Особенности градостр Древнего Египта(Фивы, Кахуна, Гизе, Ахетатона).Проблемы симбиоза искусства и архитектуры.

В Египте были пройдены наиболее трудные этапы в развитии ероп культуры (художественной). Здесь впервые в истории человечества были решены такие проблемы как: проблема образа жилых и общественных зд, проблема монументальности, проблема пропорции и ритмов, проблема ансамблей включающих в себя произведения архит, скульптуры и живописи. В Египте еще за 20в до н.э. сущест живописно спланированные и регулярные города с геометрически правильной сеткой улиц и ярко выраженными городскими центрами, включающими дворцовые и храмовые комплексы. Приемы планировки этих городов, их благоустройство и застройку включительно изучали и творчески перерабатывали греки и римляне, создававшие прочный фундамент для развития искусства в дальнейшем. Весь период истории Египта делится на 3 царства – Древнее (2780-2550 в до н.э.), Среднее (2160 -1788), Новое царство (1590- 725 в до н.э.). В эпоху древнего царства – пирамиды, среднего – пещерные храмы, нового – надземные храмы. Сущ представление о путях развития стальных городов Египта: в каждое новое царствование фараоны создавали новые резиденции т.е. у Фив и Мемфиса было несколько центров. Фивы в отличие от Кахуна и Ахетатона, имели не регулярную планировку, по мере переезда города на новое место. Кахун имел регулярную планировку и скорее был поселком, чем городом, потому что обладает небольшими размерами. Ахететон (временная столица Египта) с южной стороны имеет беспорядочную планировку: крупные дома богатых египтян чередуются с жилимы постройками бедноты. Но во всех городах др Египта выделялась главная улица, которая вела через весь город. зонирование застройки города по социально имущественному признаку. Свободный вид планировки. Подводя итоги исчислявшемуся ты­сячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных тради­ций, объяснявшихся природными и ис­торическими условиями развития этой страны. Совершенствование на протя­жении многих веков одних и тех же архи­тектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к тому, что в определенные периоды египетские зодчие создавали подлинные шедевры, которые вплоть до настоящего времени могут служить не­превзойденными образцами мировой архитектуры. Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как бы впи­сывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимо­связи архитектурных образов с фило­софско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонны с капителями в виде распустившихся цветов лотоса или со­цветий папируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпре­тации окружающей природной действи­тельности. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь на­блюдалось постепенное развитие горо­дов различного типа. Если первоначаль­но городские поселения были неболь­шие и имели преимущественно окру­глую форму в плане, то в дальнейшем появились города-крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размеще­ния строительных рабочих и рабов, по­строенные по регулярным планам, а так­же города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-про­странственного развития. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного не­крополя, представляли сложный конгло­мерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала со­циальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.

1. Особенности градостроительства Древней Греции (Афин, Пирея, Силенунта) Художественно-композиционные приёмы в решении организации пространств.

Историю др Греции принято делить на 1) древнейшую (гомеровскую ) 2) архаическую 3) классическую 4)эллинистическую. Заселение балканского полуострова началась еще в древние времена и была отмечена появлением. Сведения о их градостроительстве бедны в силу того что они находились на стадии разложения родового слоя . В архаическую эпоху 8-6 век приходит аристократия , которая значительно расширяет строительство храмов. Города архаическую эпохи имели нерегулярную планировку и состояли из акрополя и агоры. Еще в архаическую эпоху были созданы первые ордера – ионический и дорический. Для 5 в было характерно не столько строительство новых городов сколько восстановление старых после войны. Восстановление таких городов как Пирея греки не повторяли нерегулярных градостроительных приемов , начали применять новую регулярную планировочную систему (гипподамову). В архитектуреклассический период характеризуется: 1)совершенством пропорций в храмовом зодчестве, 2)синтезом искусств, 3) расцветом ансамблей, для которых агоры и акрополи (превратившиеся из крепости в общедоступные храмовые комплексы) стали главнейшими архитектурными объектами, и 4) развитием регулярной (прямоугольной) планировки городов. К классическому периоду относится еще одно крупное архитектурное событие — создание первой коринфской капители. Таким образом, уже в V в. до н. э. существовали три главных архитектурных ордера. Градостроительство эллинистической эпохи сочетало в себе приемы и формы свойственные коренной худ культуры древней Греции, с архит наследием Древнего Востока. Водопровод, коммуникация и мощение улиц прочно вошли в строительный обиход. Наиболее полное освещение получила планировка более поздних периодов. Отличительной чертой критских городов было то , что они не имели оборонительных стен по причине наличия флота. Для городов архаической эпохи была характерной нерегулярная, живописная планировка. Период регулярной планировки произошел в момент восстановления городов. План Пирея дает нам пример выделения одной композиционной оси (главной улицы) на фоне прямоугольной сети городских улицы. В Саленунте был перекресток из 2-х прямых магистралей, по расположению архаических храмов, уцелевших после Карфаленского вторжения. Худ - композиционные приемы : Если храмы Силенунты размещались в виде строчной застройки (стояли параллельно побережью), то в Афинском акрополе храмы стояли под углами друг к другу.

Особенности градостроительства Древнего Рима (Рима, Аосты, Помпеи, Ламбезиса, Тимгада) 6-4 век до н.э. Пространственная организация римского форума. Римская культура в свете влияния греческого искусства и религии.

В начале эпохи республики, Рим был типичным городом государством с рядовой аристократией стоявшей у власти (патриции) и плебеи составляющим большинство населения. Экономической основой римского государства было сельское хозяйство. Римские города получали ту или иную планировку в зависимости от назначения города, его местоположения и занимаемой территории. В Композиции военных лагерей и небольших городов типа Аосты или Тимгада преобладала регулярная планировка, но крупные города и те из них, которые размещались в пересечении местности, не имели правильной планировки. План римского военного лагеря почти всегда представлял собой квадрат или прямоугольник по осям которого приходили 2 главные улицы, одна идущая с севера на юг, а вторая с запада на восток ( кардо и декуманус ). Эти улицы, либо пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие ворота, либо опирались подобно Т. В истории территориального развития Рима сущ несколько этапов : «Рома квадрата» - первый город заключенный в пределы холма , напоминает скошенный квадрат; Освоение окраин других левобережных холмов связан с сооружением стен Сервия Гуллия охватили значительную территорию включавшую в себя 7 холмов; Строительство загородных стратегических дорого Помпеи также не имеют геометрически идеальной планировочной структуры . Композиционно определяла не геометрическая схема, а живописность окружающего ландшафта. Центрами древнеримских городов являлись форумы (площади). В небольших городах форум представлял собой миниатюрную площадь служившею для сборов военных и горожан. Торговля производилась либо за стенами города, либо на форумах. В городах столичного масштаба строилось несколько форумов и разделялись по назначению. Города лагерного типа - Ламбезис и Тимгад, были построены по типу во­енных лагерей. Для таких городов свой­ственна была регулярная планировка улиц, ограниченные размеры террито­рии и связь с основными транзитными и стратегическими дорогами. Города отдыха и развлечений - Помпеи. Побережье Неаполитан­ского залива издавна служило излю­бленным местом отдыха римлян. Городские стены высотой около 8 м относятся к доримскому пе­риоду. В городе было восемь ворот, из которых главными были Морские, Гер-куланские, Стабианские, Везувианские и др. Четыре главных улицы органи­зовывали городской план: улицы Мер­курия и Стабианская, направленные на Везувий, и перпендикулярные им улицы Изобилия (Абонданца) и Нолы. Второ­степенные улицы дублировали напра­вление главных. В период династии Тарквиниев, вы­ходцев из Этрурии (616-510 гг. до н.э.) в Риме получили распространение жилые дома с атриумами и храмы на вы­соких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. В период дальнейшего развития рим­ского градостроительства значительно усилились эллинистические влияния. У греков римляне заимствовали та­кие типы сооружений, как театр, ста­дион, палестра, перистиль жилых домов. В течение многих веков римляне шли по стопам греков. Однако настало время, когда римская культура обрела самобытные черты, но и в этом случае контакт с градостроительным искусством Гре­ции не прекращался. Совершенно особый раздел римско­го градостроительного искусства соста­вляют достройки римскими архитекто­рами греческих ансамблей, которые производились римлянами почти во всех городах Греции. Во всех случаях римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре и строи­ли не столько ведущие, сколько рядовые сооружения, искренне считая, что они не портят, а совершенствуют «незавер­шенные» ансамбли прошлого. Стремле­ние к завершенности и целостности ар­хитектурно-планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроитель­ства. Значение античного Рима в дальней­шем развитии градостроительной куль­туры было огромным. Не случайно, что возрождение античных традиций в XV-XVI вв. раньше всего произошло в Италии. Позднее руины античного Ри­ма оказались той питательной средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейско­го классицизма второй половины XVIII в. Кроме того, высокий уровень инже­нерного искусства и благоустройства го­родских территорий послужил впослед­ствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы. Все это говорит о том, что в древнеримском гра­достроительстве были заложены боль­шие потенциальные возможности, ко­торые получили дальнейшее развитие в последующие периоды.

Планировочное отличие городов Нововавилонского царства от городов Египта, (круглые, ромбические). Разновидности планировочной структуры.

По сравнению с Египтом города двуречья изучены основательно, но их изучение довольно затруднительно, тем что в двуречье строили из сырцового кирпича, а также в следствии разрушительных войн. Широкая долина орошаемая реками Тигр и Ефрат тянется от предгорий современно Киргистана и заканчивается персидским заливом. Заселение Двуречья началось одновременно с заселением Иильской долины. Происходили постоянные войны и междоусобие. Но периодически то южная, то северная половина страны объединялись и в этот период происходило массовое строительство. Из всего времени существования Двуречья можно выделить 3 периода: 1) шумерско-аккадский 2) ассирийский 3) Нововалонский. Раскопки доказали, что распространенное в двуречье города делятся на 2 части: цитадель и жилой район. Существовавшая Цитадель включала в себя храмы дворцы, судебные палаты и др общ здания. В противоположность цитадели жилой район стелился по земле в виду того, что постройки имели 1 этаж. Сравнивая города Шумера и Аккада с древнеегипетскими городами нельзя не отметить отличия между ними : кругообразная форма, в отличии от Египта дворцов и храмов на старых местах, из-за того что застройка была плотнее . Характерной чертой явл строительство на террасах во избежание затопления. В Вавилоне прочно укрепилась регулярная планировка, геометрически правильная, также как и в Египте, но рассматривая эти 2 страны нельзя сказать, что Вавилон заимствовал планировочную структуру у египтян т.к. межу ними не было экономической и культурной связи. Прямоугольные города Вавилона многим отличались от аналогичных городов Египта: ориентации по сторонам света. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроитель­ства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей го­родов Ассирии и Вавилонии были ре­шены такие крупные градостроительные главного здания города (в виде зиккурата),использование цвета как одного из композиционных средств при формиро­ваниигородских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Подводя итоги исчислявшемуся ты­сячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных тради­ций, объяснявшихся природными и ис­торическими условиями развития этой страны. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь на­блюдалось постепенное развитие горо­дов различного типа. Если первоначаль­но городские поселения были неболь­шие и имели преимущественно окру­глую форму в плане, то в дальнейшем появились города-крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размеще­ния строительных рабочих и рабов, по­строенные по регулярным планам, а так­же города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-про­странственного развития. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного не­крополя, представляли сложный конгло­мерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала со­циальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества. Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градо­строительного мышления древних зод­чих свойственны были географические масштабы. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что под­тверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроитель­ства как европейских, так и азиатских стран.








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 6035;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.