СУГГЕСТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Гипнотерапия.Нередко в Городской логотерапев-тический центр Санкт-Петербурга обращаются больные с просьбой вылечить их от заикания гипнозом. Это, видимо, связано с распространенными среди некоторых слоев населения обывательскими представлениями о гипнозе как о таинственной, могущественной силе, способной победить различные недуги, особенно те, которые были вызваны испугом.
В последнее время такие представления о гипнотическом внушении, «снятии порчи, сглаза» и пр. усиленно внедряются в сознание широких слоев населения так называемыми специалистами центров нетрадиционной медицины. В Санкт-Петербурге рекламируется деятельность отдельных центров, сотрудники которых «очень успешно» нетрадиционными методами лечат почти все заболевания, «восстанавливают» ослабленную биоэнергетику больных, «возвращают» в семью «заблудших» отцов, матерей и т. п.
Эти средневековые посулы, рассчитанные на малокультурных или очень отчаявшихся людей, с одной стороны, как бы повышают значимость гипнотических воздействий, унифицируют их, с другой — требуют от наших специалистов подробных психотерапевтических бесед о том, что методика гипноза достаточно хорошо изучена, научно обоснована, но заикание одним лишь гипнозом не лечат.
Метод суггестивного психотерапевтического воздействия с успехом применяется в общем комплексе лечебных мероприятий и направлен в основном на укрепление нервной системы заикающихся. Он помогает им преодолеть боязнь, страх речи, чувство неуверенности при общении с окружающими.
Курс гипнотерапии (8—10 сеансов) проводится на этапах автоматизации навыков улучшенной речи и закрепления достигнутых результатов в реальной жизни. В установочной беседе перед началом курса больным разъясняется, что гипноз, по определению И. П. Павлова (1951), представляет собой частичный сон, т. е. состояние, промежуточное между бодрствованием и обычным физиологическим сном. При этом состоянии на фоне заторможенных с различной степенью интенсивности участков головного мозга в коре больших полушарий присутствует бодрствующий, сторожевой пункт. Этот пункт обеспечивает так называемый раппорт между больным и гипнологом, т. в; связь, по каналам которой осуществляется лечебное внушение.
В. Е. Рожнов (1979) указывает, что у отдельных пациентов перед началом курса гипнотерапии наблюдается некоторая эмоциональная напряженность, даже боязнь в связи с неправильными представлениями о гипнозе. Поэтому специалисты объясняют, что этот вид лечения совершенно безвреден, не ослабляет волю человека, как об этом иногда говорят непосвященные люди, а, наоборот, укрепляет ее, оздоравли-вает нервную систему. Свойство быть загипнотизированным (т. е. гипнабельность) у людей различно. Одни более гипна-бельны, другие — менее; гипнабельность от сеанса к сеансу обычно усиливается.
С учетом психологической специфики пациентов, их различных установок, социального положения, целей, задач, культурного и образовательного ценза, описанных выше, в настоящее время проводятся сеансы лечебного гипноза в небольших группах, сформированных из пациентов, не очень отличающихся друг от друга по указанным признакам. На групповом сеансе, в котором обычно участвует 5—6 человек, помимо внушений общего характера, адресованных всей группе («Ваша нервная система приходит в состояние стойкого равновесия, вы чувствуете себя легко и уверенно, везде и всюду говорите громко, четко, плавно и слитно, точно так, как вы произносите речевые образцы; так вы разговариваете в любой обстановке и с самыми различными людьми» и т. п.),
проводятся и индивидуальные внушения, учитывающие особенности личности и речи конкретного больного, его социальные установки и условия жизни. Эти внушения произносятся тихим голосом, в непосредственной близости от пациента.
Общую и индивидуальную формулы внушения варьируют в зависимости от этапов логотерапевтической работы и задач, стоящих в данное время перед больными.
В тех случаях, когда возникает необходимость направить лечебное внушение на интимные стороны жизни заикающегося, пациенту проводится индивидуальный сеанс гипнотерапии.
После сеансов лечебного гипноза специалист коротко опрашивает больных об их самочувствии и рекомендует им в течение 15—20 минут не разговаривать или значительно снизить речевую активность. Через указанный промежуток времени больные входят в обычный ритм жизни и продолжают активно контролировать свою речь. Сразу же после сеанса уровень самоконтроля несколько снижается, и частота запинок может возрасти. Именно поэтому сеансы гипнотерапии с данным контингентом больных целесообразнее проводить после логопедического занятия и завершать ими очередной прием.
Рекомендация ограничить после сеанса гипноза речь на 15—20 минут целесообразна еще и потому, что указанное время дает возможность больным разойтись по домам, не обмениваясь впечатлениями по поводу сеанса. Это дает возможность предотвратить эгротогению (по С. С. Либиху), так как впечатления и высказывания могут быть самыми различными.
При проведении гипнотерапии специалисты сталкиваются в последние годы с трудностями, обусловленными особенностями нашего времени.
Одним из существенных и необходимых шагов нашей страны по демократическому пути является восстановление свободы совести и вероисповеданий. Упразднение в государственных масштабах коммунистических догм и идеалов образовало определенный идеологический вакуум. Население старается заполнить его верой в Бога. Все пациенты, почти без исключения, теперь стали верующими, хотя некоторые, особенно подростки, о религии имеют смутные представления. Это позволяет думать о том, что для определенной части подростков и молодых людей выполнение религиозных обрядов, особенно праздничных, ношение напоказ атрибутов веры, сделанных из драгоценных металлов, — это не что иное, как дань моде.
В отдельных случаях в набожности и выполнении религиозных ритуалов пациентами прослеживаются определенные связи с защитными реакциями по типу навязчивых состояний и обсессий. Тем не менее часть пациентов искренне верит в Бога, посещает церковь, имеет своих духовных наставников, регулярно исповедуется и пр.
Христианская Православная Церковь, так же как и некоторые другие конфессии, не запрещает своим прихожанам лечиться от заикания с применением гипнотерапии. Но представители различных религиозных сект (Свидетели Иеговы, баптисты; лица, самостоятельно изучающие восточные вероучения) категорически от сеансов лечебного гипноза отказываются, ссылаясь на то, что этот вид лечения связан с «темными силами» и ничего, кроме вреда, им не дает. Более того, они пытаются активно пропагандировать свои взгляды среди больных.
Поведение таких пациентов специалисты контролируют, занимаются с ними индивидуально, следят за тем, чтобы они не соприкасались с другими больными.
Косвенное внушение.Б. Д. Карвасарский (1985)указывает на то, что уверенность больного в лечебном эффекте является активным фактором, который постоянно играет важную роль при проведении всех видов терапии. Благоприятная общая обстановка лечения, укрепление медицинским персоналом надежды больного на эффективность лечебной процедуры способны усилить ее действие.
Сказанное полностью относится и к логотерапии, проводимой с заикающимися. Пациенты, обладающие тревожно-мнительными чертами характера, особенно те, которые неудачно лечились в прошлом, нередко с недоверием относятся не только ко многим приемам лечения и специалистам, но и часто недооценивают положительные сдвиги, наступившие в их нервно-психическом и речевом состоянии. В этих случаях слова убеждения и разъяснения, сказанные специалистом непосредственно больному, могут иметь меньший терапевтический эффект, чем фраза, содержащая оценку состояния пациента и как бы не предназначенная для него. Это могут быть отдельные реплики и замечания, которыми обмениваются в полголоса сотрудники центра в присутствии больного, делая вид, что они его не замечают, либо материал для записи в истории болезни, продиктованный специалистом медицинской сестре во время группового занятия, и пр.
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 715;