Тактика допроса свидетелей и потерпевших
1. Свидетели и потерпевшие обязаны давать показания по расследуемому уголовному делу. До их вызова на допрос следователь выполняет такие организационно-подготовительные действия:
1) изучает материалы дела для решения вопроса о наличии оснований вызова конкретного субъекта на допрос в качестве свидетеля (потерпевшего);
2) определяет предмет показаний;
3) принимает решение о способе вызова, месте и времени допроса;
4) подготавливает средства фиксации показаний;
5) составляет план производства допроса.
Следователь вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля любого гражданина, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по расследуемому делу (ст. 56, 79 УПК РФ), за некоторыми исключениями. В частности, не подлежат допросу в качестве свидетеля лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них адекватные показания а также:
а) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах дела,
которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному делу;
б) защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятель- ствах дела, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовном уделу;
в) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему извест-
ны в связи с оказанием юридической помощи;
г) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
д) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, ставших им известными в
связи с выполнением ими своих полномочий (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).
В качестве свидетелей могут быть допрошены граждане, на- блюдавшие событие преступления или его отдельные обстоя- тельства либо знающие о них со слов других лиц. Возможен так- же допрос граждан, которые участвовали в производстве осмот- ра, освидетельствования, обыска, выемки, предъявления для опознания, следственного эксперимента в качестве понятых и могут рассказать о проведении этих процессуальных действий.
Следует помнить, что необоснованный вызов свидетеля на допрос влечет бесполезную трату времени как следователя, так и граждан, причиняет им неоправданное беспокойство, а в конеч- ном итоге порождает предвзятое отношение к следственным ор- ганам. Поэтому, принимая решение о вызове гражданина, следо- ватель обязан заранее определить круг вопросов, которые он ему задаст. В противном случае показания будут неполными, потре- буется повторный допрос свидетеля, что мало кому может понра- виться.
Свидетель (потерпевший) вызывается на допрос повесткой, вручаемой под расписку. Свидетель может быть вызван также телефонограммой или телеграммой. По делам о бандитизме, преступлениях, совершенных организованной группой и т.п., при решении вопроса о вызове свидетеля (потерпевшего) следова- тель должен обеспечить его безопасность (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186 УПК РФ). Это необходимо, поскольку не исключена возможность, что данный гражданин, особенно располагающий важными сведениями, находится под наблюдением субъектов, отнюдь не заинтересованных в раскрытии содеянного.
Свидетелей (потерпевших) обычно допрашивают в месте производства расследования (хотя следователь вправе произ- вести допрос и в месте нахождения свидетеля). Потерпевшего (свидетеля) рекомендуется допрашивать в рабочем кабинете следователя, поскольку официальная обстановка побуждает к осознанию серьезности предстоящего допроса, способствует
установлению деловой атмосферы. Однако в ряде случаев до- прос свидетеля (потерпевшего) в кабинете следователя невоз- можен по объективным причинам или нецелесообразен по такти- ческим соображениям.
Определяя время явки свидетеля (потерпевшего) на допрос,
необходимо учитывать следующие соображения:
1) вызов на допрос в удобное для допрашиваемого время способствует установлению с ним психологического контакта;
2) время явки свидетеля (потерпевшего) должно быть выбра- но так, чтобы он не ожидал вызова на допрос и не томился в ко- ридоре;
3) вызывая свидетелей по одному и тому же уголовному делу, следователь должен принять меры, чтобы они не смогли общать- ся между собой.
Выполнение последнего правила обеспечивается вызовом свидетелей (потерпевших) в разные часы, а иногда и дни. Пер- выми рекомендуется допрашивать тех из них, которые могут дать наиболее полные и точные показания, либо такие, которые необ- ходимы для пресечения преступлений и задержания виновных лиц. Вместе с тем следует учитывать возможную заинтересован- ность свидетелей в исходе дела, а также вероятность их сговора или оказания на них воздействия со стороны обвиняемого (по- дозреваемого), его друзей и сообщников.
2. Допрос свидетеля (потерпевшего) включает три стадии:
подготовительную, свободный рассказ и ответы на вопросы.
На подготовительной стадии следователь, удостоверив- шись в личности свидетеля (потерпевшего), составляет вводную часть протокола, фиксирует в ней его анкетные данные. Затем следователь обязан разъяснить допрашиваемому положение ст. 51 Конституции РФ о том, что «никто не обязан свидетельст- вовать против себя самого, своего супруга и близких родственни- ков, круг которых определяется федеральным законом». Однако следует заметить, что данное положение не запрещает давать показания относительно причастности свидетеля к преступлению, а также об участии в его совершении супруга или близких родст- венников. Заявление свидетеля о согласии или несогласии да- вать показания по этим вопросам заносится в протокол.
На данной стадии следователю весьма целесообразно полу- чить дополнительные сведения о психологических характеристи- ках свидетеля (потерпевшего). Выясняя его анкетные данные, рекомендуется уточнить сведения о личности свидетеля (потер- певшего), завязать с ним беседу на отвлеченные темы. С одной
стороны, это поможет следователю уточнить свое предваритель- ное мнение о допрашиваемом, составить более полное пред- ставление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у свидетеля (потер- певшего) внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте с представителем правоохранительных органов.
В ходе беседы следователь, не заостряя внимания допраши- ваемого, исподволь должен выяснить характер взаимоотношений между ним и потерпевшим, подозреваемым (обвиняемым). Это важно как для выбора дальнейшей тактики допроса, так и для правильной оценки полученных показаний.
Чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, следователь должен избрать тактически правильную форму пре- дупреждения свидетеля (потерпевшего) об уголовной ответст- венности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Граждане, настроенные рассказать все полно и правдиво, такое предупреждение чаще всего воспри- нимают как недоверие к ним со стороны следователя, поэтому, с тактической точки зрения, целесообразнее разъяснить допраши- ваемому, что оснований сомневаться в его искренности нет, но необходимо выполнить предписание закона. Если же следова- тель полагает, что свидетель (потерпевший) не хочет давать полные и правдивые показания, целесообразно, напротив, акцен- тировать возможность наступления уголовной ответственности.
Стадия свободного рассказа начинается с предложения допра- шиваемому рассказать все, что ему известно об обстоятельствах расследуемого преступления. При этом свидетеля необходимо вкратце проинформировать о деле, по которому он вызван на допрос, чтобы ему было понятно, что именно интересует следо- вателя. Иногда целесообразно разъяснить допрашиваемому по- рядок дачи показаний: сообщить известные ему обстоятельства в определенной последовательности, со ссылками на их источники.
Во время свободного рассказа свидетеля (потерпевшего) не следует перебивать его, даже если он говорит слишком про- странно. Иногда это побуждает допрашиваемого сообщить фак- ты, о которых он и не собирался рассказывать. При допросе не нужно давать оценку показаниям, а тем более выражать недо- вольство, ибо это может привести к тому, что свидетель (потер- певший) замкнется.
Полученные показания подлежат обязательной проверке, по- тому их важно детализировать. Для этого рекомендуется задать свидетелю вопросы, чтобы выяснить источник сообщенных све-
дений, почему он их запомнил, чем могут быть подтверждены его показания и т.д.
Тактика допроса свидетеля и потерпевшего имеет как сходст- во, так и различия, обусловленные процессуальным положением. Кроме того, свидетель воспринимает преступное событие как сторонний наблюдатель, которого происходящее прямо не каса- ется. Потерпевшему же этим событием причиняется физический, моральный или имущественный ущерб, что и накладывает эмо- циональный отпечаток на его восприятие происходящего.
3. Татика допроса свидетеля. Если свидетель дал полные от- веты на поставленные вопросы, то следователю достаточно за- дать дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы для кон- кретизации сведений и проверки их достоверности. При наличии в показаниях пробелов и неточностей необходимо их устранить, применив тактические приемы, содержание которых зависит от причин этих дефектов: забывчивости допрашиваемого или его нежелания рассказать всю правду.
Причинами неполноты показаний могут быть:
а) непонимание того, каких именно сведений от него ждет следователь;
б) ошибки восприятия, запоминания и воспризведения ин-
формации;
в) негативное психологическое состояние во время допроса и
др.
Непонимание обычно устраняется постановкой уточняющих,
дополняющих или напоминающих вопросов. Устранение проти- воречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками вос- приятия, запоминания и актуализации воспринятого, требует от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактиче- ских приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоми- нании фактов, интересующих следствие.
Процесс формирования свидетельских показаний состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоя- тельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события пре- ступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слу- ховых, реже — обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений. Запоминание — еще более сложный процесс образования в памя- ти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допро- се, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлев-
шиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответ-
ствующие сведения следователю.
Свидетельские показания формируются под влиянием раз- личных факторов. Их нельзя учесть заранее, однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуаль- ными свойствами самого свидетеля, другие — с внешними усло- виями и обстоятельствами, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение. К таким факторам отно- сятся:
1) Свойства восприятия и памяти свидетеля: состояние орга- нов зрения и слуха, обоняния и осязания. Разная память накла- дывает специфический отпечаток на показания свидетелей, в которых одни события (факты) изложены полно и точно, а другие
— в общих чертах.
2) Физическое и психическое состояние в момент восприятия. Болезненные ощущения, нервное расстройство, усталость, опья- нение, сильное душевное волнение и другие факторы неблаго- приятно влияют на процесс формирования свидетельских пока- заний.
3) Направленность внимания обусловливает целенаправлен- ное или непреднамеренное восприятие. В следственной практике чаще встречается второй вид восприятия, поэтому для получения полных показаний следователю нужно применять тактические приемы, призванные помочь допрашиваемому в припоминании забытых обстоятельств. Здесь должна быть задействована эмо- циональная память, а также ассоциации по смежности во време- ни и пространстве, по сходству или контрасту.
4) Патологические дефекты психики и нервной системы могут влиять на процесс формирования свидетельских показаний весьма существенно. В сложных случаях рекомендуется назна- чить судебно-психиатрическую или комплексную психолого- психиатрическую экспертизу, но только с согласия свидетеля (ч. 5 ст. 56 УПК РФ).
5) Обстановка восприятия: удаленность от наблюдаемого со- бытия, условия видимости, наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки, состояние погоды и др.
6) Промежуток времени, прошедшего со дня восприятия до момента дачи показаний. Чем он больше, тем выше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидете- лем информации. Поэтому медлить с производством допроса свидетеля крайне нежелательно.
7) Склонность к фантазированию (восполнение пробелов вос- приятия и запоминания вымыслом). Основная сложность получе- ния показаний здесь состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, отделить достоверные показания от вымышленных. В этой ситуации от следователя требуется уме- ние формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы.
8) Обстановка допроса свидетеля должна быть спокойной и деловой, не нарушаемой внешними раздражителями. Если сви- детель отказывается от дачи показаний либо дает заведомо лож- ные показания, необходимо выяснить причины, по которым это делается. Ими могут быть:
а) страх перед возможной местью со стороны подозреваемого
(обвиняемого);
б) ложно понимаемое чувство товарищества;
в) стремление скрыть собственное неблаговидное поведение;
г) негативное отношение к деятельности правоохранительных органов и др.
Соответственно действующим причинам применяются такти-
ческие приемы, основанные на разъяснении свидетелю, что:
1) подозреваемый (обвиняемый) станет не опасен, если будет изобличен в совершении преступления и привлечен к уголовной ответственности;
2) его показания имеют важное значение для разоблачения преступников;
3) помогая раскрыть преступление, он помогает укреплению законности и т.п.
В некоторых случаях бывает тактически уместно напомнить об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; предъявление свидетелю доказательств (оглашение показаний других лиц и заключений экспертов, воспроизведение звуко-, видеозаписи, демонстрация фотографий, предъявление вещественных доказа- тельств и др.); производство очных ставок; предъявление свиде- теля для опознания и т.д.
Если в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ свидетель явил- ся на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юри- дической помощи, то адвокат присутствует при допросе, но не имеет права задавать свидетелю вопросы и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
4. Тактика допроса потерпевшего обусловлена главным обра- зом его процессуальным статусом (ст. 42 УПК РФ), особенностя- ми процесса формирования его показаний, заинтересованностью в исходе дела, другими объективными и субъективными факто- рами.
На формирование показаний потерпевшего существенно влияет факт посягательства на него самого или на его имущест- во. В большинстве случаев этот фактор определяет полноту и точность восприятия потерпевшим обстоятельств расследуемого преступления, а в последующем — полноту и точность его пока- заний.
Нельзя не учитывать, что возникающие в момент преступного посягательства страх, боль, физические страдания, возбуждение и напряжение, вызванные борьбой, а также личностными, интим- ными переживаниями в случаях совершения половых посяга- тельств, формируют сложное психическое состояние, заметно влияющее на процесс восприятия и запоминание потерпевшим обстоятельств совершенного преступления. Особо грубое физи- ческое насилие, острые психические переживания, характерные для посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновен- ность, могут привести даже к частичному или полному выпадению из памяти пережитого события.
Психофизическое состояние потерпевшего, пережившего нервное потрясение в связи с преступлением, служит причиной того, что в его показаниях могут быть преувеличение опасности пережитого посягательства; пробелы в описании события престу- пления; непоследовательность изложения и др.
Момент допроса потерпевшего определяется с учетом его физического и психического состояния. Если оно позволяет про- извести допрос, то сделать это лучше как можно быстрее. Пока- зания, полученные сразу же после совершенного преступления, бывают более полными и достоверными, так как в них еще не привнесены посторонние детали.
Если потерпевший находится в состоянии сильного нервно- психического напряжения, вызванного событием преступления, немедленный допрос нежелателен, ибо в его ходе он будет вы- нужден еще раз пережить только что случившееся. Однако и в этом случае не рекомендуется откладывать допрос на слишком долгий срок. Тогда на потерпевшего могут оказать влияние заин- тересованные лица либо запечатленные его памятью образы (представления) подвергнутся забыванию или корректировке под
воздействием информации, полученной в результате обсуждения деталей преступления с родными, близкими, знакомыми и т.п.
Тактические приемы допроса потерпевшего применяются с учетом содержания его показаний. Пробелы и неточности в них, вызванные его добросовестным заблуждением, устраняются по- средством тактических приемов, направленных на активизацию памяти допрашиваемого для припоминания им недостающих элементов преступного события. Здесь, прежде всего, необходи- мо разъяснить потерпевшему важность его сведений для раскры- тия преступления, вовлечь в диалог, чтобы вытеснить из его соз- нания эмоции, снижающие полноту и точность показаний. Важно также стимулировать ассоциативное мышление потерпевшего. Для этого целесообразно проводить допрос на месте происшест- вия, однако только с согласия потерпевшего.
В ряде случаев более полные и точные показания потерпев- ший может дать на повторном допросе, поскольку снова и снова возвращается в мыслях к событию преступления, припоминая его отдельные детали. Поэтому после первого допроса потерпевше- му следует разъяснить, что если он вспомнит какие-либо обстоя- тельства, связанные с преступлением, то об этом следует немед- ленно сообщить следователю.
Иногда потерпевший умышленно замалчивает отдельные об- стоятельства произошедшего, дает ложные показания либо вовсе отказывается говорить. Тогда необходимо, прежде всего, выяс- нить причину (наличие особых отношений с обвиняемым, боязнь мести, оказываемое на него физическое или психическое воздей- ствие со стороны виновного или его ближних, боязнь огласки не- благовидного поведения потерпевшего, неверие в стремление следователя установить преступника и т.п.), применить тактиче- ские приемы, направленные на преодоление лжи, получение полных и точных показаний.
Дата добавления: 2015-08-26; просмотров: 649;