Этические проблемы генетических исследований
Новые этические вопросы порождаются стремительным развитием генетики человека:
– Может ли геном быть критерием оценки личности?
– Может ли реальность биогенетического неравенства (способности, здоровье) стать основанием социального неравенства и дискриминации?
– Не станет ли генетическое тестирование населения основанием стигматизации и классификации групп населения (в частности, поводом для ограничения свобод «неблагополучных» людей)?
– Должно ли генетическое обследование стать доступным каждому и охватывать всю популяцию?
– Должно ли генетическое тестирование стать обязательным, особенно для людей, вступающих в брак или при беременности?
– Может ли неблагоприятный прогноз при пренатальной генетической диагностике быть основанием для аборта?
Даже такое безобидное нововведение, как генетическая паспортизация требует этической экспертизы, ибо вызывает возможность вмешательства в личную жизнь граждан и опасность генетической дискриминации по состоянию здоровья. Новые очертания обретает при проведении генетического анализа, в частности генетического тестирования(ГТ), проблема сохранения врачебной тайны, поскольку объектом «этической заботы», соблюдения принципа конфиденциальности и сохранения врачебной тайны становится не только пациент и его родственники, но даже еще не родившиеся дети.
Всегда ли следует сообщать результаты ГТ самому пациенту? Например, в случае выявления предрасположенности к заболеванию, которое обязательно проявится, но в далеком будущем (болезнь Альцгеймера)? Надо ли обрекать человека долгое время, до старости, жить с грузом этой информации и страхом перед будущим?
Как быть с информацией о возможной опасности заболевания, которое может проявиться или не проявиться – у самого пациента или у его потомства? Здесь встает вопрос не столько о сообщении информации (она должна быть сообщена, пациент имеет право знать ее), сколько о ее объективности и достоверности.
Этично ли сообщать человеку об имеющейся у него предрасположенности к тому или иному заболеванию, если медицина не может еще предотвратить его развитие?
Вправе ли человек выбирать: знать или не знать о результатах ГТ и можно ли информировать его об этом в принудительном порядке?
Должны ли родственники знать результаты ГТ: ведь это может осложнить им жизнь, нанести определенный ущерб?
Должна ли быть субъектом информирования общественность? Не станут ли данные «генетической паспортизации» использоваться страховыми компаниями и работодателями?
Не приведет ли ГТ к дискриминации людей по генетическим признакам: при приеме на работу, вступлении в брак, планировании потомства?
Как гарантировать и обеспечить конфиденциальность материалов ГТ?
Наконец, не станет ли ГТ основой новой евгеники? Не приведет ли прогресс в области генетики к возрождению евгенических концепций, направленных на увеличение воспроизводства индивидов с признаками, способствующими процветанию общества и ограничение воспроизводства лиц с отягощенной наследственностью?
Еще более острые этические проблемы порождаются непосредственным генно-инженерным вмешательством. А ведь сегодня становятся реальными: направленное изменение генетического материала; идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи (клонирование); создание химер из наследственного материала разных видов (ксенотрансплантация). При этом некоторые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена: то, что они хотят, они также и могут делать. Вместе с тем:
Должна ли наука ограничиться расшифровкой патологических генов или она должна пойти дальше – к поиску генов, ответственных за поведение человека?
Можно ли «улучшать» или «гармонизировать» человека и род человеческий путем предоставления рекомендаций при вступлении в брак на основании медико-генетического тестирования?
Какова перспектива того, что человек (генетик-исследователь, политик) может стать «соавтором» биологической эволюции?
Может ли и должно ли государство и общество регулировать процесс научных исследований, и если «да», то как?
Несмотря на все опасения и страхи, современная наука, например, клонирование органов и тканей может предоставить огромные терапевтические возможности в решении важнейших задач трансплантологии, травматологии и других областях медицины и ветеринарии. При пересадке клонированного органа не надо будет думать о подавлении реакции отторжения и возможных последствиях в виде рака, развившегося на фоне иммунодефицита. Клонированные органы – альтернатива для людей, попавших в автомобильные аварии или иные катастрофы; для людей, которым нужна радикальная помощь из-за заболеваний пожилого возраста (изношенное сердце, больная печень и т.д.)
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1908;