солдаты, запрограммированные убивать и т.д.);
– может возникнуть опасность клонирования только для того, чтобы получить затем органы для трансплантации, т.е. действия по принципу «убить ближнего, чтобы выжить»;
При проведении процедуры клонирования (или даже ЭКО) исследователь, как правило, работает с несколькими клетками, параллельно создавая несколько зародышей, а затем, руководствуясь своими собственными критериями, выбирает, кому дать жизнь, а кому нет. Отсюда вытекает еще одна этическая проблема, которую кратко можно сформулировать «Я – бог».
В самом общем виде большинство этических вопросов, возникающих в сфере генетики человека и природы, можно свести к двум бинарным оппозициям:
1) имеем или не имеем мы право проводить какие-либо манипуляции и применять продукты таких манипуляций, если отдаленные последствия таких действий неизвестны?
2) имеем или не имеем вообще мы право вмешиваться в устоявшийся порядок жизни с целью изменить его?
Сегодня уже очевидно, что генная и биотехнологии обладают двойственными перспективами: они несут в себе, с одной стороны, огромные научные и экономические возможности, с другой – потенциальную угрозу для человека и человечества. Поэтому, с точки зрения биоэтики, следует задать вопрос: всегда ли в области генной и биотехнологий следует делать то, что уже можно сделать? Речь идет не о том, чтобы сказать «да» или «нет» генной технологии, а чтобы сделать явными положительные и отрицательные стороны проблемы.
Не случайно руководитель Научного совета российской программы «Геном человека» акад. А.А. Баев отмечал: «...Геном человека – это уже не только фундаментальная научная проблема, но и крупное социальное явление, как финансовое, так и производственное. Изучение генома достигло такого состояния, что и гуманитарии, занимающиеся вопросами философии, социологии, права, и религиозные деятели, и широкая общественность должны, наконец, вплотную заняться вопросами биоэтики».
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1544;