Демографические концепции (количественные и качественные)
Население развивается под воздействием определенных социально-экономических условий, но и само играет значительную роль в экономике. Также невозможно оторвать население от определенных общественно-исторических условий. Демографические концепции призваны трактовать взаимодействие населения и развития экономики. На базе концепций формируется демографическая политика, что, однако, не означает их совпадения. Политика может обосновываться разными концепциями, концепция в свою очередь — служить основанием разной политики. Демографические концепции призваны служить определенным идеологическим установкам.
Количественные концепции: ранние демографические концепции, мальтузианство, концепция недостаточности населения, теория оптимума населения.
1. Общим мотивом ранних демографических концепций была их направленность на неуклонный рост населения. Это объяснялось тем, что население являлось источником военного могущества государства, при завоевании чужого — источником рабов. Следовательно, существовала прямая заинтересованность в увеличении его численности. В средние века в некоторых государствах были приняты законы «о юридическом прикреплении крестьян или лиц определенных профессий к тому или иному региону».
Увеличение населения (без ввоза рабов) возможно или за счет уменьшения смертности, или увеличения рождаемости. Для выполнения первого условия требовались мероприятия по улучшению жизненных условий, что в тех исторических условиях было невозможно. Значит, единственный путь — поощрение рождаемости, что находит отражение и в религиозных догматах.
Меркантилисты также были сторонниками роста населения, поскольку видели в нем источник богатства государства и его силы. Например, Ричард Кантильон (1680—1734) говорил о широкой способности населения к размножению, которой противодействуют определенные препятствия. В отличие от своих предшественников (Джованни Ботеро (1543—1617) и др.), он говорит не о катастрофических препятствиях (эпидемии, войны, голод), а о различиях в «образе жизни» и нормах потребления, т.е. социальных условиях. Кантильон выдвигает постулат о преобладании экономических интересов над биологической потребностью размножения. Подобные воззрения разделял и М.В. Ломоносов, предлагавший принять меры для поощрения брачности и рождаемости.
2. Мальтузианство. Иная постановка проблемы обнаруживается у физиократов. Ф. Кене утверждал, что нищие есть везде и всюду потому, что количество населения превосходит общий объем богатства и средств существования всем не хватает. Подобные мысли излагал А.Р.Ж. Тюрго, эти идеи развивали Дж. Ортес (1777 г.) и Д. Таунсенд (1786 г.).
Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. привел к разорению многочисленного слоя ремесленников и кустарей, а аграрный переворот - к разорению крестьянства. Начались стихийные народные выступления, и обществу понадобилось учение, объясняющее сложившуюся ситуацию. Томас Мальтус выполнил этот социальный заказ, «в нужный момент сказав для английской буржуазии нужное слово».
Согласно его теории, человечество стремится к абсолютному перенаселению, когда размножение обгоняет рост средств существования. Препятствием на этом пути служат войны, болезни, нищета, избавиться от которых можно ограничением рождаемости. Революция и тирания, по мысли Т. Мальтуса, являются естественными следствиями перенаселения и голода. В «Опыте о законе народонаселения» он утверждает, что население «удваивается каждые 25 лет», возрастая в геометрической прогрессии, а «средства существования ...не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии». Последнее объясняется, в частности, законом убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что его закон роста населения непреходящ и действует во всех условиях существования человечества. Мальтус считал, что «бедные ... не имеют права требовать... работы и пропитания...», должны «выказать больше терпения в перенесении тягостного положения».
Идеи Мальтуса были восприняты крупнейшими экономистами «классической школы» (А. Смит, Ж.Б. Сэй, Дж. Милль и др.). Давид Рикардо включил эти положения в разработанную им теорию заработной платы. Первая мировая война, голод и революции 1917—1922 гг. дали идеям Мальтуса новую жизнь. Выдающийся экономист Джон Мэйнард Кейнс, проанализировав данные статистики, показал, что накануне войны в Европе наблюдались признаки перенаселения, что именно перенаселение в конечном счете вызвало Первую мировую войну и революцию в России.
Неомальтузианцы пророчат скорую гибель человечества вследствие истощения минерально-сырьевых и пищевых ресурсов, перенаселения планеты, загрязнения окружающей среды. По их мнению, шансы на выживание человечества определяются возможностями обуздать «демографический взрыв». По образному выражению одного американского сенатора, «человечество создало две бомбы, угрожающие ему уничтожением,— атомную бомбу и «бомбу населения». Придерживающиеся этих взглядов исследователи упорно не хотят видеть социальную природу исследуемого явления. Следует говорить не об избыточном населении планеты, а о существующем нерациональном распределении благ и ресурсов между развитыми и развивающимися странами (проблема «Север — Юг»).
3. После Первой мировой войны в условиях надвигающейся депопуляции Европы появилась концепция недостаточности населения, названная ее автором Л. Гершем «мальтузианством навыворот». Согласно этим взглядам, безработица и замедление темпов роста производства являются следствием уменьшения рождаемости и общей численности населения. Происходит уменьшение емкости рынков, спроса на товары и, как следствие, сокращение рабочих мест. И наоборот, повышение рождаемости ведет к росту спроса на целый спектр товаров, что приводит в движение всю экономику. У некоторых последователей этой теории получается почти идиллическая картина последствий повышения рождаемости. Каждому новому ребенку нужна коляска, молоко и т.д. Спрос на коляски порождает добавочный спрос на металл и прочие материалы, те в свою очередь на руду, уголь, транспорт; спрос на молоко - увеличение поголовья скота, необходимость дополнительных кормов, удобрений и т.д. Политики и демографы, кроме того, говорили о возможной «потере авторитета нации» в международных делах при продолжающемся сокращении населения. Эту концепцию роднит с мальтузианством оправдание сложившихся социальных условий демографической ситуации.
4.Потребность в теории, которая бы гибко приспосабливалась к изменяющейся динамике населения, вылилась в создание теории оптимума населения. Один из ее авторов, Имре Ференчи, определяет оптимум населения как ту «его численность, которая при данном уровне науки и техники обеспечивает наибольший доход на душу населения». Этот оптимум определяется государственными деятелями для «обеспечения наибольшего благополучия человеческой расе». Однако даже сами авторы теории признают, что точное определение величины этого оптимума невозможно, поскольку это определение является субъективным мнением. Например, автор труда «Общая теория населения» А. Сови пишет, что прогресс Франции замедляется ограничением рождаемости. В то же время он говорит о нищете в Азии как следствии ее перенаселенности. Получается, что некоторые развитые страны недонаселены, не достигли оптимума, а такие, как Индия, Бразилия,— перенаселены, превысили оптимум. Отсюда рецепт благополучия для страны сходен мальтузианскому: приблизить ее население к оптимуму.
Качественные концепции: расизм, органическая теория, теория социальной мобильности.
5.Расизм как теория в наибольшей степени из всех выше перечисленных концепций выдвигает на первый план качество населения, отражающееся в его составе. Этой концепцией предполагается, что не только население мира, но и население отдельных стран состоит из различных расовых групп, объединенных общностью происхождения. Основные положения теории сводятся к существованию «высших» рас, являющихся двигателями культуры, и «низших», практически не способных к культурному развитию. Различия предопределены наследственно. Кроме горизонтального разделения общества, существует и вертикальное, т.е. по классам, принадлежащим к «высшим» и «низшим» расам. Именно расовые свойства, по мнению сторонников этой теории, определяют все стороны общественной жизни, начиная с воспроизводства населения. Кроме того, положение в обществе тоже определено расовыми признаками, и наоборот. Например, безработный относится к категории «неполноценных» людей.
6.Английский философ-позитивист Спенсер обосновал органическую теорию в демографии. Общество рассматривается как организм, в котором разделение людей по группам рассматривается как распределение функций внутри животного организма. Спенсер различал в обществе и в организме два рода функций и три типа органов: систему органов питания, систему - распределения и систему управления (регулятивную). Одни группы людей составляют «мозг» общества и «естественно» управляют, а другие в соответствии с «врожденными качествами» работают физически. Отсюда неизбежность классовых различий в обществе, равно как и необходимость классового сотрудничества. С органической концепцией общества Спенсер связывал органическую теорию воспроизводства населения. Он выдвинул закон обратной зависимости между процессом генезиса (совокупность процессов, направленных на сохранение вида) и индивидуацией (совокупность процессов, связанных с усложнением организма индивидуума). Больше сил на последний процесс, меньше на первый. Следовательно, более высокоорганизованное животное имеет более низкую норму плодовитости. Спенсер был не согласен с Мальтусом и считал, что перенаселение возможно только в течение непродолжительного времени. Недостаток средств существования обострит «борьбу за существование», а затраты энергии на ее осуществление приведут к снижению рождаемости. В свете своей теории Спенсер считал социальные мероприятия, в том числе охрану здоровья трудящихся, «злом, чреватым большими опасностями». В этом же русле развивается и биологическая теория роста населения американского биолога и демографа Пирла. Он распространил на общество законы развития биологических популяций: постепенное увеличение прироста, достижение максимума, постепенное снижение. В подтверждение своих взглядов автор данной теории приводит логистическую кривую.
7. Исходные положения теории социальной мобильности противопоставлены положениям расизма. Теория признает существование различных социальных классов и групп, но не только не отграничивает их непреодолимыми границами наследственных свойств, а говорит о постоянных переходах между ними. Так образуется мобильность населения. Дети могут не принадлежать к группе, к которой принадлежали родители, супруги могут быть из различных групп. Таким образом, в рамках расизма определяющее значение имеет принадлежность родителей, а в рамках этой теории — все в руках самих людей. Для обоснования привлекается теория марковских цепей. По статистическим данным составляются таблицы распределения сыновей по социальным группам относительно отцов. На основе этих результатов составляется матрица переходных вероятностей. Отсюда при многократном переходе при такой матрице устойчивое распределение населения по группам зависит от переходных вероятностей, а не от первоначального распределения. Значит, вероятность оказаться в некоторой социальной группе для достаточно отдаленных потомков оказывается одинаковой независимо от социальной принадлежности предков. Например, согласно этим расчетам, у предков бедняка в 20-м поколении столько же шансов оказаться в высшей группе, сколько и у потомков богача.
Концепция демографических циклов. Циклические колебания численности населения Фернан Бродель называет «вековой тенденцией», Раймонд Пирл -«демографическими», а Рондо Камерон — «логистическими циклами». Они утверждают, что демографические циклы являются фундаментальными реальностями, глобальными закономерностями истории, исходя из которых, можно объяснить многие события политической и экономической жизни.Российский историк С.А. Нефедов в своих исследованиях построил математическую модель и показал, что повышение демографического давления в конце цикла приводит к голоду, восстаниям и социальным революциям.
Теоретическое описание процесса роста населения было впервые сделано американским демографом Р. Пирлом, показавшим, что рост населения (в первом приближении) описывается логистическим уравнением; решение этого уравнения называется логистической кривой. Логистическая кривая сначала возрастает довольно медленно, потом рост ускоряется, но через некоторое время она приближается к асимптоте, поворачивает и далее движется вдоль асимптоты. Это означает, что популяция приблизилась к границам экологической ниши и голодная смертность скомпенсировала естественную рождаемость. Отношение текущей численности населения к максимально возможной называется демографическим давлением. Другими словами, демографическое давление — это степень заполнения экологической ниши. Поскольку продовольственные ресурсы остаются ограниченными, то по мере роста населения соответственно убывает душевое потребление. Движение населения по логистической кривой называется демографическим циклом. Конечная стадия демографического цикла отличается неустойчивостью, случайные колебания внешних факторов (например, войны или повторяющиеся неурожаи) могут привести к демографической катастрофе — гибели значительной части населения, после чего демографическое давление падает и начинается новый демографический цикл.
Концепция демографических циклов достаточно подробно разработана для истории Европы. В 1974 г. французский демограф Альфред Сови сформулировал гипотезу о том, что рост демографического давления и перенаселение приводят к социальным конфликтам и установлению авторитарных режимов. Признавая определяющее влияние демографических и экологических факторов на многие стороны общественной жизни, прежде всего на экономику, специалисты, тем не менее, достаточно осторожно подходят к проблеме влияния демографического давления на социальный строй.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 3580;