Личностная идентичность.
Личностная идентичность. Эти представления формируются у индивида по мере его участия в различных социальных группах.
Социальной группой называется двое или более индивидов, разделяющих общие интересы, культурные ценности и идентификацию, воспринимающих себя носителями сходных отношений к окружению и т. п. Когда к индивидам приходит осознание принадлежности к одной или нескольким социальным группам, начинает формироваться их социальная (культурная) идентичность. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной «я-концепции», то есть представления человека о себе, которая является производной знания о принадлежности к социальной группе, а также ценностной и эмоциональной значимости такой принадлежности. Часть «я-концепции», не объясняемая социальной идентичностью, называется личной идентичностью. Целесообразно также проводить различие между публичным «я» и приватным «я». Приватное «я» есть часть «я-концепции», известная только самому индивиду, тогда как публичное «я» известно
другим.
Когда в коммуникативном процессе доминирует социальная идентификация, можно говорить о межгрупповой коммуникации. Соответственно для межгруппового поведения в отличие от межличностного характерно то, что тип контроля здесь — это социальные нормы, групповые ценности и стереотипы поведения, а не личностные предпочтения и эмоции. Индивидуалистический взгляд на «я» предполагает, что это самодовлеющее единство, существующее вне зависимости от групп принадлежности. На это, например, обращает внимание К. Гирц, говоря о понимании личности в западной культуре «как имеющей границы, уникальном, более или менее интегрированном мотивационном и когнитивном универсуме, динамическом центре познания, эмоций, суждений и действий, организованных в выделенную целостность, противопоставляющую себя другим подобным целост-ностям, а также социальным и природным основани-
реляцией между-членством в группе и психологическими атрибутами;
— стереотипы влияют на переработку информации в том смысле, что о своей группе более запоминается позитивная информация, а о чужой — негативная;
— стереотипы порождают ожидания (гипотезы) относительно Других, и люди стараются найти им подтверждение;
— стереотипы ограничивают коммуникативное поведение других тем, что подтверждает стереотипные представления о них.
Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
Порождение и функции коммуникативных процессов связаны со стремлением людей к уменьшению неопределенности в ситуации взаимодействия. Обычно люди, вступая в коммуникацию, строят прогнозы о результатах, или «выходах», своего коммуникативного поведения, то есть о реакциях других на выбранную ими стратегию поведения. Основное допущение концепции уменьшения неопределенности состоит в том, что индивиды пытаются более точно знать в отношении других, когда от них можно ожидать вознаграждения или наказания, отклоневий в поведении, окончания и возобновления ситуаций взаимодействия.
Неопределенность предполагает неспособность индивидов к предсказанию по поводу себя и других в отношении, во-первых, представлений и оценок (когнитивная неопределенность), во-вторых поведения (поведенческая неопределенность). Уменьшение неопределенности, соответственно, предполагает построение индивидом предсказаний (до начала действий) и объяснений (после их совершения) этих аспектов коммуникации.
Организация коммуникативых процессов в значительной степени детерминирована таким побуждени-
В индивидуалистических, М-ориентированных культурах и субкультурах время рассматривается в линейной перспективе: прошлое — настоящее — будущее. В рамках П-временных схем время воспринимается как пересекающиеся спиральные траектории. При индивидуалистических ориентациях существует представление о том, что время расходуется индивидами. При коллективистских считается, что время восстанавливается независимо от индивидуального вмешательства. Короче, в первом случае люди постоянно наблюдают за временной переменной ситуации социального взаимодействия, тогда как во втором определенность в использовании времени отсутствует.
Речь в структуре социокультурной коммуникации
Социальное взаимодействие и речевое поведение.
В психоантропологических исследованиях коммуникативных процессов подчеркивается важная конструктивная роль языка в осознании и моделировании ситуаций социального взаимодействия, его первостепенная значимость в кодификации и трансляции всех перечисленных ранее их составляющих.
Необходимость найти психические и социальные корреляты построения речи в таких ситуациях всегда признавалась как важная задача психологической антропологии, этнологии речи. Как отмечал Э. Сэпир, «если мы хотим, чтобы грамматика внесла существенный вклад в наше понимание человеческого поведения, то необходимо, чтобы ее определения, категории и классификации могли быть переформулированы в терминах социальной психологии, где... предпринимается смелая попытка вернуть все модели культуры в живой контекст, от которого они абстрагировались, прежде всего в их социальную матрицу»1. Таким образом, признается значимость соотнесения речевого обмена с социокультурным контекстом коммуникативной ситуации.
1 Sopir E.. The emergence of the concept of personality in a study of Culture // Journal of Social Psychology. 1934. Vol. 5. P. 410.
Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
Код.
Код. Организация всех компонент речевого события и акта коммуникации в целом определяется избранным для этого кодом.
Понятие «код» в изучении коммуникативного аспекта культуры обозначает систему трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры (например, право, наука, искусство) или типовым ситуациям социального взаимодействия (например, игра, ритуал), благодаря которым специфичным для них образом выделяются, организуются, приобретают надлежащую форму и транслируются знаки и символы, полагаемые в качестве ключевых. Код позволяет выразить особенности связи с окружением, взгляда на реальность, значимые для людей и потому специально зафиксированные. Это искусственные, конвенциональные образования, базирующиеся, однако, на природных коммуникативных предпосылках, свойственных человеку. Емкость кодов характеризует их выразительный потенциал, то есть возможность полно, точно и достоверно передавать информацию об определенных аспектах реальности.
На этой основе можно прослеживать динамику речевых коммуникативных процессов в изучаемых социокультурных группах или субкультурах. Однако программа такого исследования должна быть построена таким образом, чтобы понять, что, как и почему изменяется. В этой связи следует обратиться к уже выделенным в работах Р. Якобсона и Д. Хаймса компонентам коммуникативных событий и на их основе попытаться понять природу изменений в коммуникативных процессах, происходящих в определенной социокультурной группе.
Нормы взаимодействия.
Нормы взаимодействия. Выделяются стандартные ситуации группового взаимодействия и типологизиру-ются на основании соответствующих им моделей речевой коммуникации. Каждая модель определяется совокупностью речевых норм и правил, организующих обмен вербальной информацией в соответствующей
ситуации (например, очередность реплик, право прерывать собеседника, повышать голос и т. п.).
Речевые жанры.
Речевые жанры. Считается, что различным ситуациям социокультурного взаимодействия соответствуют свои жанры, придающие специфичную выразительность вербальной коммуникации. Понятие жанра означает определенную устойчивую выразительную форму, где особым структурным образом организуется речевой материал (стихи, пословица, загадка, ораторское выступление, лекция и т. п.) и применяются особые формы символизации (миф, сказка, поэтическая речь и т. п.). Один и тот же жанр может сопутствовать нескольким речевым событиям или ситуациям; но в одной и той же ситуации могут использоваться различные речевые жанры.
Формы речи.
Формы речи. Они рассматриваются как важные системообразующие компоненты вербальной коммуникации. Это понятнее обозначает определенные коды — особенности организации и знакового выражения культурно специализированной информации, — которые используются в специфичных социокультурных ситуациях, в том числе языки, диалекты, функциональные варианты речи (например, литературный язык, просторечие, сленг).
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1151;