Экономические факторы и движение населения
Объяснение демографических фактов следует искать не в биологической природе человека, а в законах общественной жизни. Физиологически рождаемость может составить от 0 до 30 с лишним детей, а продолжительность жизни варьироваться от нескольких часов до 100 с лишним лет. Однако эти цифры отнюдь не характеризуют фактические уровни рождаемости и смертности, которые достаточно далеки от биологически возможных пределов. За последние 150 лет европейской истории уровень рождаемости в этом регионе снизился в 3 раза, а уровень смертности — в 2—3 раза, хотя природа человеческого организма не претерпела значительных изменений.
Многие факторы влияют на движение населения, но среди всех следует выделить экономические как определяющие это влияние. Во многом они действуют опосредованно через сознание и волю людей, поэтому и отграничить экономические факторы от других можно лишь условно.
Особенности демографической динамики на современном этапе, как в мире в целом, так и в отдельных странах, значительно усиливает актуальность проблем взаимосвязи социально-экономического и демографического развития. В настоящее время практически общепризнанным является то, что будущее мировой цивилизации определяется в первую очередь «человеческим фактором». Потому необходимо учитывать влияние этого фактора на все сферы жизни общества, так же, как и влияние социально-экономических и других условий на состояние индивида и его демографическое поведение. В настоящее время в демографической науке сформировалось несколько направлений изучения механизмов взаимосвязи экономических и демографических процессов.
В наиболее обобщенном виде можно сказать, что одно из направлений ориентируется на микроуровень. Исходным положением для таких исследований является предвидение наличия определенных внешних причин, которые влияют на формирование демографических тенденций. Следовательно, задача заключается в выявлении этих причин, их классификации и количественном определении силы их влияния на интенсивность демографических процессов. Такой анализ охватывает изучение экономики домохозяйства, экономических аспектов брачно-семейных отношений, рождаемости и продолжительности жизни.
Вторым направлением является исследование на макроуровне. Объектом исследования в этом случае является влияние на демографические процессы культурного, политического и экономического развития. Это направление связано с разработкой макроэкономических теорий, обусловленной повышением интереса, в частности, к проблемам государственного регулирования социально-экономического развития. Непосредственная реализация этого направления проявилась в развитии экономико-демографического моделирования. Экономико-демографическая модель - это математически формализированная концепция функционирования экономической системы как единственного целого. Особенность таких моделей заключается в том, что наряду с такими интегральными показателями развития народного хозяйства, как совокупный общественный продукт или национальный доход, факторами экономического роста рассматриваются численность и структуру населения. Экономико-демографические модели показывают, в какой мере взаимодействие демографического фактора с другими переменными экономического процесса (нормой капиталовложений, нормой накопления, показателями эффективности) определяет темпы роста экономики, что дает возможность получить количественную оценку роли отдельных переменных в тенденциях развития экономической системы.
Принадлежности людей к тому или иному общественному классу определяет различное отношение к вопросам семьи, брака, деторождения, ставит в разные условия по отношению к смертности. Далее по значимости следуют размер дохода, жилищные условия, занятость, особенно занятость женщин. Также нужно отметить принадлежность к разным профессиональным группам, так как существуют профессии, связанные со специфической вредностью и нагрузками.
Дифференциальная плодовитость и дифференциация смертности. Различия рождаемости по социальным группам давно привлекают внимание специалистов. Согласно многочисленным наблюдениям рождаемость, как правило, выше у бедных слоев населения и ниже у богатых. Например, в Англии 20-х годов XX в. разница в уровне рождаемости между I и V классами составляла 80%.
Однако вряд ли следует говорить о прямом воздействии уровня благосостояния на рождаемость. Скорее всего, ее снижение или увеличение обусловлено совокупностью факторов, сопутствующих увеличению или снижению доходов. Воздействие на демографические явления оказывает главным образом не сам уровень доходов, а способ его получения, положение в обществе. Ж. Бертильон и другие демографы XIX в. отмечали, что обратная связь дохода и рождаемости обусловлена не столько наличием стимулов к повышению последней у низших классов, сколько стремлением других классов ее снизить.
Например, в период становления капитализма подобное стремление во многом объяснялось нежеланием дробить нажитый капитал между многочисленными наследниками. В современных условиях преобладания акционерного капитала это потеряло свою значимость. В низших же классах высокая рождаемость служила своего рода гарантией от голодной смерти в старости, ведь шанс иметь работу среди членов многодетной семьи все же выше, чем в однодетной. Во многом это положение сохраняется и до сих пор.
Имущественные отношения в низших классах не препятствовали заключению более ранних браков; у представителей более зажиточных слоев общества браки заключались, как правило, в более зрелом возрасте. Значит, женщины в бедных семьях состояли в браке в течение большей части плодовитого возраста.
Однако с ростом населения и возрастающей нехваткой рабочих мест многие семьи стали сознательно ограничивать число детей, так как последним не была гарантирована работа в будущем. Причиной отказа от многодетной семьи стал недостаток денег на содержание и воспитание детей. Причем в средних слоях населения это обусловлено не столько снижением общего дохода в семье, сколько удорожанием жизни вообще, желанием поддержать определенный жизненный уровень. К тому же коэффициент рождаемости, при прочих равных, у занятых женщин ниже, чем у незанятых, а современные социальные условия в развитых странах способствуют увеличению женской занятости. Следует отметить, что рождаемость тем ниже, чем больше лет работала женщина; еще резче проявляется дилемма «работа — дети».
Динамика рыночной конъюнктуры накладывает свой отпечаток на брачность, вызывая снижение последней в годы кризисов (что прослеживается вплоть до кризиса середины 70-х годов XX в.) и оказывая схожее влияние на рождаемость с запаздыванием на год.
Говоря о классовых различиях и благосостоянии населения, невозможно обойти вниманием их влияние на уровень смертности. Весьма велики показатели смертности в низших социальных группах, несмотря на неоднородность населения. Например, при сопоставлении одной возрастной группы среди рабочих «грязных» производств и банковских служащих смертность первых будет выше в силу специфических условий работы и, как следствие, профессиональных заболеваний. Конечно же, на это будут накладываться алкоголизм первых и нервные перегрузки последних.
Одним из примеров взаимосвязи демографических характеристик и экономических категорий может быть формирование рабочей силы. Последняя является той частью населения, которая принимает или может принимать участие в производстве товаров и услуг. Конкретное количество рабочей силы определяется количество населения, его возрастно - половой структурой и повозрастными коэффициентами участия. Поскольку количество населения и его возрастно - половая структура зависят от рождаемости, то темпы рождаемости следует рассматривать как одну из важнейших детерминант количества рабочей силы, а следовательно и предложения рабочей силы на рынке труда.
Повозрастные коэффициенты участия характеризуют степень участия в непосредственной трудовой деятельности определенных возрастных групп. Изменения этого показателя предопределяются отличиями в уровнях повозрастной рождаемости, которые являются демографическими характеристиками. Кроме того, коэффициент участия зависит от состава семьи, брачного состояния. Конкретные уровни коэффициентов участия могут зависеть также от других обстоятельств: экономической конъюнктуры, изменения ориентации экономики на развитие сферы послу и; состояния здоровья населения, условий получения образования и тому подобное.
Изучение связи уровня рождаемости и занятости на микроуровне (па уровни отдельной семьи) сводится к установлению зависимости между занятостью женщины в домашнем хозяйстве и общественном производстве и количеством детей в семье. Специальные исследования показывают, что в среднем наибольшие расходы связаны с рождением первого ребенка. Так, снижение занятости матерей на производстве наблюдается на протяжении первых 12 лет после рождения ребенка, что приводит к снижению профессиональной квалификации женщины. Во всех методиках игнорируется участие ребенка в домашнем, а в развивающихся странах - и в недомашнем секторе. В современном макроэкономическом анализе доходов населения используется так называемый эффект рабочей силы отца, который характеризует компенсацию падения занятости женщины при рождении ребенка. Например, в США доля занятых родителей в двух и более местах увеличивается с 6 % в случае отсутствия детей до 11,3 % при наличии 5 детей.
Па основе моделей были установлены следующие направления влияния демографических факторов на рынок труда:
• на протяжении жизни одного поколения существующие тенденции рождаемости не влияют на предложение новой рабочей силы, но изменяют мотивации к труду у мужчин и женщин с рождением детей;
•смертность населения в трудоспособном возрасте непосредственно влияет на количество рабочей силы;
•миграция существенно влияет на изменение качества и количества рабочей силы;
•изменения возрастно-половых коэффициентов участия в рабочей силе предопределяются преимущественно экономическими причинами.
Демографическую детерминированность экономических и социальных процессов можно подтвердить и связью динамики возрастно-половой структуры населения и сдвигов в сфере занятости, участия отдельных групп населения в создании и потреблении общественного продукта, а также изменения в социальной сфере. Как известно, в создании общественного продукта принимает участие население в трудоспособном возрасте (количество его определяется возрастно-половой структурой, уровнем рождаемости и уровнем смертности населения в трудоспособном возрасте). Две других категории — это дети и пенсионеры. Изменение количества населения этих категорий увеличивают (уменьшают) так называемую демографическую нагрузку на население в трудоспособном возрасте. Увеличение количества нетрудоспособных лиц в расчете на одного трудоспособного требует повышения эффективности его труда, чтобы не снижался достигнутый уровень жизни.
Увеличение доли населения в возрасте моложе трудоспособного может расцениваться положительно с точки зрения перспективы вступления этой категории в трудоспособный возраст и включение ее в создание материальных и духовных благ. Нагрузка же на одного трудоспособного будет уменьшаться. Напротив, рост доли лиц в послетрудоспособном возрасте обусловит увеличение демографической нагрузки и в будущем (при неизменности других условий).
Возрастно-половая дифференциация населения существенно влияет и на структуру спроса на товары и услуги, хотя количественное определение этого влияния осложняется отсутствием соответствующих данных в достаточных объемах.
Важным критерием, характеризующим трудовой потенциал, является трудовая активность населения, которая в значительной мере зависит от возраста, пола и здоровья человека. С возрастом изменяются и физиологичные возможности людей, особенно способность успешно преодолевать краткосрочные, но значительные по величине силовые и психические нагрузки. В то же время люди среднего возраста и частично старшего возраста, используя накопленный опыт, длительные равномерные нагрузки переносят лучше. Однако этот опыт оказывается менее полезным, когда изменяется вид деятельности или полностью изменяется производственное оборудование и привычный опыт и стиль работы. Кроме того, существуют отличия в повозрастной динамике трудовой активности в зависимости от пола. Так, у мужчин наивысших показателей трудовая активность достигает в период от З0 до 39 лет и до 50 лет изменяется мало. Для женщин в возрасте 25-40 лет характерно временное прекращение участия в производстве в связи с рождением ребенка.
Экономика и миграция. В отличие от других демографических процессов в миграции влияние экономических факторов прослеживается особенно чётко. Поэтому и в литературе значительная часть миграции называется экономической.
В поисках спасения от обнищания и безработицы в XIX в. в США переселились миллионы англичан и ирландцев. В начале XX в. внешняя миграция заметно отразилась на странах Южной и Восточной Европы, Германии, России. А в США потянулись потоки эмигрантов из Латинской Америки, Южной Африки, Австралии.
США конца XIX — начала XX в.— хрестоматийный пример внешних миграционных потоков. Лишенные свободных земель на родине эмигранты планировали обзавестись собственным хозяйством в США. Но даже после исчерпания свободных земель в самих США растущая американская экономика притягивала огромные массы людей. К 1907 г. ежегодный въезд в страну составил рекордные 1,3 млн. человек: почти половина — из Англии, остальные — с Юга и Востока Европы, страдающих аграрным перенаселением. В 30-е годы XX в. кризис увеличил армию безработных, вынудив правительство ограничить внешний приток мигрантов до 100 тыс. человек в год. Период между двумя мировыми войнами характеризуется всеобщим неблагополучным положением с безработицей, что снизило общую миграционную активность.
На протяжении всего XX в. в развитых странах сохранялась потребность в притоке дешевой неквалифицированной рабочей силы, источником которой служили развивающиеся страны. Добавилась специфическая разновидность миграции — «утечка умов» — отток наиболее квалифицированных кадров из менее развитых в более развитые страны.
Как для внешней, так и для внутренней миграции характерно преобладание мужчин, что также указывает на то, что большинство переселений связано с поисками работы.
Характерной чертой внешней миграции является возвращение мигрантов на родину. Согласно статистическим данным, из общего потока иммигрантов в стране остается на постоянное жительство не более трети.
Во внутренней миграции преобладающим направлением является переселение из села в город в рамках общего процесса урбанизации.
Изучая взаимосвязи демографических и социально-экономических процессов, необходимо учесть некоторые методологические положения:
•взаимосвязи экономических и демографических процессов являются динамическими, они имеют не функциональный, а корреляционный характер, то есть изменение одного процесса не предопределяет изменение другого в том же направлении и в тех же масштабах;
•наличие так называемого временного интервала, то есть срока, который разделяет изменения в рассматриваемых процессах. Например, трансформация возрастно-половой структуры происходит медленно, тогда как изменения образовательного уровня или профессионального состава населения происходят относительно быстро;
•необходимость установления не только характера взаимовлияния процессов, которые изучаются, но и оценки величины и скорости изменения одних процессов в случае изменения других;
•надежность полученных результатов обеспечивается как можно более полным охватом факторов;
•взаимосвязь демографических и экономических процессов может быть непосредственной и опосредствованной.
Примером первого является влияние количества населения в трудоспособном возрасте на оценку экономического, в частности трудового, потенциала. Соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения тоже непосредственно влияет на величину демографической нагрузки. Опосредствованная связь наблюдается тогда, когда выделяется немало других факторов, в том числе и демографический. Это можно проследить на примере объема и структуры расходов и сбережений человека. Как известно в целом, размер личных сбережений зависит от доходов, уровня цен на потребительские товары, объема и характера личных потребностей. Но конкретное влияние каждого из перечисленных факторов будет модифицироваться в зависимости от таких демографических характеристик, как возраст семьи (молодая семья или семья пенсионеров), количество и возраст иждивенцев в семьи и др.
Изложенное дает возможность сделать вывод, что исследование, изучение и мониторинг взаимосвязей демографических и социально-экономических процессов является чрезвычайно сложной проблемой как в методологическом, так и в исполнительном плане. Здесь необходимо применение демографической и экономической теории, методов системного анализа, математического моделирования, социологических опросов и тому подобное. Многие вопросы не до конца разработаны даже на уровне исследований, другие — не доведены до конкретного практического внедрения. Именно поэтому демографические факторы еще не получили надлежащего учета в проектных и программных разработках. В то же время, по мнению специалистов, сложность разработки проблемы компенсируется ее значимостью для обоснования социально-демографической и экономической политики страны, отдельных программ.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2185;