ПСИХОЛОГИЯ АДДИКЦИЙ 6 страница

Аналогичные биохимические процессы происходят и у любовных аддиктов. Эндогенная выработка фенилэтиламина снижается, возникают истощение и явления отнятии. Психологически это воспринимается уже не как кайф от влюбленности, а как нечто подобное тюремному заключению. Похожие состояния возникают в эксперименте во время длительного пребывания людей на ограниченной территории. Существует пословица, обосновывающая необходимость удовлетворения потребности человека в свободе, смысл которой заключается в том, что любовь это стеклянный сосуд, который нельзя держать слишком неуверенно или, наоборот, слишком сжимать его, т.к. в том и в другом случае он разобьется. А так как один из любовных аддиктов держит сосуд слишком слабо, а другой слишком сильно, их отношения хрупки, неустойчивы и непродолжительны.

Любовный аддикт выбирает себе в партнеры, как правило, отнюдь не любого человека. Процесс установления отношений начинается с взаимного опознания двух людей, которые по каким-то признакам очень подходят друг другу. Несмотря на то, что выбор предполагает наличие разных вариантов, тем не менее, наиболее часто он падает на человека с признаками аддикта избегания. Анализ этого факта показывает его предопределенность, связанную с наличием у любовного аддикта психологических особенностей, заключающихся в сознательном и бессознательном страхе (Mellody, 1992). Эти страхи имеют разное содержание. На уровне сознания это страх покинутости. Этот страх

родом из детства. Родители любовного аддикта неоднократно покидали его в детстве, предпочитая общению с ребенком другие виды деятельности, работу, друзей, алкоголь, поездки и пр. Возникающие при этом у ребенка переживания купировались фантазиями.

Страх покинутости заставляет любовного аддикта идти на что угодно, лишь бы его не оставили. Он многое терпит, и степень его толерантности может быть очень высокой.

Знание психологических особенностей любовного аддикта позволяет своевременно диагностировать у него на подсознательном уровне наличие страха интимности. Интимофобия проявляется в страхе установления близких, эмоционально глубоких отношений. В прошлом опыте любовного аддикта не было близких, основанных на взаимном доверии и сопереживании интимных отношений, и поэтому он не знает, как функционировать в их рамках. Семья, в которой воспитывался аддикт, не создала модель таких отношений, возможности обучиться этому мастерству в другом месте у него не было, фигуры-заменители, которые могли бы помочь в приобретении подобных навыков, отсутствовали, и в результате такой человек чувствует себя в глубинных отношениях неестественно, боится того, что не справится с ними, опасается своего неуклюжего, грубого и неуверенного поведения, которое оттолкнет от него другого человека.

Выбор партнера/партнерши любовным аддиктом совершается во многом интуитивно и поэтому содержание подсознания оказывает здесь большее влияние, чем содержание сознания. Процесс выбора партнера осуществляется следующим образом. Индифферентные к аддикту люди сразу же «отбрасываются». Предпочтение оказывается людям, заинтересованным в аддикте.

Представляет интерес анализ «работы психологического Радара» любовного аддикта. Подсознательный страх интимности Приводит к неполностью осознаваемой фиксации представляющих Опасность объектов, в круг которых входят лица, склонные к установлению близких, интимных отношений. Оценка ситуации Проходит под девизом «Я не смогу с этим справиться, это слишком Иного для меня. А поскольку эти отношения превысят мои *озможности, значит они заранее обречены». Поэтому, Я°Дсознательно выбирается партнер, изначально неспособный на **Убокие контакты. Следовательно, предпочтение оказывается Человеку, который удовлетворяет двум противоречащим друг Ф признакам. С одной стороны, он должен проявлять интерес

к любовному аддикту, импонировать ему, а, с другой - объект страсти не должен навязывать систему опасных для любовного аддикта близких отношений. Таким человеком оказывается аддикт избегания.

У аддикта избегания есть свои психологические проблемы. Ему в такой же степени свойственно чувство крайней неуверенности в отношениях с людьми, его также беспокоит страх, присутствующий как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Однако, локализация содержания страха у аддикта избегания иная: на уровне сознания преобладает страх интимности, психологической близости, на уровне подсознания-страх быть покинутым.

Несмотря на страх интимности, аддикт избегания испытывает потребность в установлении контактов с человеком, которого он выбирает. Воображение рисует яркие картины таких контактов, переживания, связанные с ними, носят приятный, волнующий характер.

Наряду с этим, он понимает, что такие контакты содержат в себе реальную возможность ограничения его свободы. Он боится попасть в ловушку зависимости от выбранного им человека. Поэтому, вступая в отношения, он прибегает к маскировке своих слабостей и реальных психологических проблем.

Одним из методов такой маскировки является придумывание мнимой проблемы, которая, на самом деле, не существует. Это позволяет аддикту «сбросить» всю энергетику на псевдопроблему, поиграть в ее решение. Вступая в отношения с партнером, аддикт избегания скрывает истинную систему своих ценностей, особенности характера, предпочтения. Он постоянно играет одну или несколько заменяющих истинную идентичность ролей. Поэтому партнеру «не за что зацепиться» в таких отношениях.

Несмотря на то, что аддикту избегания трудно находиться наедине с самим собой, он навязывает любовному аддикту дистантные отношения, т.к. близких отношений он боится. Это приводит к тому, что у любовного аддикта не стимулируется страх интимности.

Аддикт избегания пытается легализовать, объяснить и оправдать свою дистантность разными способами, к числу которых могут относиться уход в работу, в алкоголизацию, скрытая сексуальная связь с другим человеком и др. Эти виды деятельности требуют от аддикта избегания максимального расхода энергии на поддержание других видов аддиктивных отношений, не допускающих интимности.

Отношения между аддиктом избегания и любовным аддиктом носят напряженный, конфликтный, тяжелый для каждого из них характер.

Отношения между любовным аддиктом и аддиктом избегания можно назвать соаддиктивными (Mellody, 1992).

Возможно возникновение трех типов таких отношений в рамках анализируемых аддикций:

(1).Наиболее типичным вариантом являются отношения между любовным аддиктом и аддиктом избегания; (2). Более редкой формой являются отношения между двумя любовными аддиктами. (3). Отношения между двумя аддиктами избегания.

Отношения между двумя любовными аддиктами отличаются чрезвычайной интенсивностью. Каждый из участников этих отношений «смешивается» с другим, вторгается в его психическое пространство. Возникает «растворение» границ собственного Я и полная зависимость одного партнера от другого, которая носит симбиотический характер.

Окружающие, не представляющие, с точки зрения партнеров, ни малейшего интереса, как правило, исключаются из этого процесса. Драматизм ситуации заключается в том, что из сформировавшейся системы отношений исключаются даже собственные дети, которые не получают эмоциональной поддержки в связи с тем, что родители не обращают на них никакого внимания.

Воспитание таких детей осуществляется в обстановке эмоциональной депривации и постоянной покинутости как отцом, так и матерью. Это приводит к трудности формирования их идентичности. Фиксация партнеров друг на друге носит напряженный характер в связи с интенсивностью, навязчивостью и насильственностью отношений. Все, что не входит в сферу этих контактов, вычеркивается, исключается и не замечается ими.

Если один из аддиктов имеет более выраженную степень отклонений, его стремление к полному растворению с партнером выражено более сильно. Противоположная сторона начинает ощущать себя поглощаемой, этим объясняется возникающее у нее желание уйти от слишком интенсивных отношений. В такой ситуации у «преследуемого» любовного аддикта могут появиться черты, свойственные аддикту избегания.

Любовные, созависимые отношения между двумя аддиктами Избегания чаще встречаются в обществах, (например, в Швеции, Норвегии и др.), в которых они более культурально приемлемы.

Особенное значение здесь имеет не формальное, а действительное равноправие женщин. Эти отношения имеют очень низкую интенсивность. Два сосуществующих друг с другом партнера заключают «контракт», договор о взаимном невмешательстве в дела друг друга, об удержании интенсивности отношений на низком уровне, поскольку каждый из партнеров расценивает такой стиль отношений как очень комфортный для себя. При этом в сфере общения с другими у таких людей могут формироваться контакты, характеризующиеся интенсивностью, навязчивостью и насильственностью. Аддикты избегания создают интенсивность отношений на стороне. Так, например, один из членов семьи может быть работоголиком, проводить все время на производстве, удерживая отношения дома на эмоционально низком уровне в связи со своей занятостью, а второй, (например, жена), может быть занят благотворительной, социальной, общественной, религиозной работой, полностью «вкладываясь» в них. В рамках отношений возможен и такой вариант, при котором оба аддикта избегания заняты совместной реализацией какого-либо проекта, общего бизнес-плана и пр., но при этом они не вступают в глубокие отношения друг с другом. Несмотря на то, что различные увлечённости, поглощенность работой, безусловно, полезны, в рамках отношений между аддиктами избегания эти формы активности выступают как препятствие для интимных отношений друг к другу, т.к. каждый из партнеров бессознательно создает различные интенсивные активности на стороне, для того, чтобы избежать интимности в отношениях друг к другу (Mellody, 1992). Наш опыт показывает, что в семейных отношениях между аддиктами избегания возможны случаи, когда один из брачных партнёров является мыслительным экстравертом, а другой чувственным интровертом (по классификации Юнга).

Существуют варианты, при которых роли любовного аддикта и аддикта избегания могут переплетаться в жизненном сценарии одного из партнеров, т.е. один человек может проявлять черты обеих ролей, например, одновременно являться аддиктом избегания в отношениях с основным партнером, и, в то же время, проявлять себя как любовный аддикт в отношениях с другим партнером. Например, сексуальный аддикт женат на женщине, которая по отношению к нему является любовным аддиктом. Внутри этого брака муж выступает в роли классического аддикта избегания, но вне брачных отношений он является любовным аддиктом, у которого сформирована любовная связь с женщиной, которая сама является таким же сексуальным аддиктом. Таким

I 79

фбразом, аддикт избегания избегает интимности с женой, но по .^ношению к своей любовнице он действует как любовный аддикт, Поскольку она выступает как сексуальный аддикт. При этом образуются сложные соаддиктивные отношения с большой Напряженностью.

В случае здоровых отношений между людьми, внутренние Границы собственного Я человека защищают его от посягательств Ва него аддиктивной части Я окружающих его аддиктов. Человек йказывает сопротивление такому «насилию», старается Дистанцироваться от него и не вступать в созависимые отношения.

К сожалению, все участники соаддиктивного процесса обедняют Себя эмоционально. Постоянное нахождение в сфере интенсивных эмоциональных переживаний, их сила и напряженность лишают йх качественного своеобразия, оттенков тонкого нюансирования эмоций. Создается впечатление, что любовный аддикт в определенном смысле менее консервативен, чем аддикт избегания. Любовный аддикт, стремящийся к аддикту избегания, буквально «переполнен» постоянно присутствующем в нем желанием Новизны, стремлением улучшить отношения. Нацеленность на получение большего внимания и увеличения продолжительности общения приводит его к использованию тактики создания новых интересов и приглашения партнера к участию в интересных с его точки зрения видах совместной деятельности. Аддикт избегания стремится сохранить статус кво, он не любит выходов в «свет», новых контактов, демонстрации своей связи с любовным аддиктом. Он старается, с одной стороны, удерживать отношения на стабильном и предсказуемом уровне, а, с другой, - следит, чтобы они не стали слишком эмоциональными и не выходили из под его контроля. Опасаясь перемен, аддикт избегания рассматривает поведение любовного аддикта как попытку покуситься на его время, навязать ему сковывающую интимность.

Анализ причин взаимного притяжения любовного аддикта и аддикта избегания друг к другу представляет особый интерес. Любого человека привлекают в другом какие-то «знакомые» ему черты, которые этот другой проявляет. Эти черты не обязательно должны быть положительными. Они могут носить даже неприятный, вызывающий психологическую боль характер, но при этом должны удовлетворять основному условию - быть знакомыми с детства.

Ни любовный аддикт, ни аддикт избегания не устанавливают сколько-нибудь значимые эмоциональные связи с неаддиктивными Яйцами. При встрече любовного аддикта или аддикта избегания

с человеком, который не является аддиктом, сравнительно быстро возникает реакция отторжения. Впечатление об этом человеке формулируется примерно так: «Какой скучный человек», « Я думаю, что у нас с ним нет ничего общего, и мы не сможем понять друг друга».

Отрицательные личностные качества, влекущие одного из аддиктов к другому, базируются на эффекте похожести, способствуют созданию соаддиктивных отношений, блокируя образование других видов отношений. До тех пор, пока любовный аддикт и аддикт избегания не приобретут более здорового способа мышления, организации своих эмоций и поведения, «здоровые» люди, не имеющие аддикций, будут казаться им малопривлекательными.

К основным факторам, влекущим любовного аддикта к аддикту избегания относят следующие (Mellody, 1992):

(1).Влечение к чему-то привычному, включая признаки созависимости. Взаимное «притяжение» любовного аддикта и аддикта избегания может основываться на опознавании каких-то знакомых, «родственных» особенностей. К последним относятся присущие каждому из аддиктов признаки созависимости (Mellody, Miller,1992):

а. затруднение в самооценке, неумение хорошо относиться к себе;

б. неумение устанавливать функциональные границы с другими людьми, отграничивать собственное Я от Я другого человека, что затрудняет защиту селф;

в. неспособность отделить свой качественный мир от качественного мира другого человека, затрудняющая определение собственных потребностей и желаний; недостаточная забота о себе;

г. трудности в поиске «срединного пути». Крайняя полярность в оценке происходящих событий и явлений. Все воспринимается в максималистской форме. Неумение вести себя лабильно в различных ситуациях и соответствовать своему возрасту.

В дисфункциональных семьях дети уже на ранних стадиях своего развития привыкают к определенным способам поведения. Они обучаются вести себя так, чтобы максимально сохранять чувство комфорта и уверенности. По мере взросления и поиска партнера их влечет к тем, кто чем-то напоминает близких им в детстве людей. Поскольку в детстве любовный аддикт уже пережил чувство покинутости и брошенности, он уже научился находиться в одиночестве, не предъявлять особых требований к окружающим, чувствовать свою ненужность, быть тихим и неназойливым, чтобы не беспокоить родителей. Такие паттерны поведения и мышления

ведут к тому, что в дальнейшем человека подсознательно влечет к людям, которые не стремятся к установлению с ним близких отношений. Те, кто привлекает любовного аддикта, обычно уже включены в одну или несколько других аддикций. Они воспринимаются любовным аддиктом как умеющие позаботиться не только о себе, но и проявить к нему ту заботу, о которой он мечтал в детстве и хотел получить ее от родителей. Любовный аддикт воспринимает аддикта избегания как человека, который, с одной стороны, похож на его родителей, с другой, - способен компенсировать недостаточность внимания, игнорирование, проявляемые ими.

2.Влечение к повторению травмирующих ситуаций детства с надеждой на то, что связанные с ними отрицательные эмоциональные переживания могут быть вылечены. Этот фактор может быть лучше понят с позиции трансференса (переноса) на любовного/брачного партнёра/партнёршу ситуации и какой-то из значимых фигур раннего детства.

Часть личности любовного аддикта, связанная с самооценкой, была травмирована в детстве, потому что процесс покидания родителями обозначал для него то, что он не заслуживает внимания к себе. Магнетическое стремление к аддикту избегания заключается в том, что, находя его похожим на своих родителей, он может надеяться, что на этот раз проблемы в отношениях с этими людьми будут решены на новом уровне. И если он не мог справиться с этими проблемами в детстве, то сейчас, будучи взрослыми, он способен сделать это. Таким образом, у него появится возможность восстановить попранные чувства собственного достоинства и самоценности.

(3).Влечение к возможности реализовать созданные в детстве фантазии.

Любовный аддикт ищет контакта с тем, кто соответствует его детским фантазиям о спасителе, который защитит и обеспечит комфортное существование. Он ищет человека, который станет Для него Высшей Силой. Аддикт избегания ощущает значимость Для любовного аддикта этих надежд и начинает играть роль человека, который может их реализовать.

Анализ этой проблемы под другим углом зрения позволяет выделить факторы, способствующие влечению аддикта избегания К_любовному аддикту:

1.Влечение к тому, что привычно, включая признаки созависимости.

\ддикт избегания с детства был приучен к определённым реотипам поведения, которые заключались в том, что его тавляли выполнять родительские функции, например, отиться о младших сиблингах. Он привык иметь дело с исимыми, беспомощными, нуждающимися в чём-то людьми, ример, больными, за которыми необходим уход. Забота об х людях давала ему ощущение контроля, уверенности и силы. Ъо взрослой жизни «эмоциональный радар» аддиктов избегания анирует» тех, кто нуждается в помощи. Тот, кто может аботиться о себе сам, кто может думать ассертивно и прямо влять о своих потребностях и решать собственные проблемы, голько не представляет интереса для аддиктов избегания, но, олее того, может восприниматься ими как определённая угроза. :ие люди производят на аддиктов избегания впечатление шком независимых, не нуждающихся в них. Поэтому, ример, аддикт избегания мужчина рассматривает независимых нщин как угрозу для себя, используя в качестве [хологической защиты обвинения их в недостаточной нзтвенности.

классический психоанализ уделяет большое внимание галексу Эдипа. Современный психоанализ подчеркивает чимость не только влечения сына к матери, но и одновременно [ания сына оттолкнуться от неё, т.к. мать на подсознательном вне стремится быть максимально близкой к сыну, удержать около себя в состоянии зависимости, препятствовать его росту 1мостоятельности для того, чтобы как можно дольше сохранить имность отношений. Этот процесс может иметь значение в естве основы формирования поведения избегания. !.Влечение к ситуациям, позволяющим заново «разыграть» хотравмирующие ситуации детского периода и на новом уровне ять реванш» за первичные поражения.

1сихические травмы в детстве аддикта избегания связаны с длуатацией его родителями, которые вели себя неправильно этношению к нему, заставляя его заниматься выполнением ительских функций. С одной стороны, такая стратегия ывала у ребенка приятные эмоции, т.к. позволяла ощущать i «взрослым», а, с другой, - способствовала возникновению у э чувства дискомфорта, связанного с ощущением того, что сначала используют, эксплуатируют, а потом бросают. Поэтому икта избегания влечет к бессильным, зависимым, легко имым людям, поведение которых легко контролировать. ;икт избегания убежден в том, что отношения с такими людьми, любовный аддикт, позволят ему освободиться от травм

детского периода. Он/она надеется, что сможет контролировать ситуацию и на этот раз не окажется в положении покинутого.

Хотя аддикта избегания и любовного аддикта влечет друг к другу, в то же время существуют силы, действующие в противоположном направлении.

Любовный аддикт чувствует себя покинутым, когда аддикт избегания проявляет аддиктивное поведение на стороне. Боль, страх, злость и другие отрицательные эмоции любовного аддикта наслаиваются на старые детские чувства, связанные с процессом покидания. В результате появляется психологический дискомфорт, а иногда и более сильные эмоциональные реакции, например, отвращение и чувство унижения.

Аддикта избегания привлекает в этой ситуации ощущение знакомости, но отталкивают повторные попытки партнера навязывать ему нежелательный для него характер отношений. С этим связаны, появляющиеся в поведении аддикта избегания, маневры дистанцирования, с целью избежать интенсивности в отношениях, которой требует любовный аддикт.

Существует точка зрения, объясняющая стремление человека к формированию отношений с партнёром, способным дополнить недостаточность собственного Я. В этом стремлении может присутствовать надежда, что «идеальный» партнёр «объяснит», например, кто виноват, что делать и как правильно жить. Носители такой позиции не учитывают необходимости и значимости обращения каждого человека внутрь себя, к своим скрытым внутренним ресурсам. Только эти ресурсы позволяют ощутить целостность Я. Для успешной реализации этого процесса необходима вера в себя, нормальная самооценка, способность к самозащите, способность к рефлексии, любовь к себе и пр. При аддиктивном характере отношений каждая из сторон пытается найти возможность удовлетворения вышеперечисленных потребностей за счет другого человека.

При этом блокируется внутреннее развитие. Единственное, что может дать один партнёр другому - это раскрыть собственные жизненные ценности, опыт и стиль жизни. Все это не может «заполнить» недостаточность собственного Я. Человек должен сам осознать значение своей жизни и прожить её в соответствии со своими убеждениями, мыслями и чувствами. Попытка заставить себя следовать чужим убеждениям приводит к нереализованности концепции собственной жизни и нарушению личной автономии.

Возникает несоответствие, порождающее хроническое чувство внутреннего неудовлетворения.

Сексуальные ад дикции и проблема инцеста

Особенностью сексуальных аддикций является фиксация на сексуальных переживаниях и активностях, сверхценное отношение к сексу. Сексуальный аддикт находится в системе патологических отношений с сексом. Секс изменяет настроение, вытесняет другие интересы, препятствует развитию здоровых интимных отношений, занимает центральное место в жизни.

Характер поведения сексуальных аддиктов различен, что зависит от стадии аддикций и её конкретного содержания. В процессе прогрессирования аддикция становится второй тайной жизнью, новой, тщательно скрываемой от окружающих, идентичностью. Одним из вариантов сексуальной аддикций является поведение, выражающееся в частой и постоянной смене сексуальных партнёров, в том числе, одноразовых сексуальных контактах с проститутками и малознакомыми лицами. Эта категория сексуальных аддиктов представляет в настоящее время реальную опасность как потенциальная, чрезвычайно трудно распознаваемая, группа риска распространения СПИДа.

Для других сексуальных аддиктов более характерно стремление к различным сексуальным перверзиям, зависимость от необычных сексуальных стимулов для достижения сексуального возбуждения и оргазма. Сексуальные аддикты обычно страдают комплексом неполноценности, на уровне подсознания они считают себя людьми неинтересными, неспособными к формированию отношений, основанных на взаимности, взаимопонимании, сопереживании. Они исходят из убеждения, что им следует тщательно скрывать свое «настоящее лицо», быть предельно анонимными в отношениях с другими людьми. В то же время, сексуальные аддикты относятся к сексу как к наиболее важной потребности, единственному источнику получения удовольствия, возможности хотя бы на короткое время избавиться от чувства изолированности, одиночества. Сексуальные аддикты убеждены, что они могут представлять интерес исключительно на биологическом уровне в качестве «сексуальной машины», а не на личностном, психологическом.

Достижение любви и интимности сексуальный аддикт считает цля себя невозможным, так как эти эмоциональные состояния не соотносятся с отрицательными качествами их личности. «Я настолько плох, - полагает сексуальный аддикт, - что со мной не 5удет связываться, и не будет вступать в сколько-нибудь значимые 5лизкие отношения ни один порядочный человек. Для меня не :уществует иного выбора, кроме знакомства с маргинальными,

ущербными, антисоциальными людьми. А, поскольку, продолжительные контакты со мной невозможны, остается единственный способ получения удовольствия - кратковременные, ни к чему не обязывающие сексуальные связи».

Выбираемая сексуальными аддиктами стратегия поведения в сколько - нибудь длительной перспективе усиливает свойственный им комплекс неполноценности в связи с чувствами разочарования, вины, стыда и угрызениями совести. Уход в сферу сексуальных переживаний, фантазий и реализаций в такой ситуации оказывается для сексуального аддикта наиболее привычным и действенным средством временного избавления от отрицательных эмоций.

В развитии сексуальных аддикций выделяют цикл, состоящий из нескольких стадий (Carnes, 1984).

(1). Сверхзанятость. В этой стадии аддикт периодически пребывает в особом состоянии «транса», при котором содержанием его психической деятельности являются мысли и чувства, связанные с сексом. Состояние характеризуется навязчивым поиском сексуальной стимуляции. Аддикт посвящает этим мыслям все большее количество времени, часто размышляя о сексе. Впоследствии мысли приобретают навязчивый характер и возникают практически постоянно (на работе, в транспорте, во время приема пищи, разговора и др.).

(2). Ритуализация. Включает в себя поведение, заполненное определёнными стереотипно повторяющимися ритуалами, связанными с сексуальными реализациями. Всякий ритуал предполагает наличие фиксированной последовательности переживаний, представлений и действий сексуального содержания. Каждое звено связывается фрагментом цепочки, разорвать которую очень трудно. Ритуал создает новую структуризацию времени, интенсифицирует сверхзанятость, «упорядочивает» активность, стимулирует дальнейшее развитие аддикций.

Первые две стадии аддиктивного цикла сверхзанятость и ритуализация не всегда распознаваемы, так как на этих этапах аддикт достаточно успешно старается в глазах окружающих сохранить имидж нормального человека.

(3). Компульсивное (насильственное) сексуальное поведение. В этой стадии аддикты не способны контролировать или блокировать своё сексуальное поведение, даже если их аддиктивная активность сопряжена с реальной угрозой для жизни, здоровья и карьеры. Речь идет о неудержимом влечении к

реализации сексуального поведения. В стадии компульсии действия аддикта всегда оставляют за собой какой-то след. И хотя на этой стадии психологической и социальной катастрофы может и не быть, наличие последствий сексуальной реализации постепенно разрушает защитный социальный имидж аддикта.

Во время первых двух стадий аддикты надеются на то, что они всегда смогут контролировать свое поведение. В третьей стадии степень такой убеждённости резко ослабевает, что приводит к дальнейшему усилению чувств стыда, унижения, неполноценности.

(4). Стадия отчаяния. Связана с социальной катастрофой, раскрытием действий аддикта членами семьи, сослуживцами или сотрудниками правоохранительных органов.

Аддикт тяжело переживает случившееся. У него усиливаются чувства безнадёжности, унижения, безысходности, неспособности справляться со своим влечением. Некоторые аддикты совершают в этой стадии суицидные попытки.

Совокупность вышеперечисленных стадий закольцована в аддиктивный цикл, который имеет тенденцию к повторениям.

Существуют группы сексуальных аддиктов, сексуальные реализации которых являются преступными. Исходя из критерия тяжести правонарушений, Carries выделяет также три уровня сексуальных аддикций.

Первый уровень характеризуется частым использованием порнографии, постоянным посещением сексшопов, эксцессивной мастурбацией, частыми контактами с проститутками. Санкции против этих действий, как правило, отсутствуют. Жизнь человека всё больше центрируется вокруг сексуальной тематики. Значение сексуального поведения возрастает. Правонарушения пока не совершаются.

Второй уровень. Для достижения желаемого чувственного состояния требуются всё более сильные раздражители. На этом уровне поведение аддикта может включать эксгибиционизм, вуайеризм, провокационные и оскорбляющие телефонные звонки анонимного характера, «случайные» прикосновения к людям в гранспорте. Такое поведение связано с риском наказания, т.к. эно вызывает возмущение окружающих и в ряде случаев является зарушением закона. На этом уровне появляется жертва, которая габо является невольным свидетелем сексуальных реализаций, габо выступает в качестве сексуального партнёра.

Третий уровень характеризуется совершением аддиктом актов срямого сексуального насилия по отношению к более слабым

людям, которые не могут оказать сопротивления. Примером являются инцестные отношения с детьми.

Сексуальный аддикт функционирует внутри созданной им самим аддиктивной системы. Сексуальные переживания являются для аддикта источником «питания», возбуждения и генератором энергии, служат «лекарством», с помощью которого сексуальный аддикт временно купирует тревожность и эмоциональную боль. Он воспринимает сексуальную реализацию как единственную награду за свои профессиональные достижения и успехи; как единственное средство, которое обеспечивает возможность сохранения эмоционального баланса.








Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 1246;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.