Ни лье Бор

Лучевая терапия злокачественных опухолей — одна из самых трудных и деликатных областей медицины. Врач лечит больного, находящегося в со­стоянии обеспокоенности или угнетенности, догадывающегося или знаю­щего, что у него опухолевое заболевание. К этому добавляется понятная настороженность пациента в связи с предлагаемым ему воздействием иони­зирующего излучения.

Немалое значение для обеспечения успеха лечения имеют искусство и опыт лучевого терапевта. Он должен быть знаком с основами онкологии и химиотерапии в той области, в которой работает. У него должны быть хоро­шие знания по радиационной физике и радиобиологии. Наконец, он дол­жен обладать способностью чутко и правильно оценивать состояние боль­ного, лучевые изменения в опухоли и окружающих тканях, а это умение обычно достигается годами. Несмотря на значительные достижения в раз­витии радиационной терапевтической техники и дозиметрии, опыт врача значит вдвое больше для исхода лечения больного.

Можно ли с учетом изложенного рекомендовать привлечение студентов к научным исследованиям по лучевой терапии? Безусловно! Во-первых, ставка на молодежь — это расчет на принципиально новые идеи. Известно, например, что мысль о неспецифическом адаптационном синдроме зароди­лась у Г. Селье, когда он студентом присутствовал на клиническом разборе больных. А идея искусственного рентгеновского контрастирования пище­варительного тракта была воплощена в эксперименте на животных студен­том В. Кен нон ом — будущим нобелевским лауреатом. Во-вторых, в настоя­щее время в лучевой терапии назрел вопрос об обработке архивных матери­алов. На протяжении последних 10—15 лет во многих радиологических центрах внедряли новые методики лучевого лечения, испытывали различ­ные варианты крупного фракционирования, расщепленных курсов облуче­ний, субтотального облучения при генерализованных опухолевых пораже­ниях, изучали разные способы полирадиомодификации, в том числе соче­тания облучений с гипергликемией, гипертермией, вдыханием гипоксичес-ких газовых смесей и т.д.

Наступила пора, когда очень важно корректно обработать накопившие­ся архивные массивы, чтобы определить истинную эффективность и пер­спективность указанных лечебных комплексов. В онкологии для этого нужны массивы, включающие данные о больных за 10—15 лет. Эту задачу мы предлагаем решить молодым исследователям, А результаты такой рабо­ты в свою очередь явятся источником новых идей в области лучевой и ком­бинированной терапии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ПОСЛЕСЛОВИЕ)

Завершен наш курс — путешествие в страну «Медицинская радиоло­гия». Нам оно казалось необходимым элементом подготовки врача общей практики. Мы не рассчитывали на запоминание большого количества изло­женных в книге фактов. Вы всегда сможете вернуться к учебнику при изу­чении других клинических дисциплин как к своеобразному справочнику. Основная наша цель состояла в том, чтобы пробудить интерес к обсуждае­мым вопросам, заставить Вас задуматься над многими важными пробле­мами клинической медицины, чтобы в дальнейшем не было основания заявить: «Мы стали богатыми в познаниях, но бедными в мудрости» (К.Г. Юнг).

Благодарим всех, кто серьезно и вдумчиво поработал над учебником. За таких мы спокойны. «Коль скоро вы вкусили от древа познания, вы вряд ли сможете сделать другое, чем идти дальше с этим знанием» (Н. Винер). Од­нако, наверное, среди Вас есть немало тех, кто без энтузиазма проглядел учебник и может сказать про себя словами русской сказки: «И я там был, и мед я пил, по усам текло, да в рот не попало». Мы желаем им восстановить этот пробел в последующем, когда придет понимание необходимости того, что некоторые радиологические материалы должен знать любой клиницист. Однако не откладывайте дела надолго. «Надежда — это хороший завтрак, но плохой ужин» (Ф. Бэкон).

У медицинской радиологии — славное прошлое. У ее истоков стояли выдающиеся и благородные ученые — физики, клиницисты, первые радио­логи. Часть из них стали жертвой профессионального долга. Во дворе боль­ницы им. Г.С. Альберса-Шонберга, одного из пионеров рентгенологии, в Гамбурге стоит скорбный монумент — «Памятник чести рентгенологии». На его каменных гранях начертаны имена ученых, создававших клиничес­кую радиологию и погибших от лучевых повреждений, поскольку в те вре­мена не была обеспечена лучевая безопасность (да к тому же многие фи­зиологи и врачи экспериментировали с рентгеновским и радиевым излуче­нием на себе). В этом печальном и гордом перечне есть имена 13 наших со­отечественников.

Пионеры радиологии проложили путь к сегодняшним успехам. Меди­цинская радиология стала одной из ведущих научных дисциплин атомного века. И пределов ее дальнейшему расцвету не видно!

Любопытно вспомнить, что в 1882 г. известный физиолог А. Дюбуа-Раймон выступил с речью «О границах познания природы». «Ignoramus et ignorabimus» («He знаем и не узнаем никогда»),— утверждал он. На это ему вскоре ответил замечательный естествоиспытатель, блестящий материалист Э. Геккель: «Бесстрашные, вперед!». Пусть же Ваша дальнейшая деятель­ность продолжается под этим девизом. Он призывает к упорной и постоян­ной учебе — этому пожизненному уделу умных и мужественных людей, предлагает высокие нравственные ориентиры.

Выступая на съезде французских врачей по вопросам морали, писатель А. Моруа трогательно говорил: «Медицинская наука станет еще точней, ее оснащение приумножится, но рядом с ней, как и сегодня, будет стоять, со­хранять свое место в медицине врач классического типа — тот, чьим при­званием останется человеческое общение с пациентом. И, как прежде, он будет утешать страдальцев и ободрять павших духом... И жизнь врача оста-


нется такой же, как сегодня,— трудной, тревожной, героической и возвы­шенной».

Двигаясь по этому пути, Вы до конца поймете счастье врачевания, цену слез выздоравливающего больного, вдохновение научного подвига, красоту мира, освященного музыкой Бетховена, кистью Ренуара, строками Пушки­на и Толстого, человечностью Боткина.

Авторы этого учебника — немолодые люди, со своими традициями и представлениями. Найдут ли они отклик в Ваших сердцах? Прочитайте в заключение чудесные строки американского индейского писателя Хаймий-остса (Чак) Сторма: «..Люди вышли к большой Реке... К Чуду Жизни, но характерно, что старушка по имени Традиция отказывается переплыть реку вместе с молодыми юношами. Традиция — это то, чему молодежь должна научиться, но в то же время традиция — упрямая и сварливая старуха, кото­рая боится замочить ноги. Юноши понимают, что непременно должны взять старушку с собой за реку, но ведь она отказывается. Народная тради­ция отказывается перешагнуть рубеж. Юноши почитают традицию, но она же повергает их в отчаяние. И все же среди них появится один, который перенесет ее через реку. Это юноша Перевернутый Лук. Он не такой, как все остальные; он — иная сторона каждой личности. И вот благодаря ему традиция уже на другом берегу реки. Но взгляните, как она изменилась: она стала юной, прекрасной девушкой...».

«Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная деятельность каждого» (Д.И. Менделеев). Успеха Вам на этом пути!








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 815;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.