Обнародование и вступление в силу федеральных законов.
Осуществляется в соответствии со статьями 15, 107, 108 Конституции РФ, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Обнародование федеральных конституционных законов, федеральных законов Президентом РФ осуществляется в форме официального опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" или "Парламентской газете". При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если им самим не установлен иной порядок введения в действие. Только официально опубликованные законы могут применяться на территории РФ.
Принципы законодательной работы
Общество, называющее себя гражданским, относится к законодательному процессу довольно строго. Появление нового закона обставляется целым набором требований, соблюдение которых свидетельствует о "доброкачественности" законотворчества. Первым и основополагающим следует считать принцип легализма, настаивающий на законности только тех нормативных актов, которые приняты с соблюдением надлежащих, строго фиксированных процедур. Закон – это прежде всего форма, и при отсутствии ее мы оказываемся в плену произвола. Ведь формально воля законодателя не знает ограничений – он способен принимать любые законы по своему усмотрению. Именно поэтому столь важно обуздать законодателя процедурой. Неукоснительное следование принципу легализма позволяет обществу самым непосредственным образом влиять на формирование воли законодателя на всех этапах, от внесения законодательной инициативы и до обнародования закона.
Не менее важным принципом в работе законодателя оказывается коллегиальность. В процессе рождения закона ни одно решение не принимается единолично. Утверждение этого правила не столь очевидно, как на первый взгляд кажется. История знает не мало примеров, когда воля избранного народом парламента узурпировалась кучкой людей, считавших себя депутатами наиболее высокой пробы. Не так давно этим вирусом был поражен Верховный Совет Российской Федерации, на закате которого все принципиальные решения принимались одним-единственным человеком, виртуозно освоившим искусство манипуляции ближними. В ходе создания нового парламента – Федерального Собрания – на это обстоятельство обратили особое внимание: ни Совет, ни Председатель Государственной Думы не имеют права принимать единоличные решения, касающиеся подготовки законопроектов. Сегодня все решения принимаются депутатами большинством голосов, будь то на уровне фракции, комитета или же пленарного заседания. Принцип соблюдается неукоснительно; так, в ходе обсуждения Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" одному из вариантов не хватило всего одного голоса – и всю парламентскую процедуру пришлось затевать сначала.
В Конституции декларируется, что власть в России строится на основе политического многообразия и многопартийности. Будучи важнейшей составляющей власти, законодательный процесс полностью подчиняется этому принципу. В нынешней Государственной Думе депутаты, по подсчетам специалистов, представляют интересы более сорока общественных и политических движений и партий. Принцип политического многообразия означает, что носитель любых представленных в парламенте политических взглядов имеет право выразить свое мнение в законотворческом процессе. Более того, попытки внедрить в России идею "императивного мандата", полностью подчиняющую депутата-"партийца" воле партийного большинства, не прижилась в нашем парламенте. Этот вопрос неоднократно поднимался в Государственной Думе, решение которой послужило дополнительной гарантией политического плюрализма: теперь при столкновении позиций депутата как члена фракции и депутата как избранника народа он имеет право на заявление собственного мнения вплоть до выхода из фракции, причем депутатский мандат за ним сохраняется.
И, наконец, принцип открытости подчиняет себе весь процесс принятия и подготовки законов. Можно спорить о "дозе" открытости российского Федерального Собрания, но тот факт, что нам этот принцип не чужд – бесспорен. Достаточно сказать, что в V Государственной Думе были аккредитованы 1491 журналист, а в нынешней VI Государственной Думе – 829 журналистов. Наш парламент пытается быть "прозрачным" для избирателей. Даже наличие такого стремления само по себе хорошо.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 1794;