Основные теории происхождения права.
Существуют различные теории правопонимания: естественно – правовая, психологическая, историческая, позитивистская, социологическая, материалистическая.
Согласно теории естественного права, которая получила наиболее завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII веках, в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное.
Естественное право принадлежит человеку от рождения, и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них является правонарушением, либо вовсе преступлением.
Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает, и конкретизирует естественные права человека.
Несправедливый закон не создает право – основополагающий принцип данной теории.
Представители: Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев.
Достоинства – это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции. Она провозглашает источником прав человека природу, либо бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Слабые стороны. Такое понимание права уменьшает его формально – юридические свойства, в результате чего размывается критерий законного и противозаконного; подобное толкование связано не столько с правом, сколько с правосудием, которое может быть разным у разных людей.
Историческая школа права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII и начале XIX веках.
Представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта, Шталь и др.
Основные идеи:
1) право – историческое явление, которое как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему – либо указанию, а возникает, и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право – это прежде всего правовые обычаи, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания».
Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы, путем анализа и изучения опыта существующего права.
Достоинства:
- впервые так основательно рассмотрены культурно – исторические и национальные особенности права, обращено внимание на необходимость их учета в правотворческом процессе;
- подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общего развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
Слабые стороны:
1) данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно – правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
2) переоценка роли правовых обычаев в ущерб законодательству. Между тем, в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Нормативистская теория права.
Данная теория наиболее завершенную форму получила в XX веке.
Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен.
Основные идеи:
- исходным в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
- по Кельзену бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснование вне сферы норм, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально – экономическими (и другими сущими) оценками;
- в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания, которые тоже включаются в понятии права и которые должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Достоинства:
1) верно подчеркивается такое определяющее свойство права как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
2) нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
3) признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает, и обеспечивает основную норму.
Слабые стороны:
- недооценка связи права с социально – экономическими, политическими и духовными факторами (представители данной теории излишне очищали от них право);
- признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивал роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетвориться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.
Марксистская теория права.
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XIX – XX веке.
Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и другие.
Основные идеи:
- право понимается как мера свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности, и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы. Следовательно, право понимается как возведенная в законе воля господствующего класса, т.е. классовое явление.
Все ранее существовавшие государства закрепляли, и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков, буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обществе масс, то есть более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право.
- содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.
Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются, и охраняются государством.
Достоинства:
1. В связи с пониманием права как закона (т.е. как формально – определенного нормативного акта) выделены четкие критерии правомерного и противоправного.
2.Показана зависимость права от социально – экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него.
3.Обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает, и обеспечивает его.
Слабые стороны:
- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничена жизнь права историческими рамками классового общества;
- слишком жесткая связь права с материальными факторами.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 985;