Создание структуры времени
Простая благодарность и признательность оказываются недостаточными, потому что после выполнения ритуала растёт напряжение, появляется тревога и дальнейшие взаимодействия и обмены создают новые проблемы. И уже можно говорить не только о жажде стимулов, но и о жажде структуры. Каждое человеческое существо каждый день должно решать проблему структуры (расписания, распределения) часов бодрствования. Если кто-то не делает такого распределения вашего времени, как это бывает с маленьким ребенком, то приходится распределятьсвое время час за часом самому, то есть создавать структурусвоего времени.
Самым простым, общепринятым, удобным и практичным методом построения времени является создание такого плана, который призван регулировать материальную сторону внешней жизни человека; это то, что обычно называется работой. Научное название работы — деятельность; термин «работа» не подходит потому, что общая теория социальной психиатрии рассматривает социальные связи, общественные обмены как формы работы.
Социальная сторона проблемы представляется следующим образом: как построить (создать) структуру времени (1), в данной ситуации (2), самым благоприятным образом (3), собственную идиосинкразию (4), идиосинкразию других (5), то, что ситуация может предоставить сейчас и в будущем (6). Цель: получить как можно больше удовлетворения.
Оперативный аспект распределения (или создания структуры) времени можно назвать программированием. Оно обусловливается факторами трех типов: материальными, социальными, индивидуальными. Материальные вопросы соответствуют переменам в отношениях с внешней реальностью и нас здесь не касаются. Выше говорилось о социальном программировании ритуалов приветствий. Его дальнейшее развитие связано с pastime (времяпрепровождением), который обычно принимает форму полуритуальных дискуссий на такие банальные темы, как время, деньги, происшествия или семейные дела.
По мере ослабления контроля программирование тормозится и начинаются сбои и инциденты. Внешне эти инциденты кажутся случайными, так о них и говорят заинтересованные стороны, но внимательное изучение показывает, что они укладываются в точные схемы, что их можно рассортировать и классифицировать и что закономерности их протекания поддаются регламентации. Все остается в скрытом, латентном состоянии до тех пор, пока дружественные или неприязненные отношения идут по ортодоксальной схеме. Но как только срабатывает не поддающийся регламентации случаи, раздается символический крик: «Обманщик!» Такую развязку можно назвать игрой, но ее программирование уже будет индивидуальным, а не общественным. Семейная и супружеская жизнь иногда годами вращается вокруг этой игры или ее вариантов.
Времяпрепровождение и игры — это заместители реальной практики подлинной интимности, иихможно рассматривать скорее как помолвку, чем как супружество, это острые формы игры. Когда индивидуальное программирование становится более интенсивным, социальные соображения и запреты всякого рода начинают затушевываться. Эта ситуация может быть описана как стяжение, то есть аутентичное слияние личностей, на более привычном языке это называется интимностью. Таким образом, можно сказать, что социальные контакты, входят они или нет в рамки деятельности, принимают две формы: игры и интимности. Решающие большинство социальных связей осуществляется в форме игры.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 572;