Теория социальных контактов
Способности человеческой психики сохранять когерентные состояния Я зависят от потока всегда новых чувственных стимулов. Это положение составляет психобиологический фундамент социальной психиатрии. Пользуясь структурными терминами, эти стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток прерывается или делается монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется (мысль индивида задета); процесс выявляет активность смежной археопсихики (реакции эмоциональные и болезненные); и, наконец, археопсихическое функционирование тоже дезорганизовано (галлюцинации). Это суть экспериментальные результаты утраты (недостатка) чувственных стимулов.
Работы Спица идут немного дальше; они показывают, что чувственная недостача у ребенка может привести не только к психическим изменениям, но даже к органическим нарушениям, а это доказывает, что чувственное окружение нуждается в оберегании. Кроме того, выявляется новый специфический фактор: самые важные и самые эффективные формы чувственных стимулов обеспечиваются социальными связями и обменами, а также физическими отношениями (интимность).
Неспособность выносить долгие периоды скуки или изоляции выработала концепцию жажды стимулов, которая относится прежде всего к интимности. Жажду стимулов по многим планам — биологическому, психологическому и социальному — сравнивают с пищевым голоданием. Такие понятия, как «насыщение», «питание», «гурман», «вегетарианец», «аскет», «кулинарное искусство», легко переносятся из области питания в область чувствований. Параллелью «перекармливания» является избыток стимулов, что может вызвать трудности, так как психика не справится со стремительным потоком стимулов и не успеет усвоить их без проблем. В обычных условиях, когда есть обильные припасы и можно составить разнообразное меню, выбор как в той, так и в другой области определяется во многом идиосинкразией каждого индивида.
Проблема факторов, определяющих выбор стимулов, здесь не ставится. Социального психиатра больше всего интересуют те идиосинкразии, которые основываются на архаических экспериментах, на неопсихических суждениях и, когда вопрос касается физических отношений, на экстеропсихических предрассудках и предубеждениях. Последние заставляют рассматривать ситуацию с большой осторожностью, потому что лишь в особых обстоятельствах индивид сделает жест в направлении форм стимуляции, которые не особенно ценит и которые входят в область физических отношений. В большинстве случаев он удовольствуется компромиссом. Научившись придерживаться более тонких форм связей, даже символических, он удовлетворяется, знаками признательности, хотя его аппетит физического контакта не теряет первоначальной силы. По мере роста сложностей поиски каждого индивида становятся более персональными, и именно их разнообразие делает столь разнообразными социальные связи.
Жажда стимулов (выделенная на первой ступени как жажда признательности) бывает столь захватывающей, что знаки признательности очень высоко оцениваются и люди при встрече ждут их проявления; когда же такие знаки не выказываются, называют это плохим тоном и грубостью, достойной осуждения. Благосклонно встречают спонтанные формы признательности, например, улыбку, пожатие руки, что стало уже ритуалом. Существует даже своеобразная последовательность слов и жестов при встрече. Вот типичный пример: а) Здравствуйте! б) Как поживаете? в) Как себя чувствуете в такую холодную погоду? г) Что новенького? д) Какие новости вы хотели бы еще сообщить?
Сложились специфические лингвистические, социальные и культурные штампы, слова и фразы для выражения благодарности и признательности: имена, жесты, манеры поведения, подарки, всегда подчеркивающие, какое место вы отводите человеку, которому оказываете знаки внимания и признательности. Выражение признательности между зрителями и актерами часто носит теплый, но не личностный характер, вот почему некоторые артисты в ущерб своим гонорарам отдают предпочтение театру перед кино. Этот пример ярко показывает широкое действие принципа Спица.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 672;