Социально-психологические теории старения
Одна из первых теорий - теория разобобществления - была создана американскими учеными Э. Каммингом и У. Генри. В соответствии с этой теорией у старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. Всех пожилых людей можно разделить на три группы в зависимости от имеющейся у них психической энергии.
Первая группа включает в себя тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя общественные обязанности и оставаясь на том же рабочем месте, что и в зрелые годы.
Во второй группе находятся те, кто не работает по найму. не выполняет общественных обязанностей, а наслаждается своим собственным делом, которое называет хобби. Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы быть занятыми.
К третьей группе относятся люди со слабой психической энергией, действительно занятые, главным образом собой.
Таким образом, старение - это процесс перехода экстравертированности в интровертированность, в результате чего происходит утрата общественных связей.
В качестве альтернативы в 1994 году появляется новая теория активности (Хвигхарст и Мадцокс), согласно которой люди, вступая в старость, сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и сопротивляются любым намерениям, целью которых является исключить их из общества. Поотход от общественной жизни не может быть атрибутом счастливой старости. Только сохраняя деятельную костную активность и принимая новые функции взамен утерянных, в обществе или в межличностном общении человек может чувствовать себя удовлетворенным в старости. Благополучное старение предполагает сохранение активности и возможность приостановить сокращение социальных связей. Это может быть достигнуто либо как можно более долгим поддержанием активности среднего возраста, либо выходом на пенсию и жизнью для супруга или друзей.
Теория меньшинств рассматривает людей пожилого возраста как группу меньшинства в структуре населения, что предполагает дискриминацию, низкий социальный статус и другие явления, характеризующие социальные меньшинства.
Два важных фактора - особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе, и исключение их (или ограничение) из взаимодействия с другими группами населения - дали толчок для образования символической теории субкультуры А. Роуза. Согласно данной теории культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между ними и в то же время обособляет от других возрастных когорт. Автор утверждает, что культура пожилых - особая, определяющаяся такими факторами, как выход на пенсию, снижение семейных контактов, общие заботы и проблемы, болезни и недомогания, организация учреждений для пенсионеров, влияние сложившихся в обществе стереотипов престарелых людей и др., порождающими субкультуру старости.
В соответствии с теорией символического интеракционшма Дж. Мида проблемы старения и старости - это проблема взаимоприспособления индивидов. Для пожилых людей - это приспособление к молодым, «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом, к самому состоянию собственной старости. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью становятся люди старшего возраста, что его демографическая структура приобретает новый вид. И если приспособительные способности стариков вырабатывались веками, то общество с необходимостью приспосабливаться к собственной старости столкнулось впервые и оказалось к этому не готово. Следовательно, адаптация общества к новой ситуации будет носить созидательный, стабилизирующий характер.
Одна из последних теорий, предложенная в качестве альтернативы предыдущим, - модель счастливой (успешной) старости Балтеса - построена на идее восполнения «потерь» в старости процессами отбора, компенсации и оптимизации.
Суть данной теории такова. Реакцией на биологические, психологические и социальные изменения (смена жилья, окружения, сокращение коммуникации, потеря партнера и т. д-) должны быть селекция, отбор, волевое решение. Даже если человек физически тяжело болен, он все равно не выключается из процесса принятия решений: в какой больнице он хотел бы находиться, какая помощь ему необходима, какую телепрограмму он будет смотреть, когда и кому ему позвонить и т.д.
Компенсация (следующий компонент модели) включается тогда, когда какие-либо цели, способности или виды деятельности окончательно потеряны для индивида. Смысл компенсации - найти другие возможные цели, способности или виды деятельности, которые могли бы заменить утраченные, то есть добиться результата другим путем. Компенсация концентрируется на создании релевантных целей и выявлении ресурсов возможностей.
Оптимизация предполагает усиление, закрепление продукта деятельности или активных ресурсов для достижения конечной цели. Имеется в виду наиболее интенсивное стремление к уже определенной цели или надежде. В процессе оптимизации продукт деятельности приводит к новым целям и успешному их достижению.
Таким образом, счастье определяется наличием целей вообще, минимализацией потерь и максимализацией достижений.
Данная модель послужила основой для создания теории социально-эмоционального отбора Карстенсена, согласно которой снижение количества социальных контактов на протяжении жизни является результатом изменений в системе мотиваций. Социальный отбор делает возможным создание такой социальной среды, которая максимализирует позитивный опыт и возможности и минимализирует нежелательные негативные явления. Таким образом, активное создание социального окружения делает возможным предсказание социальных последствий и, следовательно, контроль и самоэффективность личности.
Карстенсен считает, что реализация социальных контактов имеет три основные цели: получение нового знания, развитие и сохранение положительного мнения о себе, регулирование эмоций.
Процессы социального отбора в состоянии компенсировать потери, которые неизбежны в старости. Социальные функции становятся более важными, чем, например, получение новой информации. С одной стороны, снижается создание новых контактов по разным причинам (состояние здоровья, смена жилищных условий), с другой стороны, престарелые очень охотно идут на сближение с другими людьми (участие в образовательном или творческом процессе). Из-за увеличения количества свободного времени, смены образа жизни усиливается отбор, и оптимизируются уже сложившиеся отношения: пожилые люди уделяют больше внимания, при этом более эмоционально, контактам с детьми и внуками, соседями и теми, с которыми не общались так интенсивно в допенсионном возрасте. Круг знакомств не расширяется, но меняется качество отношений.
Американский психолог Э. Эриксон в эпигенетической теории рассматривает развитие личности на всем протяжении жизни. Психика индивида обусловлена социокультурными условиями. Развитие личности Э. Эриксон разделяет на 8 стадий. Последняя стадия (65 лет и больше) обозначается как поздняя зрелость. В этот период у человека ухудшается здоровье, он стремится к уединению, переживает смерть супруга, друзей - ровесников. Он сталкивается не столько с психосоциальным кризисом, сколько с интегративной оценкой всей прожитой жизни. Только в старости, по мнению Э. Эриксона, приходит настоящая зрелость, позволяющая человеку оценить предшествующий опыт и достижения. Это полюс, обозначенный им как мудрость. На другом полюсе находятся старые люди, не реализовавшие себя, осознающие невозможность начать все сначала, У них превалируют два типа раздражения: сожаление о невозможности пережить свою жизнь заново и отрицание своих недостатков с перенесением их на окружающий мир.
Для геронтологии данная концепция интересна тем, что проблемы людей старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис, а объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями предшествующих возрастных периодов.
Б.Г. Ананьев, изучая «парадокс завершения человеческой жизни», указывал на то, что умирание форм человеческого существования» наступает нередко раньше, чем «физическое одряхление» от старости. С этой позицией согласен С.Л. Рубинштейн, который считал, что есть два основных способа существования человека и соответственно два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (сначала мать и отец, затем подруги, учителя, брачный партнер, дети и т.д.). Здесь человек весь внутри своей жизни, и всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. В результате он не выключается из жизни и не может занять мысленно позицию вне нее для рефлексии над ней.
Второй способ связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне нее.
Взгляды С.Л. Рубинштейна перекликаются с концепцией Б.С. Братуся, в которой личность рассматривается как орган или орудие приобщения к родовой сущности человека. Для того чтобы реализовать свою родовую сущность, человек в первую очередь должен быть направлен не на самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать некоторые общечеловеческие ценности.
Таким образом, анализ современных теоретических исследований в области геронтологии показывает, что старость может и должна быть плодотворным периодом жизни и старшие поколения в состоянии преодолеть негативные стереотипы, устоявшиеся в общественном сознании.
Обобщая рассмотренные концепции, можно предположить, что положение пожилого человека в обществе, принадлежность его к той или иной группе определяется зарядом «психической энергии», а вид социальной активности - жизненным опытом, общественной культурой, личностными особенностями и продуктивной установкой оценивать свою жизнь по критерию успехов, достижений, счастливых моментов.
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 1433;