Жанры др.-евр. музыки: песнопения типа хороводных (исп. на нар. праздниках, в т. ч. по случаю сбора урожая), обрядовые свадебные и др. песни, культовые напевы - псалмы.
Д.Евр м. в основном вокального происхождения как одно - так и многооголосная.
Способы исполнения культовых напевов:
- антифонное звучаниечередование звучания двух хоров;
- респонсорное звучаниечередование звучания солиста и хора.
Позднее такой тип исполнения встречается в средневековой христианской музыке
Для записи и чтения текстов пользовались невменным письмом, состоявшем из чёрточек, точек, запятых и указывающими направление движения мелодии - контур, без точной высоты звуков.
Первоначально была распространена пентатоника, в дальнейшем - лады, близкие др.-греческим.
Обучение храмовых музыкантов было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов). На применении муз. инстр. отражалась социальная структура общества: в нар. быту - преим. духовые тростниковые иястр., для касты жрецов - трубы (рога), храмовых музыкантов - лиры.
Д-Евр. муз достигла расцвета в период древних царств - Израильского (ок. 928-722 до н. э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н. э.)
Сложился инструментарий, в который входили киннор (лира), нэвэл (арфа), хацоцра (серебр. труба), шофар (бараний рог, легендарная "иерихонская труба"), халил (свирель) и др. После разрушения Навуходоносором II храма (587 до н. э.) и восстановления его перс. царём Киром II (538 до н. э.) храмовая музыка стала упрощаться.
МУЗЫКА ИНДИИ -одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к (3 тыс. до н. э.). Важный этап развития Инд. Муз., связан с древнейшими лит. памятниками священных текстов и гимнов Индии - Ведами (Ригведа, Самаведа). В Др- Инд муз культуре существовали развитые жанры культовой, народной и светской музыки. Видовое, жанровое, ладово-ритмич. богатство инд. фольклора обусловлено тем, что Индия - страна полиэтническая, многоязычная, у каждой этнической грппы- свои музыкальные традиции. Распространены:жанры песен:
- баллады (к-рые часто разыгрываются как нар. представления на эпич. и историч. сюжеты)
-лавани, бурракатха, пандавани;
- песенно-танц. формы – гарба, суа, чакри;
- лирич. песни – бхатиали, дхола;
- трудовые - шари, махитья.
Музыкальные инструменты:
ударные- дхол (см. Дол), дамару,даф, тамматаи,гуммати, нагара;
духовые- комбу, сингх (разновидности рога), тиручиннам, карна (прямые трубы), бансури, мурали, алгоза (флейты), пунги, махуди, гхонга, иохори, нагасар, сурнай;
струнно-щипковые - эктар, дотара, тунтуне, джантар;
струнно-смычковые - камайча, банам, саринда.
Муз. искусство, было распространяется при дворах знати, в традиц. Театре, в фольклорной среде и наряду с культово-религ. жанрами - в храмовом искусстве.
Мелодической основой Др.-Инд. музыки являются рага (санскр. «цвет, настроение») — музыкальные лады, используемые музыке, серия из пяти или более нот, на которых строится мелодия.. Философско-эстетич. и теоретич. принципы инд. искусства, в т. ч. музыки, получили обоснование в трактатах "Натьяшастра" Бхараты (приблизительно 1 4 в. н. э.). "Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.). "Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Сварамелакаланидхи" Рамаматьи (16 в.) и др.
Муз. звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определ. сочетания муз. звуков (система тала). На основе космологии, представлений в музыке возникают аналогии 7 осн. звуков инд. лада с 7 планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22интервала менее полутона - шрути.
Каждому муз. звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоц. содержания. Исполнение paг приурочивается к определённому времени года (весна, лето, осень, зима) и суток (мелодии утренние, полуденные, вечерние).
Инд. муз. неразрывно связана с искусством нац. танца. Глубоко самобытные системы мудра (положения пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (позиции рук по отношению к телу танцовщика) способны передать сложный литературный текст муз. произв. средствами нац. хореографии, благодаря чему любое вокальное произв. может стать достоянием не только слушателя, но и зрителя.
МУЗЫКА КИТАЯ насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие муз. традиций Ср. Востока, Центр. и Юж. Азии, Юго-Вост. Азии; впитала элементы музыки народов, в разные историч. периоды входивших в состав кит. гос-ва (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и др.), и в свою очередь оказала значит. влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-Вост. Азии и бассейна Тихого океана. К. м. с древности развивалась под воздействием религиозных, философско-идеологич. доктрин. В трактатах Конфуция разрабатывалась космологич. концепция природы музыки, подчёркивалась её социально-политич. роль (музыка как одно из средств управления roc-вом, существ. фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии). Согласно представлениям даосизма музыкадолжна была способствовать проявлению психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой. Буддистское мировоззрение подчёркивало мистич. начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.
Понятие ю э означало не только музыку, но и др. виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символич. мышление в музыке существовала связь отд. муз. тонов, муз. инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания, социально-политич. системами.
Так, в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На её основе был обоснован пентатонич. звукоряд (см. Пентатоника), ступени которого связывались с 5 типами интонирования в кит. яз. и отождествлялись с 5 стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и др. В 5-3 вв. до н. э. к пентатонич. звукоряду были добавлены два дополнит. звука и образовалась 7-ступенная гамма.
Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой высот, нарушение которой могло привести к проблемем вселенского и социально-политич. масштаба.
Сформированная в древности кит. муз. нотация (на основе иероглифич. знаков) существует поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу и др.).
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1080;