Ладовой основой Древне-Египетской музыки была пентатоника (пятиступенный звукоряд).
В период Древнего и Среднего царств появились пиктография - рисуночная нотация и первые труды, раскрывающие космологию, теорию связи-музыки с небесными светилами.
Место бытования музыки:
- храмовая музыка, связанная прежде всего с культом богов Осириса, Исиды и Тога (считались творцами муз. искусства).
- музицирование при дворах правителей, в богатых домах;
- народное творчество.
Жанры Древне-Египетской музыки - хоровые песни и женские песни-плачи. Эти жанры вместе с танцами и драматическими эпизодами входили в состав представлений, посвященных. разл. Богам.
В 3-м тыс. до н. э. получил распространение новый вид нотации - хейрономия.
В эпоху Др. царства возник социальный слой профессиональных (обычно придворных) музыкантов, среди которых славились Хемре, Хуфу-Анх в др.
В период Нового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н. э.) в Др-Ег. муз. усилилось азиатское влияния, особенно сирийское. Муз. инструментарий пополнился гобоями, угловыми арфами, лирами, лютнями, кифарами и др.
В греко-рим. период (332 до н. э. - 395 н. э.) широко употреблялись авлос, поперечная флейта, букцина, разл. лиры, губная гармоника, барабаны, трещотки, бубенчики и др.
В 3 в. до н. э. в Александрии был изобретен гидравлос (предшественник совр. органа). Немаловажную роль сыграл обмен музыкантами: некоторые египтяне в качестве учителей и придв. музыкантов, находились в Греции и Риме, а в Египте работали мн. греч. музыканты. В целом Др-Ег. муз. оказала большое влияние на муз. культуру древнего мира.
МУЗЫКА МЕСОПОТАМИИ - муз. культура древних гос-в Междуречья: Шумера, Вавилонии и Ассирии (3-е тыс. - 1-е тыс. до и. э.). Оказала влияние на соседние культуры Азии, Африки, Юж. Европы.
Музыкальные инструменты.Уже в 3-м тыс. до н. э. на территории Месопотамии были распространены дугообразные арфы, арфообразные лиры, лютни (древние грека называли их пандурами), продольные флейты, двойные гобои, рамообразные барабаны. Музыке принадлежала значительная роль в религ. и придв. жизни гос-в.
Музыканты (мужчины и женщины) в социальной иерархии стояли непосредственно после богов и царей. По представлению жителей Месопотамии муз. звук обладал чудодейственной силой (миф о богине Иштар, явившийся прообразом мифа об Орфее).
Особого расцвета достигло храмовое искусство жрецов-музыкантов. В дворцовых церемониях участвовали муз. ансамбли, певцы. В Ассирии, ставшей в 1-м тыс. до н. э. крупным культурным центром на Востоке, придв. музыканты давали и публичные концерты для городского населения. Этот факт является доказательством существования первых ростков светской музыки (Музыка, исполняемая в храмах – культовая,а та, чтоисполняется за пределами храма на публичных концертах – светская).
Муз.-теоретические представления в культурах Месопотамии во многом сформировалась под влиянием астрологии (подобно китайской) - особое значение имели цифры 5 (число известных в древности планет, чувств человека и др.) и 7 (число дней недели), с которыми связаны 5-ступенный ангемитонный и 7-ступенный диатонический звукоряды М. м., 5- и 7-струн. инструменты (арфы).
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА - музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. На процессе формирования Д.Евр. м. сказалось воздействие цивилизаций Ассирии, Вавилония, Египта, Финикии.
Основным источником сведении об особенностях муз инструментов являются т. н. рукописи Мёртвого моря. Помимо разновидностей арфы, трубы и барабана, использовались инструменты, заимствованные у египтян, финикийцев и персов.
Данные о муз. жизни евреев содержатся в библейских текстах.
В 1-й части Торы (иудейского святого писания) воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии с музыкой, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся хор. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Соломона (10 в. до н. э.), в которых участвовали 126 священнослужителей с трубами.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1398;