СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Гипнотерапия.Нередко в Городской логотерапев-тический центр Санкт-Петербурга обращаются больные с просьбой вылечить их от заикания гипнозом. Это, видимо, связано с распространенными среди некоторых слоев населе­ния обывательскими представлениями о гипнозе как о таин­ственной, могущественной силе, способной победить различ­ные недуги, особенно те, которые были вызваны испугом.

В последнее время такие представления о гипнотическом внушении, «снятии порчи, сглаза» и пр. усиленно внедряют­ся в сознание широких слоев населения так называемыми специалистами центров нетрадиционной медицины. В Санкт-Петербурге рекламируется деятельность отдельных центров, сотрудники которых «очень успешно» нетрадиционными ме­тодами лечат почти все заболевания, «восстанавливают» ослабленную биоэнергетику больных, «возвращают» в семью «заблудших» отцов, матерей и т. п.

Эти средневековые посулы, рассчитанные на малокультур­ных или очень отчаявшихся людей, с одной стороны, как бы повышают значимость гипнотических воздействий, унифици­руют их, с другой — требуют от наших специалистов подроб­ных психотерапевтических бесед о том, что методика гипно­за достаточно хорошо изучена, научно обоснована, но заика­ние одним лишь гипнозом не лечат.

Метод суггестивного психотерапевтического воздействия с успехом применяется в общем комплексе лечебных ме­роприятий и направлен в основном на укрепление нервной системы заикающихся. Он помогает им преодолеть боязнь, страх речи, чувство неуверенности при общении с окружа­ющими.

Курс гипнотерапии (8—10 сеансов) проводится на этапах автоматизации навыков улучшенной речи и закрепления до­стигнутых результатов в реальной жизни. В установочной бе­седе перед началом курса больным разъясняется, что гипноз, по определению И. П. Павлова (1951), представляет собой частичный сон, т. е. состояние, промежуточное между бодр­ствованием и обычным физиологическим сном. При этом со­стоянии на фоне заторможенных с различной степенью интен­сивности участков головного мозга в коре больших полуша­рий присутствует бодрствующий, сторожевой пункт. Этот пункт обеспечивает так называемый раппорт между больным и гипнологом, т. в; связь, по каналам которой осуществляет­ся лечебное внушение.

В. Е. Рожнов (1979) указывает, что у отдельных пациен­тов перед началом курса гипнотерапии наблюдается некото­рая эмоциональная напряженность, даже боязнь в связи с неправильными представлениями о гипнозе. Поэтому специ­алисты объясняют, что этот вид лечения совершенно безвре­ден, не ослабляет волю человека, как об этом иногда говорят непосвященные люди, а, наоборот, укрепляет ее, оздоравли-вает нервную систему. Свойство быть загипнотизированным (т. е. гипнабельность) у людей различно. Одни более гипна-бельны, другие — менее; гипнабельность от сеанса к сеансу обычно усиливается.

С учетом психологической специфики пациентов, их раз­личных установок, социального положения, целей, задач, культурного и образовательного ценза, описанных выше, в настоящее время проводятся сеансы лечебного гипноза в не­больших группах, сформированных из пациентов, не очень отличающихся друг от друга по указанным признакам. На групповом сеансе, в котором обычно участвует 5—6 человек, помимо внушений общего характера, адресованных всей груп­пе («Ваша нервная система приходит в состояние стойкого равновесия, вы чувствуете себя легко и уверенно, везде и всюду говорите громко, четко, плавно и слитно, точно так, как вы произносите речевые образцы; так вы разговариваете в любой обстановке и с самыми различными людьми» и т. п.),

прово­дятся и индивидуальные внушения, учитывающие особенности личности и речи конкретного больного, его социальные уста­новки и условия жизни. Эти внушения произносятся тихим голосом, в непосредственной близости от пациента.

Общую и индивидуальную формулы внушения варьируют в зависимости от этапов логотерапевтической работы и задач, стоящих в данное время перед больными.

В тех случаях, когда возникает необходимость направить лечебное внушение на интимные стороны жизни заикающе­гося, пациенту проводится индивидуальный сеанс гипнотера­пии.

После сеансов лечебного гипноза специалист коротко оп­рашивает больных об их самочувствии и рекомендует им в течение 15—20 минут не разговаривать или значительно сни­зить речевую активность. Через указанный промежуток вре­мени больные входят в обычный ритм жизни и продолжают активно контролировать свою речь. Сразу же после сеанса уровень самоконтроля несколько снижается, и частота за­пинок может возрасти. Именно поэтому сеансы гипнотера­пии с данным контингентом больных целесообразнее прово­дить после логопедического занятия и завершать ими оче­редной прием.

Рекомендация ограничить после сеанса гипноза речь на 15—20 минут целесообразна еще и потому, что указанное вре­мя дает возможность больным разойтись по домам, не обме­ниваясь впечатлениями по поводу сеанса. Это дает возмож­ность предотвратить эгротогению (по С. С. Либиху), так как впечатления и высказывания могут быть самыми различ­ными.

При проведении гипнотерапии специалисты сталкивают­ся в последние годы с трудностями, обусловленными особен­ностями нашего времени.

Одним из существенных и необходимых шагов нашей стра­ны по демократическому пути является восстановление сво­боды совести и вероисповеданий. Упразднение в государствен­ных масштабах коммунистических догм и идеалов образовало определенный идеологический вакуум. Население старается заполнить его верой в Бога. Все пациенты, почти без исклю­чения, теперь стали верующими, хотя некоторые, особенно подростки, о религии имеют смутные представления. Это по­зволяет думать о том, что для определенной части подрост­ков и молодых людей выполнение религиозных обрядов, осо­бенно праздничных, ношение напоказ атрибутов веры, сде­ланных из драгоценных металлов, — это не что иное, как дань моде.

В отдельных случаях в набожности и выполнении религи­озных ритуалов пациентами прослеживаются определенные связи с защитными реакциями по типу навязчивых состоя­ний и обсессий. Тем не менее часть пациентов искренне ве­рит в Бога, посещает церковь, имеет своих духовных настав­ников, регулярно исповедуется и пр.

Христианская Православная Церковь, так же как и некото­рые другие конфессии, не запрещает своим прихожанам лечить­ся от заикания с применением гипнотерапии. Но представите­ли различных религиозных сект (Свидетели Иеговы, баптисты; лица, самостоятельно изучающие восточные вероучения) кате­горически от сеансов лечебного гипноза отказываются, ссыла­ясь на то, что этот вид лечения связан с «темными силами» и ничего, кроме вреда, им не дает. Более того, они пытаются ак­тивно пропагандировать свои взгляды среди больных.

Поведение таких пациентов специалисты контролируют, занимаются с ними индивидуально, следят за тем, чтобы они не соприкасались с другими больными.

Косвенное внушение.Б. Д. Карвасарский (1985)указыва­ет на то, что уверенность больного в лечебном эффекте явля­ется активным фактором, который постоянно играет важную роль при проведении всех видов терапии. Благоприятная об­щая обстановка лечения, укрепление медицинским персона­лом надежды больного на эффективность лечебной процеду­ры способны усилить ее действие.

Сказанное полностью относится и к логотерапии, прово­димой с заикающимися. Пациенты, обладающие тревожно-мнительными чертами характера, особенно те, которые не­удачно лечились в прошлом, нередко с недоверием относятся не только ко многим приемам лечения и специалистам, но и часто недооценивают положительные сдвиги, наступившие в их нервно-психическом и речевом состоянии. В этих случаях слова убеждения и разъяснения, сказанные специалистом не­посредственно больному, могут иметь меньший терапевтичес­кий эффект, чем фраза, содержащая оценку состояния паци­ента и как бы не предназначенная для него. Это могут быть отдельные реплики и замечания, которыми обмениваются в полголоса сотрудники центра в присутствии больного, делая вид, что они его не замечают, либо материал для записи в истории болезни, продиктованный специалистом медицин­ской сестре во время группового занятия, и пр.

 








Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 715;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.