Основные парадигмы экологической этики – антропоцентризм и не-антропоцентризм
Антропоцентризм– мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всего мироздания. Антропоцентризм – это своеобразный «антропоэгоизм», человеческий шовинизм, господствовавший в течение многих веков; он утверждал мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо, а все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Согласно антропоцентризму, единственным и высшим критерием в шкале ценностей является Человек, который может манипулировать растениями и животными как бездушными вещами для достижения своих целей. Частный случай антропоцентризма – утилитаризм вообще признает в качестве ценностей только объекты, находящиеся в пределах интересов человека.
Антропоцентристская парадигма, ставящая человека в центр мироздания, возникла в рамках этического гуманизма, что вполне естественно, поскольку антропоцентризм и гуманизм – понятия родственные: и тот, и другой замыкаются на человеке. Но гуманизм вовсе не претендует на «центризм» человека, он стремится лишь защитить и «реабилитировать» индивида перед обществом. Антропоцентризм же, возвеличивая человека вообще, забывает о его природной биологической сущности, и в этом смысле он – «бесчеловечный гуманизм». Сегодня общество нуждается в «человечном гуманизме», который превратил бы человека из хозяина и господина природы в ее часть. Поэтому актуальным является переход от «старого» принципа регуляции отношений человека и природы к новому не-антропоцентристскому подходу (экоцентризму, биоцентризму и др.).
Не-антропоцентристские концепции (нон-антропоцентризм) – гуманистическая альтернатива антропоцентризму; выдвигают как высшую ступень в шкале ценностейгармоничное и равноправное сообществолюдей и всех других живых и неживых компонентов природы. К не-антропоцентристским концепциям относятся: биоцентризм, экоцентризм, экофеминизм и др. направления, выступающие непосредственным проявлением гуманистической этики, подлинного – «человечного» – гуманизма. Они призывают человека отказаться от своего антропоэгоизма и начать жить интересами Иного – природного начала. Основные положения не-антропоцентристскихконцепций сводятся к следующему: 1) природный мир естьразнообразие биотических и абиотических структур; 2) объекты природы взаимосвязаны; 3) в окружающей природе любой ее вид неповторим и ценностно значим; 4) человек не вправе руководствоваться принципом пользы или целесообразности в определении ценности и права на жизнь любого биологического вида; 5) человек должен заботиться о сохранении всех видов и объектов природы, не допуская потерь в биоразнообразии.
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 1649;