При осуществлении некоторых преступлений лицо может использовать такие способы, которые предполагают последующее развитие событий без непосредственного участия самого виновного.
Рассмотрим следующий пример. С целью отравления супруга жена всыпала яд в кружку с вином и поставила ее на стол, рассчитывая, что, придя с работы, супруг выпьет содержимое кружки и будет отравлен. С точки зрения объективного критерия покушение на убийство в таком случае будет считаться оконченным, как только кружка с отравленным вином будет поставлена на стол. Дальнейшее участие супруги в отравлении мужа не требуется, поскольку она рассчитывает на определенные действия самого мужа. Однако между оставлением кружки на столе и действиями мужа существует определенный промежуток времени, в течение которого жена может осуществлять контроль над последующим развитием событий. Постояв некоторое время у стола и ужаснувшись творимому, супруга может вылить отравленный напиток и прекратить посягательство.
Для оценки подобного рода действий большое значение имеет субъективный критерий, т.е. представление самого виновного о завершенности своих действий. Покушение на такие преступления следует считать оконченным с момента, когда лицо утрачивает контроль над последующим развитием событий, либо будучи объективно неспособным влиять на события (нельзя, например, контролировать полет пули), либо в связи с осознанным принятием решения о завершенности своих действий и отказом от любых попыток предотвращения вреда (например, при установке автоматически срабатывающих устройств).
2. Негодное покушение – это совершение лицом таких действий, которые объективно не могли причинить вред объекту уголовно-правовой охраны. Выделяются виды такого покушения:
o покушение на негодный объект (предмет) имеет место при попытке причинить вред объекту путем воздействия на отсутствующий предмет преступления либо на отсутствующего потерпевшего. Квалифицируется как покушение на задуманное преступление;
o покушение с негодными средствами – недоведение преступления до конца вследствие использования лицом в процессе совершения преступления таких средств, орудий и способов, которые в силу объективных недостатков не могли причинить объекту желаемый преступником вред.
4. Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние, и его отличие от добровольного отказа
В соответствии со статьей 15 УК «добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовительных действий либо прекращение действия или бездействия, непосредственно направленного на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца».
Деяние, в отношении которого осуществлен добровольный отказ, не влечет уголовной ответственности. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если в фактически уже совершенном им деянии содержатся признаки иного преступления.
Условия, при наличии которых прекращение преступления может быть признано добровольным отказом:
добровольность отказа, т.е. решение об окончательном прекращении преступления является свободным волеизъявлением лица при осознании наличия реальной возможности довести преступление до конца. Волеизъявление лица о прекращении преступления может быть признано свободным только при осознании отсутствия внешних обстоятельств, которые делают невозможным окончание преступления;
окончательность отказа, т.е. лицо полностью отказывается от продолжения реализации преступного намерения не только в настоящий момент, но и в будущем; перерыв в начатом преступлении по «тактическим» соображениям не образует отказа;
допустимость (возможность) отказа от продолжения уже начатого преступления. Добровольный отказ возможен в любой момент на стадии приготовления к преступлению и на стадии неоконченного покушения.
Таким образом,добровольный отказ– это добровольное и окончательное прекращение преступления, совершаемого на стадии приготовления или неоконченного покушения, при сознании лицом возможности доведения этого преступления до конца.
Добровольный отказ может побуждаться любыми мотивами: страх пред наказанием, сострадание, нецелесообразность и др. Главное, чтобы мотивация не устраняла понимания лицом того, что оно способно двести начатое преступление до конца. Инициатива отказа может исходить от свидетеля, соучастника, потерпевшего. Однако решение об отказе всегда свободно избирает само лицо, выбирая один их двух вариантов – продолжить преступление или прекратить его.
Волеизъявление лица о прекращении преступления может быть признано свободным только при сознании отсутствия внешних обстоятельств, которые делают невозможным окончание преступления. Такими обстоятельствами могут быть:
—неспособность лица преодолеть трудности или препятствия, возникшие в ходе осуществления преступления, например, шифр замка сейфа оказывается слишком сложным, сопротивление жертвы подавить не удалось и т.п.;
—отсутствие предмета посягательства или ошибка в средствах (негодное покушение);
Появление очевидцев преступления, создающее угрозу задержания или последующего изобличения преступника. Добровольности отказа не будет, если лицо опасается обусловленной конкретными обстоятельствами реальной возможности привлечения к ответственности, а не абстрактной наказуемости преступления вообще.
Указанные обстоятельства по-разному влияют на возможность завершения преступления. Так, при покушении на отсутствующий предмет преступление не может быть доведено до конца. Но технические препятствия могут не лишить лицо полностью возможности окончить начатое, а лишь в той или иной мере осложнить совершение преступления. Например, для вскрытия оказавшегося более сложной конструкции сейфа понадобится не один, а два часа, которыми преступник свободно располагает. При оценке влияния таких случаев на добровольность отказа необходимо исходить из всесторонней оценки времени, места и обстановки совершения преступления, а также субъективных представлений виновного. Если он полагал такие препятствия преодолимыми, то его отказ признается добровольным. Напротив, отказ по мотивам невозможности довести преступление до конца исключает добровольность отказа.
—Как следует из изложенного, прекращение преступления будет добровольным только в том случае, если лицо сознавало возможность его завершения. Закон не связывает добровольность отказа с какими-либо объективными условиями. Поэтому добровольным будет признан отказ и в том случае, когда при наличии такого сознания в действительности лицо не могло окончить преступление. Например, вор проникает в квартиру с целью хищения драгоценностей, однако решает отказаться от завладения ими и уходит. Позже выясняется, что драгоценности были проданы хозяевами еще до хищения. Объективно вор не мог довести задуманное преступление до конца, и, тем не менее, его отказ является добровольным.
Закон обоснованно делает акцент наосознаниивозможности беспрепятственно завершить преступление. Объективно такая возможность может отсутствовать, но лицо об этом не знает.
Основанием непривлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее являетсяотсутствие состава преступления. В поведении лица, добровольно отказавшегося от преступления, нет признаков неоконченного, прерванного против его воли приготовления к преступлению или покушения на преступление.
Тем не менее, согласно ч. 2 ст. 15 УК, лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит признаки иного преступления.
Деятельное раскаяние– это посткриминальное добровольное поведение лица, выражающееся:
o в оказании активного содействия правосудию: явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастию, розыску имущества, приобретенного преступным путем;
o в заглаживании причиненного преступлением вреда: оказание медицинской или иной помощи потерпевшему непосредственно после преступления, добровольное возмещение или устранение материального или морального вреда, причиненного преступлением, иные действия;
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 966;