Тема 5.2. Методика музыкального воспитания видных деятелей России
В 70-х годах XIX века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». Одна из статей этой книги посвящена обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Здесь выделяется особое значение хорового пения, которое является: навыком коллективного действия; стремлением коллективного достижения цели; подчёркивается любовь русского народа к песне, приводятся различные случаи из русского быта, связанные с песней. Говоря о методах обучения пению, С.И. Миропольский отмечает, что «… голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению…, пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству». Подчеркивая возможные трудности обучения нотной грамоте, автор допускает в начальном периоде обучения графическое изображение звуков («лестничка»), и особенно рекомендует цифровой метод. Подчеркивая, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму, автор выделяет основные принципы обучения:
- выработка навыков внутреннего слуха, предслышания и представления «звука в уме», для чего необходимы «упражнения в сольмизации»;
- необходимость выработки осмысленности в работе над упражнениями;
- соблюдение дидактического принципа последовательности в обучении от простого к постепенному усложнению заданий.
В целом, книга С.И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.
Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы». По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии на умственные силы детей: сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство, которое возможно только через исполнение хорошей музыки. Весь курс занятий Д.Н. Зарин делит на 2 периода: обучение нотной грамоте и обучение с голоса, рекомендуя начинать с работы над развитием восприятия высоты, т.к. звуковысотный раздел он считает наиболее интересным для детей. Навык различения высоты он советует развивать сначала на сравнительно большом интервале, например, квинты. Также он отмечает, что для развития голоса очень важен хороший показ учителя, так как дети легко подражают, а также отмечает, что вокальные упражнения следует начинать с пения гласной «а», за гласной «а» - «е», «и», «у», «ы», «я», «ё», «ю».
Для развития дыхания Д.Н. Зарин рекомендует специальные упражнения, которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратится в привычку, в умение, в инстинкт. Певческий репертуар должен быть непременно художественным, т.е. таким, который содержит в себе богатую и выразительную мелодию и чуждую вычурности гармонию. Наиболее подходящим репертуаром он считает церковные и народные песни, хотя автор не исключает и сочинения светских композиторов. Он даёт подробные методические указания к разучиванию песни:
1) не затягивать надолго разучивание;
2) брать посильный репертуар;
3) знакомить с содержанием текста;
4) учителю самому исполнить песню;
5) показать строение песни: одинаковые и различные фразы;
6) указать места для взятия дыхания;
7) разучивать текст первой мелодической фразы;
8) разобрать направление движения мелодии;
9) изобразить мелодии графически;
10). Разобрать ритмический рисунок.
Первый период охватывает 22 урока. С 23 урока может быть начато изучение нотной грамоты. Изучать песни Д.Н. Зарин рекомендует в порядке нарастания количества звуков. Большинство рекомендуемых им песен заимствовано из «Школьного сборника этнографической комиссии», некоторые песни даны с пометкой: «В педагогических целях – упрощена».
Более решительным выражением новых педагогических тенденций является «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» Александра Леонтьевича Маслова. Он описывает различные эксперименты и призывает к методическим исканиям, в которых видит обязанность каждого настоящего учителя. В поисках нового предлагается использовать наследие старой русской педагогики в сочетании новых методов со старыми, проверенными опытом. Отмечая, что школьное пение по преимуществу должно быть хоровым, подчеркивается необходимость индивидуального развития ребенка. А.Л. Маслов считал, что нотная грамота как таковая в начальной школе должна являться лишь вспомогательным средством при обучении, и введение усиленного изучения нотной грамоты может погубить в ребенке как музыкальное чутье, так и интерес к красоте и творческому воображению. Он рекомендует уделять особое внимание развитию творческих способностей детей: исполнению заученных песен на свой лад; сочинению мелодии на заданный текст или ритм; совместному сочинению песен на заданный или свой текст; написанию окончания к четырехтактному предложению. Творчество детей А.Л. Маслов видел в исполнительской интерпретации песен и в вокальной импровизации, и применял аналогичные творческие задания. Главная ценность данной методики - в стимулировании творческого потенциала детей.
Кроме того, А.Л. Маслов провел специальное исследование по диагностике музыкальных способностей детей. Он специально изучал возможности фальшиво поющих детей, которых учителя относили к музыкально неспособным. В результате эксперимента он выявил, что у всех физически здоровых детей есть музыкальный слух, развитый в разной мере, а фальшивое пение обусловлено следующими причинами: ограниченный диапазон голоса (2-3 звука); смещение диапазона от примарного звука на кварту или квинту (вниз, и значительно реже – вверх); отсутствие координации между слухом и голосом; недостаточная острота слуха, отсутствие певческих навыков. В целом исследование А.Л. Маслова имело огромное научно-практическое значение, так как доказывало возможность музыкального развития всех детей при индивидуальном подходе к ним.
Среди педагогов последней трети XIX века Степан Васильевич Смоленский пользовался особой известностью. Главной задачей массового музыкального просвещения он считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование. Впервые ставится проблема единства обучения и воспитания на уроках музыки. В статье «Заметки об обучении пению» выделяется три главные задачи:
1) воспитательная – формирование духовной культуры;
2) образовательная – знание русской музыкальной литературы;
3) развивающая – обучение приемам пения.
Он создал учебник, оснащенный методическими разработками, затем разработал четырёхтомный «Курс хорового пения», в котором была изложена методика преподавания пения по цифровой нотации для учителей. Учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России. В качестве методического приема в начальных классах школы в течение 1,5 – 2 месяцев он предлагал ввести занятия по слуху для развития навыка слухового восприятия. Он проводил внеклассную хоровую работу с направлением на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, которая в совокупности решала многие воспитательные задачи. Хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами представлялся эффективным средством обучения приемам пения и артистичного исполнения. В «Азбуке хорового пения» была разработана методика знаменного пения. Таким образом, наряду с обучением технике пения, детям прививалась музыкальная культура.
Чрезвычайно большое значение в работе с детьми С.В. Смоленским придавалось репертуару. В данном случае подчеркивалась особая ответственность учителей при подборе детского репертуара. Музыкальный материал подбирался очень тщательно и взвешенно, придавалось большое значение музыкальной содержательности, руководствуясь принципами соблюдения особенностей детской психики, специфики психофизиологическим возрастным особенностям, тесситуре, диатонической ладовой основе. Для обучения детей был создан дидактический певческий комплекс на основе древнерусских распевов, поскольку они диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки. Тесситурные же особенности распевов очень удобны для начального обучения детей пению.
Результатом деятельности С.В. Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально-педагогическая концепция. Она нашла свое выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе» (1880 г.) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей» (1885 г.). Созданные специальные школьные учебники подняли методическую литературу для учителей пения на новый уровень.
Двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева тоже приобрела большую популярность. В ней придается изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Здесь особо подчеркивается, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа, развиваются присущие детям музыкальные способности. Автор указывает на решение следующих задач:
- «научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос»;
- «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»
Многие педагоги утверждают, что большинство детей наделено хорошим слухом, но творческие способности есть не у всех. Такие дети, скорее всего, склонны к подражанию.
Большое внимание Карасев уделял нотной грамоте, и считал, что начинать обучение следует с освоения более легких способов записи. В качестве таких способов он предлагал цифровую нотацию, описанную следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою». По его методике занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы, который ученики пели сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями. Затем переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки. После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добиваясь чистого пропевания секунды. Аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане. Однако впоследствии Карасев отвергает этот способ обозначения. Он приходит к выводу, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований». В дальнейшем он выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой». Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Уделяется значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:
1) чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее;
2) повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом;
3) пение строки учителем;
4) повторение лучшими учениками по отдельности;
5) повторение двумя, тремя, группой и всем классом;
6) изучение при тех же приемах второй строки;
7) повторение обеих строк одна на другую;
8) пение следующей фразы молитвы.
Преимущества методики А.Н. Карасева заключаются в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся. Однако его методика отражала схоластику и формализм обучения того времени. Впрочем именно благодаря строгой последовательности достигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала. Система же эта была чужда живой природе музыки, она подавляла проявление творческого отношения к ней.
По мнению профессора А. И. Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо организованное, имеет для школы большое значение в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном. Очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность… а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям». Говоря о методах обучения пению, автор предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Уделяется много внимания вопросу о последовательности в обучении, необходимости учитывать закономерности психофизического развития ребенка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. Главную роль при пении должны играть музыкальный голос и музыкальный слух, который развивается медленнее способности мышления.
Таким образом, анализ основных методических положений видных деятелей музыкального воспитания России рассматриваемого периода позволяет отметить, что проблема музыкального воспитания детей охватывала различные научно-практические сферы: изучались не только вопросы методической и технологической сфер обучения пению, но и отмечалась значимость музыкального искусства как средства эстетического и нравственного развития детей.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы отличительные черты первых отечественных исполнительских музыкально-педагогических школ 30 – 50-х годов XIX века?
2. Основные методические положения С.Е. Мировольского.
3. Основные методические положения Д.Н. Зарина.
4. Основные методические положения А.Л. Маслова.
5. Основные методические положения С.В. Смоленского.
6. Основные методические положения А.Н. Карасева.
7. Основные методические положения А. И. Пузыревского.
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 2794;