Общая концепция коммуникации
Процессы и структуры социокультурной коммуникации будут рассмотрены с позиций когнитивной ветви психологической антропологии. Здесь изучаются социально значимые разделяемые представления, идеи, распространенные в определенной группе, общности, культуре. На основе анализа материалов, связанных с различными индивидуальными и групповыми (семья, локальная общность) носителями таких представлений, с различными типами культур («примитивные», «цивилизованные», «бесписьменные», «городские», «индустриальные» и т. п.), выстраиваются модели определенных когнитивных (познавательных) структур, базирующихся на антропологически универсальных принципах, порождающихся и воспроизводящихся в коммуникативных процессах. Следует подчеркнуть, что в отличие от психологии, где объектом изучения является психика как таковая, здесь центральное внимание уделяется личности в среде. Предмет исследования — модели поведения личности в ситуациях социального взаимодействия — позволяет рассматривать личность и ее культурное окружение одновременно. Главная тема исследовательской работы связана с выявлением закономерностей использования индивидами стандартных образцов поведения, отношений, суждений в организации коммуникативных процессов в типичных ситуациях социального взаимодействия.
Такие ситуации рассматриваются в когнитивист-ских терминах с трех основных точек зрения: условия, взаимосвязи, выразительные средства коммуникации.
Коммуникативные процессы играют в социокультурной жизни ключевую роль. Именно в ходе социального взаимодействия и сопровождающего его информационного обмена порождаются разделяемые представления и их символические объективации. В этих процессах складываются и приобретают видимые устойчивые культурные формы социокультурные функции и их структурное воплощение: образ-
интерпретация эффективнее тогда, когда исследователь имеет дело с субъектами взаимодействия — представителями одной культуры или социокультурной группы, осведомленными о содержании этих правил. Психологический акцент более уместен там, где речь идет о взаимодействии людей, не разделяющих общих правил, то есть ситуациях, где каждый из участников руководствуется собственными правилами.
Субъекты социокультурной коммуникации
«Я-концепция».
«Я-концепция». Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода вариаций, отклонений, изменений образцов поведения, деятельности, взаимодействия, важно принимать во внимание, что единственным источником всех этих порождений являются люди, находящиеся в разного рода отношениях друг с другом. Соответственно необходимо иметь концептуальную представленность индивида в этих процессах, которая теоретически позволила бы дифференцировать их в соответствии с выделением индивидуальных вкладов их участников. Среди таких теоретических конструктов представление людей о себе, или «я-концепция», занимают значимое место. «Я-концепция» предполагает, что у индивида существует некое внут-риличностное ядро — «я», — отбирающее и интегрирующее значимую и отбрасывающее незначимую для
него информацию.
Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением. Оно используется для самообозначения отдельного, индивидуального лица, но не «личности» или набора факторов, составляющих личность. Понятие «я» обычно подразделяется на два значения: номинативное — «я» как субъект и аккузативное — «я» как объект. «Я» как объект включает в себя идеи «я» как социального объекта для других и «я» как социального (и психологического) объекта для себя.
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 733;