Виды правоотношений
В теории права существующие правоотношения принято подразделять на общие и конкретные. Применительно к праву ЕС первые основываются преимущественно на постановлениях учредительных актов, вторые в большинстве случаев — на предписаниях вторичного права. В зависимости от предмета регулирования они служат основой возникновения правоотношений, связанных с предметной дифференциацией норм права ЕС, например таможенное, налоговое, предпринимательское право, право конкуренции и др.
К праву ЕС вполне применимо принятое в конституционном праве деление возникающих правоотношений на учредительные, правоустановительные и правоохранительные.
Учредительные отношения определяются как их содержанием, так и природой порождающего их источника права. В праве ЕС большинство такого рода норм, определяющих цели и принципы интеграционного образования, круг его ведения, институциональную структуру, порядок функционирования, содержатся непосредственно в учредительных договорах. Именно их рассматривают как институциональные. Постановления учредительных договоров носят преимущественно рамочный или программный характер. Их реализация в рамках ЕС осуществляется посредством актов вторичного права и решений Суда ЕС.
Нормативные правовые акты общего характера, такие как Регламент, служат основанием для правоустановительных отно-
шений. Сторонами в этих отношениях могут быть и государства-члены, и институты ЕС, а также частные физические и юридические лица. При наличии регламента права и обязанности сторон прослеживаются сравнительно отчетливо. Сложнее обстоит дело при применении директив (рамочных законов), которые не содержат детальной регламентации возникающих правоотношений. Они указывают лишь цели, подлежащие достижению, и сроки, в течение которых государства-члены должны осуществить их имплементацию. Такие директивы адресуются, как правило, государствам, за которыми сохраняется свобода выбора средств (но не сроков) имплементации. В течение двух месяцев с момента вступления директивы в силу субъекты права ЕС обладают правом оспаривания легитимности директивы в Суде ЕС. Правоустановительные отношения в полном объеме в сферах, регулируемых директивами, формируются опосредованно и регламентируются национальными актами имплементации. Эти отношения носят, однако, только «вертикальный» характер (соответственно, и возможность судебного оспаривания), т. е. государство, издавшее акт, — частные лица, но не отношения между частными лицами (по горизонтали). Соответственно, круг прав и обязанностей сторон в возникающем правоотношении носит строго направленный характер. Возможность предъявления иска частным лицом иному частному лицу исключается.
К числу правоохранительных относят правоотношения, возникающие в связи с необходимостью исполнения обязательств, вытекающих из предписаний права ЕС. Эта разновидность правоотношений также весьма специфична.
Договор о ЕС содержит специальное установление (ст. 4), обязывающее все государства-члены неукоснительно соблюдать и обеспечивать осуществление предписаний Договора. Это обя-.зательство распространяется и на акты вторичного права, изданные на их основе. На Комиссию возложено наблюдение за исполнением этих обязательств. Их нарушение может стать основанием для принятия Комиссией рекомендаций по исправлению положения. Отсутствие должной и адекватной реакции служит основанием для возбуждения иска о неисполнении обязательства. Правом возбуждения такого иска пользуются только привилегированные истцы (государства-члены и институты ЕС). Решение Суда ЕС носит обязательный и окончательный характер.
'- Правоохранительные отношения возникают при решении о наложении санкций, предусмотренных ДЕС, в связи с нарушением ценностей и принципов ЕС. Решение выносится на основе специальной процедуры, предусмотренной ст. 7 ДЕС. Правом наложения санкций в некоторых специальных областях (нарушение правил конкуренции, борьба с демпингом и др.) наделена Комиссия. Решение Комиссии о штрафных санкциях может быть обжаловано в судебном порядке.
Преобладающей тенденцией в области применения права ЕС остается расширение правоохранительных отношений. Это, однако, не привело к созданию собственного аппарата принуждения. В сфере отношений внутри ЕС исполнение соответствующих функций резервировано за государствами — членами ЕС.
Правоотношения, порождаемые правом ЕС, можно в зависимости от их содержания подразделить на материальные и процессуальные. Основной массив норм права ЕС образуют нормы материального права. Они регулируют самые разнообразные отношения, связанные с жизнедеятельностью интеграционных образований. Условия и порядок принятия решений, способы и методы их реализации закрепляются в процессуальных нормах и порождают соответствующие правоотношения. Они могут содержаться в различных по своей юридической природе актах. Так, порядок формирования институтов ЕС, способы принятия решений закрепляются в учредительных актах. Условия деятельности институтов детализируются в актах, принятых в их развитие и дополнение. Таковы, в частности, внутренний регламент Совета, внутренний регламент Комиссии, Регламент Европейского парламента, Устав судебных органов ЕС и процессуальные регламенты судебных инстанций. Изучая процессуальные отношения, следует обратить внимание на то, что осуществление решений судебных инстанций ЕС регулируется процессуальным правом государств — членов ЕС. Рассмотрение судебных исков в национальных судебных учреждениях, предъявляемых в целях защиты прав и интересов, основанных на праве ЕС, также осуществляется на основе национального процессуального права страны суда.
Помимо приведенной выше существуют и другие схемы классификации правоотношений. Однако в любом случае необходимо определить их правовое основание, права и обязанности сторон в правоотношении, способ и порядок их защиты.
138 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности
При этом важно иметь в виду разный уровень построения этих отношений и участвующих в них субъектов. Процессуальное положение субъектов зависит от их статуса. Процессуальная правосубъектность государств-членов и институтов ЕС (привилегированные истцы) в рамках права ЕС является максимально полной. Процессуальная правосубъектность частных лиц более ограниченна, а осуществление ими определенных действий, например при обращении в судебные органы ЕС, подчинено дополнительным правилам и требованиям.
В решениях Суда ЕС сформулированы некоторые основополагающие принципы, которым обязаны следовать национальные суды государств-членов. К ним отнесены: недискриминация, равноправие сторон, эффективность и др. Особо подчеркивается ответственность государств-членов за ущерб, причиненный частным лицам в результате нарушения права ЕС. «Право Европейского Сообщества подтверждает, — записано в решении Суда по делу Франкович от 19 ноября 1991 г., — преимущественную силу принципа, согласно которому государства-члены обязаны возмещать ущерб, причиненный частным лицам, вменяемый им нарушением права Европейского Сообщества»1.
С введением в действие и приданием юридической силы Хартии основных прав ЕС в определенной мере систематизируются и подтверждаются принципы судопроизводства в ЕС. По-ложения Хартии (в ряде случаев дословно) совпадают с постановлениями ЕКПЧ и трактуются в разъяснении на основании или с учетом практики ЕСПЧ и решений, вынесенных Судом ЕС. Особые оговорки относительно Хартии сделаны Великобританией, Польшей, а позднее Чехией.
1 Суд Европейских сообществ. Избранные решения. С. 30
Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 860;