Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Международные стандарты и универсальный механизм защиты прав человека и гражданина
Понятие прав и свобод человека и гражданина.Словосочетания «права человека» и «свободы человека» широкое распространение в политической теории и политической практике получили в эпоху европейских буржуазных революций XVII-XVIII веков. Прежде всего, следует заметить, что в политической литературе встречаются различные определения и характеристики прав человека. Каждая правящая элита, политическая партия, социальная группа часто в это понятие вкладывают содержание, отражающее в первую очередь их цели, интересы и потребности. Права человека — это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе. Такие, например, права, как право человека на жизнь, право на свободу и неприкосновенность, право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, право на участие в политической жизни и другие, являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека в любом обществе.
Природа прав определяется биологической и социальной сущностью индивида. Человек обладает правами, как утверждают либералы, с момента своего рождения. Поэтому они являются неотъемлемыми, равными и универсальными. Правами обладают все люди на планете, независимо от их расы, вероисповедания и убеждения.
Права человека тесно связаны со свободой. Последняя составляет основу всех прав человека. Свобода представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил.
Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веры и т.д. Внешняя свобода - это свобода выбора человека, свобода его реального действия во всех сферах общее геенной жизни - экономической, политической, духовной. Внешняя свобода - это отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений в деятельности человека прежде всего со стороны государства. И чем больше свободы у человека, тем больше у него возможностей для полного осуществления своих прав.
Права и свободы человека представляют собой сложное социальное образование. В их содержании можно выделить три основных элемента. Первый - это познание человеком объективно существующей действительности, как природной, так и социальной. Зависимость свободы личности от законов природы в свое время хорошо раскрыл нидерландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Человек, отмечал он, следует общему порядку природы, повинуется ему и приспосабливается к нему, насколько того требует природа вещей. Человек, как разумное существо, строит свою деятельность на основе разносторонних знаний о природе и обществе. И чем глубже и шире он познает законы развития объективной действительности, тем свободнее он действует. Отсюда известная формула Спинозы, что свобода - это осознанная необходимость. Второй, определяющий элемент содержания прав и свобод - это активная созидательная деятельность человека. Свобода - это прежде всего процесс взаимодействия субъекта с природным и социальным миром, включающим в себя цели, способы, средства и результаты его деятельности. Личная и общественная значимость свободы проявляется в сознательном целеполагании, в стремлении человека к созиданию и приумножению того мира, в котором он живет и действует, в саморазвитии индивида через опредмечивание и распредмечивание его творческих сил. Где нет активной деятельности человека, направленной на его собственное развитие и обогащение объективной действительности, там нет места ни свободе, ни правам человека.
Третий составной элемент прав и свобод - сознательная ответственность человека за свои действия и поступки. По отношению к природе он может свободно действовать лишь в пределах осознанной необходимости. За ее пределами человеческие действия сопряжены с опасными последствиями как для развития природы, так и для нормальной жизнедеятельности людей. В обществе действия индивида свободны в той мере, в какой это позволяют интересы рядом с ним живущих людей. Права и свободы человека тесно связаны с его достоинством. Достоинство человека, с одной стороны, представляет собой субъективную оценку самим человеком своей ценности и значимости в обществе. Другую сторону человеческого достоинства составляет оценка его обществом. Эта оценка может быть реальной, завышенной или заниженной, она может не совпадать с самооценкой самого человека. Несомненно одно: чем выше достоинство человека, тем больше у него возможностей для осуществления своих прав; А если у человека нет достоинства, то его мало интересуют и его права.
Принципы прав человека.Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека. Принципы определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других людей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощрением и защитой прав и принцип трактуется как:
1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д;
2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии принцип также характеризуется как центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Исходя из этих определений, можно утверждать, что принципы прав человека отражают существенные, устойчивые и необходимые, или закономерные, проявления и связи этого социального образования свобод. В современной политико-правовой литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека, их классификации. Первый, базисный подход отражен в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политических правах, в других международных документах. В этих документах нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам этот термин здесь не называется. Это - принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; веры в ценность человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности, прав человека; принцип равноправия мужчин и женщин в их правах; уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и свобод гражданина и человека.
Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в других официальных документах и материалах Организации Объединенных Наций, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека. Так, в резолюции 46/116 Генеральной Ассамблеи ООН о созыве Всемирной конференции по правам человека делается акцент на двух принципах — неделимости и взаимосвязанности прав человека. В документах Межрегиональной встречи в Страсбурге (28 января 1993 года) речь идет о принципах универсальности, неделимости и солидарности прав человека. При этом данные принципы называются фундаментальными. Также основополагающими принципами прав человека являются: гуманизм, свобода, равенство и равноправие. Остановимся подробнее на каждом из них.
Принцип гуманизма. Слово « гуманизм» с латинского переводится как «человечный». Социальными истоками гуманизма явилась зародившаяся в сознании людей идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, ее свободе и необходимости защиты ее достоинства, борьба за ее права. Известно, что гуманистические произведения эпохи Возрождения проникнуты верой в силы человеческого разума, в его безграничные возможности. А лозунг 18 века — Свобода, Равенство, Братство — признан как в высшей степени гуманистический. Сущность гуманизма — в заботе о человеке, признании его как личности, его право на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление своих способностей.
Основной формой проявления гуманизма в современных условиях является обеспечение прав человека. Современный мир значительно продвинулся в этом направлении, но далеко не везде и не без срывов на определенных этапах. Можно говорить, что широко опирается на этот принцип Организация Объединенных Наций. Принцип гуманизма нашел отражение не только в принятых многочисленных документах в области прав человека, но и в той многогранной деятельности, которую проводит эта организация. Возьмем Республику Беларусь. Принцип гуманизма отражен в Декларации о государственном суверенитете и Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года, в которой записаны все права и свободы, признанные мировым сообществом. В то же время реальное положение прав человека тяжелое.
Принцип свободы. В четвертой статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется как «возможность делать все, что не приносит вреда другому». Каково содержание свободы и как она связана с правами человека? Свобода не существует без человека, а человек как личность не может существовать без свободы, в правах же даны направления и границы ее внешнего выражения. Есть три способа опосредования свободы через права человека.
В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произвольных вмешательств в его личную сферу, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Право на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и другие служат материалом, из которого строится своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизнедеятельности и такие, например, права, как право на свободу творчества. Социально- экономические права обеспечивают свободу от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений.
Существует различное восприятие свобод. Леонардо да Винчи: «Свобода - главный дар природы» Т. Костюшко: «Где народ благословляет свободу, там враг свободы бежит». К. Маркс: «Ни один человек не борется против свободы, борется человек, самое большое, против свободы других». Вольтер: «Свобода состоит в том, чтобы быть зависимым только от законов». Другие высказывания, не менее интересные, только дополняют общую картину. Заметим, что спектор концепций, пытающихся определить понятие свободы, также необычайно широк. От негативной трактовки понятия (3. Нойбауэр, Д. Хитер и др.) до позитивной (Оппенгейм). По мнению английского политолога Д. Лукса, понятие свободы должно содержать как позитивную, так и негативную сторону. Глубокие размышления и оценки у К. Ясперса, Н. Бердяева и других известных философов.
Свобода возникает только с изменением человека. Ее нельзя создать посредством институтов, насильственно введенных в сообщество не претерпевших изменения людей, она связана с характером коммуникаций, связей и общения между готовыми измениться людьми. Поэтому свобода как токовая не может быть запланирована, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща обретают свободу. Свобода единичного человека, при условии, что все люди будут свободны, возможна лишь в том случае, если она может существовать наряду со свободой для всех остальных. В нравственном отношении свобода проявляется именно в открытости взаимного общения. Она начинается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступают в действие принятые законы. Такая свобода называется политической свободой. В конечном итоге свобода может быть завоевана только в том случае, если власть преодолевается правом.
Свобода должна быть точно сопряжена с ответственностью. Она невозможна без дисциплины и самообладания. Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способности к самоуправлению и самоограничению превращает народ в диких зверей. Неумение управлять собой, ограничивать их интересы и подчинять их целому есть знак рабского состояния, и ведет к разделению общества. Свободный человек не насилует, ни у кого не похищает, он всем дарует свободу. Кто совершает насилие, кто постоянно ворует, тот еще крепостной. И только те, кто остается рабами в душе, могут относиться к своему государству, как к чужому, навязанному им, враждебному.
Ведя борьбу за права человека и свободу, необходимо помнить уроки истории. Игнорирование их может привести к искажениям, деформации принципа свободы. Помнить о том, что практически нет человека, который не любил бы свободу, но справедливый требует ее для всех, несправедливый — только для себя. Все тираны, когда-то жившие на свете, тоже верили в свободу — в свободу для себя. А те, кто громче других кричит, требуя свободы, не очень-то охотно ее терпят. Нельзя забывать о том, что тенденция чрезмерного восхваления обеспеченности наносит ущерб свободе. Необходимо вновь научиться без страха признать, что за свободу надо платить, и что мы как личности должны быть готовы для сохранения свободы идти на материальные жертвы. Если мы хотим, чтобы она окончательно пришла на белорусскую землю, то необходимо снова проникнуться убеждением, на котором основано правление свободы в англосаксонских странах и которое выразил В. Рузвельт в словах: «Те, кто отказываются от свободы в главном ради безопасности, не заслуживают ни безопасности, ни свободы».
Исторический опыт подтверждает ту истину, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы, что свобода труднее всего приживается там, где нет традиций и низкая политическая культура.
В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников за все свои служебные действия по отношении к любому из граждан перед обыкновенными судами и по общему правилу. Второе — это наличие ответственности всех граждан за организованность в обществе, отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода не отделимы друг от друга, т. к. в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия. В конечном итоге порядок и только порядок создает свободу. Непорядок создает рабство.
Принцип равенства и равноправия. Принцип равенства также провозглашен Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Ее первая статья гласит : «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов рассматривают принцип равенства как основополагающий в системе прав человека и гражданина. Острая проблема — гарантии принципа равенства.
Что касается принципа равноправия, то отметим, что его содержание, также определяющее границы использования прав человека, существенно меняется в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими правами, социально-экономическими правами. С точки зрения современных общечеловеческих стандартов обеспечения прав человека и гражданина, необходимо, чтобы не только совмещалась свобода- активность одного лица со свободой - активностью другого. Должен быть создан оптимальный баланс между свободой одних субъектов и социальной защищенностью других. Такое равноправие означает равные возможности гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества. В общем, выраженные в правах человека свобода, равенство и равноправие служат утверждению достоинства личности и обеспечивают в конечном итоге для каждого человека достойные условия для существования.
Следует отметить, что дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в других официальных документах и материалах Организации Объединенных Наций, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека. Так, в резолюции 46/116 Генеральной Ассамблеи ООН о созыве Всемирной конференции по правам человека делается акцент на двух принципах - неделимости и взаимосвязанности прав человека [4, с.5]. Эти принципы образуют целостную систему гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
Необходимо отметить, что в итоговой декларации региональной конференции стран Азии особое внимание уделяется принципу неделимость прав человека. В итоговой декларации региональной конференции стран Африки, наоборот, принцип универсальности прав человека отвергается, однако признается принцип их неделимости. В итоговой же декларации региональной конференции стран Латинской Америки и Карибского бассейна принцип универсальности прав человека вообще не упоминается, а принципы взаимозависимости и неделимости трактуются как основы, из которых нужно исходить при изучении прав человека. В документах в Межрегиональной встречи в Страсбурге (28 января 1993 г.) речь идет о принципах универсальности, неделимости и солидарности прав человека. При этом данные принципы называются фундаментальными.
Представляется важным отметить, что кроме базисного подхода к проблеме принципов прав человека, в политико-правовой литературе встречаются и другие подходы, например, концепция российских специалистов, классификация принципов прав человека белорусского исследователя Л. Ф. Евменова, а также система принципов и императивов прав человека.
Несмотря на некоторые, не очень существенные различия, данные подходы, в целом, солидаризируются по рассматриваемой проблеме с мировым сообществом, признавая основные принципы прав человека закрепленные в международных документах. В настоящее время международными стандартами считаются все документы в области прав и свобод человека, разработанные и принятые в системе ООН.
Таким образом, изложенное дает основание сделать вывод о том, что принципы прав человека - это отражение существенных, устойчивых, необходимых, закономерных проявлений и связей этого социального образования. Принципы прав человека и их модификации соотносятся между собой как общее и единичное, заключающие в себе несущие конструкции этого целостного феномена.
К сказанному следует добавить, что права человека - это высшие общечеловеческие ценности, утвержденные каждым народом в ходе его развития.
«Принцип равенства всех членов человеческого общества, также как и многие другие основные принципы, что составляют то, что принято называть сегодня правами человека, присущи практически каждой культуре и цивилизации, религии и философской традиции».
Дата добавления: 2015-07-06; просмотров: 1102;