По Истории музыкальной культури Лекция №1
Лекции
История музыкального искусства (история музыки), это отрасль музыковедения, гуманитарная наука, которая отражает целостную картину развития музыкальной культуры и подразделяется: 1) на всеобщую историю музыкального искусства, которая охватывает историю музыкальной культуры всех времен и народов; 2) на историю музики отдельныхх народов и стран; 3) на историю жанров и форм музыки, разновидностей композиторского и исполнительского искусства и т. д.
Курс «История музыкального искусства» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов-культурологов.
Данный курс тесно связан с другими учебными дисциплинами, которые выявляют специфику исторического процесса развития культуры. Это такие дисциплины, как «История мировой художественной культуры», «История зарубежной культуры», «История украинськой культуры», «Культура ХХ века», «Культура регионов», «Этика. Эстетика», «История новоевропейськой культуры», «История искусств», «История литературы», «История стран Европи», «История религии», «История философии», «История театра», «История кино», «История хореографического искусства», «История украинской художественной кульуры », «Народведение и фольклор украины », «Этнокультурология », «художественная культура юга украины », «История костюма и моды».
Курс «История музыкального искусства» разделяется на музыкальное искусство Древнего мира и рассмотрение исторических путей развития западно-европейской, русской и украинськой музыкальной культуры.
Изучение западно-европейской, русской и украинськой музыки построено по историко-монографическому принципу. Выбор музыкальных произведений, которые включены в программу, обусловлен их исторической весомостью, яркостью художественно-образного содержания и стилевых качеств.
Исходя из этого, история западно-европейской, русской и украинской музыки рассматривается в аспекте формирования и функционирования таких художественных направлений и стилей как: средневековье, ренесансный гуманизм, барокко, классицизм, и т.д.
Целью курса является углубление представлений студентов в области мировой музыкальной культуры. В связи с этим планируется ознакомление с содержанием понятий «музыка», «музыкальная культура», «музыкальное искусство» основными характеристиками музыкальных культур различных эпох (от эпохи первобытного общества до наших дней).
В процессе занятий студенты повысят свои знания по истории музыки, теории музыки, музыкальной эстетике (в частности, получат информацию о различных жанрах, направлениях, течениях в музыке, в том числе — современной), познакомятся со многими музыкальными произведениями.
Материал предлагаемых занятий будет способствовать общекультурному обогащению учащихся, воспитанию их художественного и эстетического вкуса, позволит им легче, а главное безошибочнее ориентироваться в современной культурной, прежде всего — музыкальной жизни.
В история музыки часто применяются такие понятия как: «искусство», «культура», «музыка», «музыкальное искусство», «музыкальная культура».
Вмире существует множество философских и научных определений понятий «искусство» и «культура».
Так, иску́сство ( в переводе с церковно-славянского искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); имеет много значений В более узком смысле, например, это:
- старо-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка;
- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе;
- творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересуещее не только самого автора, но и других людей;
- один из способов познания и восприятия окружающего мира.
Понятие искусства крайне широко, и в широком смысле оно может проявляться как:
- чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
- Долгое время искусством считался - вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.
- Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.
Культура(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — предмет изучения культурологии. Культурапонимается как…
- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.
- исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
- Культура – результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, ее условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на ее территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры. (Нарек Бавикян)
- общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)
- сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.
- картина мира;
- «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга)
- «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)
- возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
- воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
- развитие духовной сферы жизни, искусство - как творчество;
- творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
- «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;
Му́зыка(греч. Μουσική от греч. μούσα — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, организованный по высоте, времении громкости звучания. Кроме того музыкальный звук имеет определенную «окраску» - тембр (тембр скрипки, трубы, фортапиано).
Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени Музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе Музыки. Вместе с тем Музыка существенно отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей.
Музыкальные звуки или тоныобразуют различные исторически сложившиеся музыкальные системы, отобранные художественной практикой общества, в котором они существуют (напр. Музыкальные лады).
Нас окружают не только музыкальные звуки. Звуки природного происхождения не являются музыкальным искусством. Как упоминалось выше, звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.
Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность подражать явлениям природы (имитировать их), такие как: пение птиц (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков, К.Дебюсси, М.Равель, А.Руссель); бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Бориса Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского и Испанский час М.Равеля), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).
Музыкальное искусство– специфическое искусство, поскольку произведения искусства создаются с помощью звукового материала. Музыкальное искусство можно определить как мастерство композиторов, исполнителей, результаты деятельности которых (создание и исполнение муз. произв.) способны доставлять эстетическое удовольствие.
Музыкальная культура - совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение и воспроизведение.
Музыкальная культура –специфическая разновидность культуры, поскольку художественно–культурные ценности, являющиеся предметом интереса музыкальной культуры, их производство (сочинение музыки композиторами), их хранение (запись, передача от одного поколения к другому) и распространение (исполнение) так или иначе связаны с музыкальным звуком, который, как мы помним, имеет четко выверенную (точную) высоту, длительность во времени (ритм) и громкость.
Музыкальная культура- это весьма сложная, многоуровневая система.С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.
С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) художественно- музыкальная деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, которая питает это наследие и передающая его тем, кто придет на смену ныне живущим.
Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене музыкальными знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл музыкально-культурного процесса.
Музыкальную культуру можно подразделять по ее носителю. В зависимости от этогоследует выделитьмировую и национальнуюмузыкальную культуру.
1. Мировая музыкальная культура -это синтез (объединение и взаимодействие) лучших достижений всехнациональных музыкальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
2. Национальная музыкальная культура -это синтез культур различных социальных общностей (например, дворяне, горожане, крестьяне и т. д.) и групп ( детей , молодежи и т. д.) соответствующего общества.
музыкальная культура социальных общностей,в свою очередь, подразделяется на:
-а) классовую музыкальную культуру (дворянскую, городскую, сельскую, профессиональную, молодежную, детскую и т. д.);
- б) музыкальная культура семьи;
- в)музыкальная культура отдельного человека.
Перечисленные разновидности музыкальной культуры образуютцелостной системы, в рамках которой проистекают многообразные процессы, связанные с "жизнью" музыки в обществе.
Музыкальная культура связана с музыкальной деятельностью.
Существуют 3 основных вида музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- ее исполнение;
- создание музыки – композитороское творчество.
В результате музыкальной деятельности, и благодаря ей, развивается чувство любви к музыке, вкус, понимание музыки, музыкальные способности, творчество.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 2300;