Демографические явления и надстройка
Влияние правовых норм. На демографические явления большое влияние оказывает надстройка в виде правового, идеологического и других факторов. Однако экономический базис общества является для них решающим. Воздействие экономических явлений, на демографические (браки, разводы, в большей мере рождения и т.д.) проявляется не непосредственно, а через психику людей. Вообще отделение базиса от надстройки во многом условно, принимается для удобства изложения.
Лучше всего влияние правовых норм характеризуют цифры брачности, поскольку заключение брака — акт юридического характера. При переписи населения учитываются также и незарегистрированные браки, но юридическая форма не теряет своей значимости. Отсюда изменения брачности, вызванные изменениями законодательства. Брачность повысится при понижении возрастного ценза, и наоборот.
В США законодательство различается по штатам. Например, так как в штате Невада гораздо легче оформить брак и особенно развод, здесь выше показатель брачности и гораздо больше число разводов на 1000 жителей, чем в других штатах. Это объясняется не легкомыслием жителей штата, а прибытием со всех концов страны пар для заключения брака и особенно для его расторжения. Здесь это не встречает излишних юридических препятствий.
Еще одной иллюстрацией может служить запрет на аборты в СССР в 1936 г., что обусловило резкое повышение рождаемости в 1937 г.
Однако, если законодательное запрещение абортов идет вразрез с экономическими условиями, правовыми нормами нередко пренебрегают. Вести статистику нелегальных абортов не представляется возможным, но тенденции отражены в статистике лечебных учреждений, принимающих пациенток после «подпольных» операций. Указанные выше особенности права воздействуют на рождаемость прямым образом, а, например, наследственное право — косвенным.
Правовые нормы влияют на смертность. Существуют законы об обязательных прививках от оспы, об охране границ от проникновения определенных инфекций. Законы по охране труда имеют особую значимость для снижения производственного травматизма и профессиональных болезней. Законы, регламентирующие ряд норм, от которых зависит здоровье населения, в конечном счете способствуют снижению смертности.
Велико влияние правовых норм на миграцию. Наиболее яркий пример - законодательное ограничение иммиграции в США. Однако сочетание благоприятных факторов (более благополучное положение на рынке труда, свободные земли) привлекало слишком многих, и строгие правила не являлись серьезной помехой. Ежегодно количество легальных иммигрантов в США было вполовину меньше реальной численности прибывших в страну людей, включая нелегальных иммигрантов.
Но часто экономические стимулы были сильнее правовых норм. Последним приходилось или служить отражением направления воздействия экономического фактора, или испытывать постоянные нарушения и полное невнимание со стороны граждан.
Влияние образования. Культурный уровень населения и его групп, их образование оказывают большое влияние на демографические явления. Но фактор образования очень трудно отделить от достатка. Некоторые авторы справедливо полагают, что уровень образования и является признаком, наилучшим образом отражающим благосостояние, поскольку характеризует не преходящие повышения и понижения дохода, а определенный его уровень в семье в течение длительного времени. Это объясняет сходные изменения рождаемости при группировках по образованию и по доходу: преобладает последовательное понижение от низших групп к высшим.
Люди с более высоким уровнем образования имеют более высокий уровень потребностей, более высокие требования к воспитанию детей, а также обладают большей осведомленностью о способах планирования семьи и зачастую откладывают брак на более поздний срок именно в связи с прохождением обучения.
Влияние культурного уровня населения на смертность особенно заметно в наименее развитых странах, где большие массы населения из-за недостаточной осведомленности о необходимости соблюдения правил личной гигиены, своевременности лечения подвержены разного рода заболеваниям. Это напрямую зависит от уровня экономического развития.
Вообще влияние фактора образования на демографические процессы неотделимо от влияния экономических факторов.
Влияние религиозных и других традиций. Влияние религиозных верований прослеживается в области демографии едва ли не сильнее, чем во многих остальных областях социальной жизни.
Даже после перехода к гражданской регистрации браков и разводов их религиозное освящение для многих не утратило своего значения. Церковные законы о браках и разводах в различных религиях несут на себе требования экономики определенных эпох. И пока между ними и современной экономикой не существует существенных противоречий, они дополняют действие экономического фактора. Зачастую они еще сохраняют свое влияние в качестве идеологической традиции, но с течением времени требуют доработки и приспособления к новым условиям. Так произошло со сменой разных форм брака. В менее ясной форме — и в области деторождения.
Церковь поощряет деторождение повелением «плодитесь и размножайтесь» и осуждает с религиозной точки зрения меры по его ограничению. Эти догматы распространяют на такие религии, как католицизм, мусульманство, индуизм, иудаизм. При прочих равных условиях в среде с сильными религиозными традициями рождаемость будет выше.
Исследования на территориях, где часть населения католики, а часть — протестанты, у которых сила религиозных традиций гораздо меньше, показывают, что уровень рождаемости у католиков выше.
Распространение планирования семьи ставит перед церковью нелегкий выбор: либо примириться с поведением людей, расходящимся с ее повелениями, либо приспособить свои повеления к поведению людей. Ватикан уже разъяснил, что католическая церковь не против ограничения рождаемости, мотивируемого соображениями евгенического (генетического), экономического или социального порядка, а также рекомендует использование средств предохранения от заболеваний, передающихся половым путем.
Еще труднее отделить влияние религиозных традиций от этнических. Например, в странах Востока укоренилось стремление иметь не просто детей, а именно сыновей. При построении упрощенной модели становится очевидным, что по теории вероятности математическое ожидание числа детей до первого мальчика равно 2, а до второго — 4. Получается, что из стремления брачной пары обязательно иметь сына вытекает удвоение рождаемости по сравнению с ситуацией, когда родители хотят иметь ребенка вообще, безотносительно какого пола.
Войны и население. Война всегда вызывает ряд важных последствий в области демографических процессов.
Массовое убийство. В Первой мировой войне, в которой было поставлено под ружье около 85 млн человек (в Германии — до 20% населения, в России — 9%, или 16 млн), число убитых оценивается в 10 млн (в России — 1,8 млн), а общие безвозвратные людские потери составили 25 млн человек. Потери армий убитыми во Второй мировой войне оцениваются в 35 млн, из которых главная часть приходится на СССР и Германию. Вторая мировая война отличалась от первой массовыми убийствами мирного населения на оккупированных территориях. Общее число уничтоженных на полях сражений, в лагерях смерти, от бомбардировок, голода, эпидемий в период этой войны в мире оценивается в 55 млн. человек — таковы суммарные безвозвратные потери.
Смертность. Ухудшение санитарного состояния воюющих стран ведет к эпидемиям, нередко распространяющимся и на нейтральные страны. Например, в конце Первой мировой войны эпидемии гриппа («испанки»), сыпного тифа и других инфекционных болезней унесли огромное число жизней во всех странах. Повышение смертности в Германии, Австрии, Англии, Франции и Италии унесло около 4,5 млн. человек, а во всем мире — не менее 10 млн. В годы Второй мировой войны вспыхивали эпидемии менингита, дифтерии, брюшного тифа, скарлатины и др., повысились детская смертность, смертность от туберкулеза.
Рождаемость. Разрыв семейных связей, безбрачие молодежи, неустойчивость общей ситуации - все это имеет последствием падение рождаемости. Сравнение ее уровня в 1914—1918 гг. с довоенным показывает, что в Европе родилось на 25 млн. детей меньше, чем было бы.
В годы Второй мировой войны в некоторых странах в силу особых причин падения рождаемости не было, отмечалось даже ее повышение. Так было, например, в Англии, армия которой почти все годы войны оставалась на острове. Имело значение и присутствие американских войск (не случайно после войны так много англичанок уехало в США). Резко уменьшилась безработица, которая перед войной снижала рождаемость больше, чем война. При всем том «повышенная» рождаемость военных лет в Англии была примерно на уровне самой низкой рождаемости периода Первой мировой войны.
Сильно снизилась рождаемость в СССР и Германии, народы которых больше всего страдали от войны. В Германии — с 20,4%о в 1939 г. до 14,9%о в 1942 г. О рождаемости в годы войны по СССР судить трудно из-за отсутствия точного учета на оккупированных территориях. Но если исходить из 1,5% прироста в год (как в 50-х годах XX в.) и численности населения в 1939 г. (190,7 млн человек), к переписи 1959 г. должно было быть около 257 млн, т.е. на 48 млн больше, чем оказалось. Таковы огромные масштабы потерь советского народа.
Здоровье. Миллионы людей вернулись с полей сражений искалеченными. Попытки статистики определить их число не увенчались успехом, но не подлежит сомнению, что оно в несколько раз превышает число убитых. Никто из мобилизованных, а также их жены и дети, родители, вообще все население страны не избежали нервно-психических травм. Отрицательные последствия для здоровья всего населения, особенно детей, имело ухудшение питания и всех условий жизни, блокады и т.п. Влияние этих факторов на уровень смертности отмечается до настоящего времени.
В городах Японии, которые без всякой стратегической нужды были подвергнуты атомной бомбардировке, погубившей сотни тысяч людей, до сих пор массовое распространение имеют вызванные ею болезни.
Тысячи жертв и огромный ущерб здоровью населения — печальный итог непрекращающихся войн после Второй мировой войны: длительная война во Вьетнаме, война на Ближнем Востоке, война Ирана и Ирака, Балканский конфликт, войны в Персидском заливе, «горячие точки» на территории бывшего СССР и др.
Возрастно-половая структура. Войны и их последствия накладывают свою печать и на возрастно-половую структуру населения. Нарушения, вызванные непосредственно войной, с течением времени передвигаются на старшие возрасты, но при этом возникают новые волны — «эхо» войны. Военные потери среди мужчин 20—50 лет (к концу войны) к 1980 г. передвинулись на возраст 55—85 лет. Но малочисленность рожденных в 1941—1945 гг. переместилась к возрасту 35—40 лет; при этом возраст максимальной рождаемости женщин этого поколения (20—30 лет) приходился на 60-е годы, вследствие чего в это время число рождений снова снизилось; в свою очередь это дало новую волну снижения рождений в 80-х годах. Постепенно эти волны размываются, поскольку интервал плодовитого возраста довольно широк, но провал числа рождений в годы войны был настолько глубок, что отметить вторую и третью волну нетрудно. А так как начало плодовитого возраста мало отличается от начала трудоспособного возраста, в те же периоды происходит снижение прироста трудовых ресурсов, которое с особой остротой ощущалось в 80-х годах. Ситуация еще больше осложняется тем, что в это время выходят из возраста трудовой активности родившиеся в 20-х годах XX в., когда рождаемость была высокой вообще и выше, чем в предшествовавшее десятилетие, что в немалой мере связано с последствиями Первой мировой войны.
Помимо перечисленных, можно указать и ряд других демографических последствий войн — в области брачности, миграции и т.д. В целом демографические последствия войн являются наиболее ярким свидетельством заинтересованности всех народов в сохранении мира. В условиях же накопления атомного оружия, уже достаточного для уничтожения всего живого на земле, речь идет о самом сохранении человечества.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 1402;