Женщина Кашмира 4 страница

Охота на крокодилов

В 1858 г. королева Виктория скрепила своей подписью парламентское постановление, назначившее в Индии преемником Ост-индской компании Британское государство. С 1 сентября 1858 г. Индия вошла в состав британской короны, а в 1876 г. стала империей. Включение индийских царств в состав Британской империи, конечно, больно ударило по самолюбию индусов. Народ не желал подчиняться чужакам и не мог сразу освоиться с чуждыми культурными установками и правилами. В каком-то смысле ему было легче подчиняться и терпеть гнет людей, связанных с ним традициями и верой, нежели видеть, как бесцеремонно и нагло хозяйничают в их стране англичане. Британцы не щадили веры, не обращая внимания на законы и обычаи индусов. Они смещали их царей и властителей, грабили сокровища, конфисковали казенные земли и передавали их во власть британской короны. Англичане вывезли редчайшие сокровища, включая знаменитый алмаз Кохинур («гора света»), с 1850 г. он украшает сокровищницу британской короны, и многое другое.

Индия была страной вопиющих социальных контрастов. Бокль в «Истории цивилизаций» писал: «Просматривая самые ранние из сохранившихся сведений об Индии – сведениям этим от двух до трех тысяч лет, – мы находим (в них) следы порядка вещей, подобного существующему в настоящее время, – порядка, который – мы можем быть в том уверены – всегда существовал, с самого того времени, как началось настоящее накопление богатства. Мы находим, что высшие классы непомерно богаты, а низшие жалко бедны; находим, что те, чьим трудом производится богатство, получают возможно меньшую долю его, остальная же часть поглощается высшими классами в виде ренты или в виде прибыли. А так как богатство составляет после ума самый постоянный источник силы, то естественным образом такое неравномерное распределение богатства сопровождалось столь же неравномерным распределением общественного и политического влияния».

Неудивительно, что в Индии с самых ранних времен, к каким восходят наши сведения о ней, – продолжает Г. Бокль, – огромное большинство народа, угнетенное жесточайшей бедностью и перебивающееся, так сказать, со дня на день, всегда оставалось в состоянии бессмысленного унижения, совершенно изнемогая под бременем беспрерывных несчастий, пресмыкаясь в гнусной покорности перед сильными мира сего и проявляя способность только к тому, «чтобы или самим быть рабами, или служить на войне орудием порабощения других». Но тогда что же изменилось с приходом англичан? Р. Киплинг в стихотворении «Общий итог» подвел итог колониальному господству Англии в индийской земле, ею ограбленной и разоренной:

 

Так что все, что я спою

Вам про Индию мою,

Тыщу лет не удивляет никого, —

Так уж сделан человек.

Ныне, присно и вовек

Царствует над миром воровство.

 

В сознании европейца индус представлялся мирным, покорным судьбе и воле хозяев, устанавливавших для него, как они говорили, «сострадательные законы». Ш. Монтескье писал в классическом труде «О духе законов»: «Индийский народ, напротив, кроток, нежен и сострадателен, поэтому его законодатели выказали к нему большое доверие. Они установили немного наказаний, и притом не очень строгих и не со всей строгостью применяемых. Они поручили племянников дядям и сирот – опекунам, как у других поручают детей их отцам: они основали право наследования на признании наследника достойным. Кажется, что они думали, что каждый гражданин должен полагаться на природные качества прочих граждан. Они охотно отпускают на волю своих рабов, они женят их, они обращаются с ними как со своими детьми. Счастливый климат, который порождает чистые нравы и производит кроткие законы!» Чистые нравы и кроткие законы?! Какая лживая идиллия!

Толпы паломников

Вряд ли подобные сусальные картинки сколь-либо соответствовали реалиям индийской жизни. История Индии, ее мифы и литература полны сцен жестокой борьбы. Хотя героев в индийской скульптуре, живописи и изображают обычно не в образе мускулистых атлетов, как у греков, но внешне мягкими, имеющими пухлые формы, подобные женским, тем не менее тут всегда было немало по-настоящему смелых и отважных воинов. Индия всегда была местом ожесточенных сражений и кровавых битв. Сюда часто устремлялись персидские, афганские, среднеазиатские, греческие, монгольские, арабские войска. Обычно войска захватчиков шли через земли Пенджаба. Тут и родился основоположник сикхизма Нанак (1469–1538).

Путешествующий гуру Нанак

Бесспорно, это выдающаяся политическая и духовная фигура. Родившись в Пенджабе в состоятельной семье, с раннего возраста он явил удивительную независимость мышления. Ему крайне претила давняя религиозная рознь, которая существовала между конфессиями. Подобно апостолу Петру, ученику Христа, призывавшему поверить, что в христианстве нет «ни иудея, ни эллина», Нанак столь же твердо заявлял: «Нет индуистов и нет мусульман – главное в вере находится в душе человека». Уже в десятилетнем возрасте он отказался от торжественной церемонии повязывания священного шнура. Возможно, он увидел в этом (хотя бы в иносказательно-образном смысле) веревку для повешения. Он видел, что порой религии сковывают дух человека прочнее, чем цепи – каторжника. Под верой к богу он понимал любовь ко всем людям без исключения, вне зависимости от их кастовой, социальной или религиозной принадлежности. Все должны быть равны – богатые и бедные, брахманы и шудры. Самое удивительное то, что он стал пророком после того как утонул (во всяком случае так гласила легенда): Нанак утонул, и присутствовавшие там прекрасно это видели. Затем через три года он объявился, словно получив второе рождение. Глаза его излучали волшебный блеск, вокруг головы сиял нимб, а тело его излучало божественное сияние. Так и началось его служение Господу. Любопытно, что, решив стать наставником и духовным вождем сикхов, он поступил очень даже разумно и прагматично. Нанак отправился в священные для индусов места – в края, описанные в Махабхарате и Рамаяне, а затем пошел в Мекку и Медину. Там он и произнес свою знаменитую фразу: «Бог не живет в одном месте. Он пребывает всюду».

Десять великих гуру сикхов (Нанак вверху слева)

Так в долгих странствиях минуло тридцать лет… Вернувшись после странствий в родные края, он основал у реки Равил (это приток Инда) первую общину сикхов и назвал ее Кортарпур (Крепость Всевышнего). Община очень походила на общины первых христиан. Члены ее жили бедно, дружно, вместе возделывали землю, просто одевались и скромно питались.

Иконописный портрет гуру Говинд Сингх

Индию на части разрывало кастовое неравенство, этот чудовищный змей, пожирающий нацию быстрее, безжалостнее, чем самые страшные пороки. Нанак учился у всех, познавая истину, суммируя философские, жизненные установки религий и учений. Так он пришел к идее сикхизма. Он заявил, что бог открыл ему то, что никакая вера или каста не создают разницы между людьми, все люди равны. Он выступал против поклонения идолам богов, отрицал брахманские каноны отшельничества во имя спасения души, говорил, что богу угодна жизнь среди людей и во имя людей. Он ввел обычай совместных трапез (вспомним и совместные обеды греков и первых христиан). Впервые в истории Индии члены высоких каст принимали пищу вместе с представителями низких каст (и часто даже из одной посуды). Молитвы он читал и произносил на народном разговорном языке панджаби, допустив к молитвам и женщин. Сикхи помнят и глубоко почитают его, называя «учитель-Нанак-бог». Сикхи отказались от многобожия, как и от деления на касты. Они отказались от аскетизма, который, по их мнению, оскорблял человека и уродовал его психику. Следуя взглядам учителя, они отказались от нелепой идеи бесконечных перерождений. Человеку дана одна жизнь, и он свободен распорядиться ею по своему усмотрению, но так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эти индийские павки корчагины в бога верили, но под ним подразумевали некую высшую бессмертную субстанцию, невидимую и вечную. Если бы надо было выразить суть этого божества сикхов одним словом, то более других для его определения подошло бы слово «Истина». Можно сказать, что из всех богов бог сикхов, пожалуй, ближе всего подходит ценностным установкам ученого и мыслителя. После смерти Нанака ему наследовали восемь гуру-сикхов. Последним был знаменитый Говинд Сингх (1675–1708), упразднивший институт учителей и заменивший их советом. При пятом гуру сикхов, Арджуне, в XVI в. построен знаменитый Золотой Храм Амритсар.

Именно сикхи составили самую мощную и боеспособную армию в Индии. Они первыми поставили вопрос о праве людей на власть, землю и свободу. Гуру Говинд Сингх, живший в конце XVII в., стал легендой не только сикхов, но и для всей Индии. Он был воином, поэтом, дипломатом, мудрым воспитателем, запретив сикхам курить, пить, жевать табак и т. п.

Сикхи – отважные воины Индии

Говинд объявил, что отныне к слову «сингх» надо прибавлять слово «лев». Каждый мужчина-сингх должен отвечать высокому званию. Женщины общины сикхов должны были называть себя «коур» – «львица». С каждым годом росла боевая мощь его армии. Крепость ей придавали не только духовные основы учения, но и некоторые внешние признаки: боевой нож-меч (кирпан), короткие кожаные шаровары (качха), железный браслет (капа), длинные нестриженные волосы и борода (кеш), гребень, который скреплял волосы под тюрбаном (кангха). Самым главным оружием была дисциплина. Сингх железной рукой подавил своеволие и сепаратизм высокородных раджуптов, из-за которых всегда страдала Индия. Наконец армия сикхов встретилась с объединенной армией моголов и предателей-раджуптов. Два старших сына вождя были убиты в бою, два младших, укрывшихся в городе Сирхинде, были преданы губернатором, захвачены Аурангзебом, а затем замурованы в стену живыми. Тогда отважный Говинд написал Аурангзебу, что Пенджаб не покорится ему никогда: «Подожгу землю под копытами твоих лошадей, но не дам тебе испить воды в моем Пенджабе». Вскоре умер Аурангзеб (1707), а затем от смертельной раны покинул мир и великий гуру Говинд Сингх. Перед смертью он завещал пенджабцам биться за свободу до конца, следуя великим законам сикхов.

Волна крестьянских восстаний охватила Пенджаб. Восставших возглавил отшельник Лачман Дас, ставший отважным тигром (Банда). Он нападал на имения богачей, жег или грабил их, распределяя полученные таким образом трофеи среди последователей и бедняков. Вскоре, собрав большое войско, он двинулся на грешный город Сирхинд, город предателя. Губернатор Сирхинда Вазир-хан объявил джихад, собрал под знамена орды мусульман, двинул против крестьян Пенджаба, вооруженных холодным оружием, палками и мотыгами, мощную армию с пушками и мушкетами. Разгорелся жестокий бой. Тут произошло немыслимое – Вазир-хан был убит, его армия разгромлена, а город предателей Сирхинд был разграблен и сожжен. Справедливое возмездие свершилось. И враг был уничтожен!

Сикхи – отважные воины Индии

Хотя весной 1715 г. его обложили могущественные враги и Лачман Дас вскоре погиб, дух победы не умер. Своим мужеством славился орден сикхов (ниханги). Те не должны были умирать обычной смертью, но обязаны были найти смерть в бою. Ранджит Сингх, первый верховный правитель Пенджаба, сумел отбить натиск врагов, разбил афганцев, стал собирать налоги. С годами он многому научился у англичан, посылая молодых воинов в совместные англо-индийские части. Те перенимали опыт дисциплины и организации, в чем всегда сильны европейцы. В памяти народа он остался как мудрый волевой политик. И хотя был лицом темен, ряб и одноглаз, однако ведь и Кутузов имел один глаз, а рябой Сталин принес России больше пользы, чем дюжина современных молодых красавцев из числа тех политических прохвостов, что вот уже 15 лет терзают бедную Россию. Он рисковал собой в бою, был равнодушен к дарам и подношениям и ни разу не приговорил к смерти невиновного (так о нем по крайней мере поют и говорят в Пенджабе).

Английский корабль торговцев опиумом

С 1858 г. Индия стала составной часть Британской империи, а королева Виктория была провозглашена императрицей. Индия попала под пяту английского господства. В какой мере возможен был реальный прогресс при таком колониальном господстве? Английские капиталисты, поддержанные штыками оккупационной армии, с великим удовольствием использовали предоставленные им льготы. В индусах они видели рабов. В 60-х годах XIX в. один из членов британской Палаты общин цинично заявил: «Только в Индии свободный труд может выдержать конкуренцию с трудом рабов». Как английские, так и собственно индийские торговцы и ростовщики сдирали с крестьян Индии высокие проценты, назначали им просто «смешные цены» за произведенную ими продукцию. Такой степени эксплуатации тогда не осталось нигде в мире, разве что только в Африке. В те годы фунт хлопка, за который крестьянин получал 2 пенса, в Лондоне продавался за 6,5 пенса. В это же время американский хлопок, в цене которого накладные расходы составляли относительно меньшую часть, продавался от 9 пенсов до 1 шиллинга 2 пенсов за фунт. Эти монопольно низкие цены, являясь следствием «комплексной» эксплуатации индийского крестьянина, естественно, давали монопольную прибыль. В Индии быстрыми темпами рос ростовщический капитал. Ставки ростовщического процента были исключительно высоки: при денежных займах – в среднем 12–36 процентов годовых, при натуральных – до 100 процентов. В итоге стремительно выросла задолженность индийских крестьян. В округе Джханси к 1868 г. эта задолженность, согласно официальным данным, составляла 166 тыс. рупий, а к 1873 г. – уже 468 тыс. рупий. Все это было следствием «праведных трудов англичан» и местных богачей.

Карта восставшей Индии

Немало героев стремилось освободить Индию от ига англичан. Вспомним владыку княжества Майсур, мусульманина Хайдара Али. Он сумел преобразовать армию, привел в порядок финансы, подавил сепаратизм феодалов и превратил свое княжество в сильнейшую державу Южной Индии. «Лев Майсура» в XVIII в. провел две войны с Англией, в первой из которых вышел победителем. По словам историков, он «поставил власть англичан в Индии на грань уничтожения». Индия по праву считает его одним из своих героев.

Вождь восставших сипаев Нана Сахиб

В 1857 г., когда англичане уже сто лет хозяйничали в Индии, Нана Сахиб из Битхура, приемный сын главы небольшого государства маратхов Баджи Рао II, возглавил мощное восстание сипаев – индийцев, служивших в армии англичан. Восставшие стремились очистить страну от угнетателей. Символом восставших стал цветок красного лотоса. Лотос символизирует в Индии красоту, чистоту и гуманность. Казалось, пришел звездный час индийской свободы и ожил древний мудрец и воин Дрон, наставник Пандов в боевом искусстве. Два года сражались против британцев эти мужественные люди (крестьяне, ремесленники, сипаи), возглавляемые отважным Сахибом. Вся долина Ганга была тогда охвачена восстанием.

Пуштуны, обстреливающие англичан в Афганистане

Увы, несмотря на мужество восставших, беспечность вождя, устроившего триумф после победы в Канпуре, разобщенность индийских сил и предательство князей склонило чашу весов на сторону прекрасно вооруженных и лучше организованных англичан. Когда каратели-англичане вступили в Битхур, там в развалинах дворца были найдены редчайшие сокровища Нана Сахиба (целых 10 дней извлекали их наверх со дна колодца). Так умножались богатства английской короны. Сахиб бежал, угрожая оккупантам местью. Его дальнейшая судьба неизвестна. Затем образ этого бунтаря лег в основу романа Жюля Верна «Таинственный остров» (капитан Немо). На стороне восставших сражалась и легендарная правительница княжества Лакшми Бай. Ее называли индийской Жанной д, Арк, о ней слагали песни. Славой покрыл себя и «маратхский тигр» Тантия Топи, которого Неру называл самым блестящим из партизанских лидеров. В сражении пала Лакшми Бай. Пепел ее развеян над Гангом. Схвачен и казнен Топи. Англичане свирепствовали. Процесс над губернатором Индии У. Гастингсом, привлеченным к суду за вопиющие преступления против Индии, закончился ничем. Британская Фемида закрыла глаза на его позорные деяния. Восстание сипаев, писали современники, стало страшной расплатой за свободу и счастье по британскому рецепту. Подавив восстание, британцы еще более ужесточили практику вмешательства в религиозные и общественные установки индусов. Ранее они взяли штурмом столицу Бирмы – город Рангун (1852). Действия англичан в Индии показал художник В. Верещагин (в картине «Расстрел сипаев»). Неудачи в покорении Афганистана замедлили их продвижение на север. И тогда они бросили все силы на завершение покорения Индии.

Сипаи

В Индии всегда было немало мужественных людей, которые не желали смиряться с режимом колониализма и оккупации. Отряды восставших крестьян то и дело нападали на купцов, помещиков и ростовщиков. Они разрушали поместья, грабили склады и поезда с зерном. В составе отрядов находилось немало крестьян, разоренных поборами и долговым рабством. Один из таких бунтарей, Васудев Балвант Пхадке, вел агитацию среди молодежи, призывая ее взяться за меч. «Мой ум, – писал он в автобиографии, – был целиком поглощен мыслью об уничтожении британской власти. Ни о чем другом я не думал, даже во сне меня преследовала мысль о ниспровержении империи… Я научился стрелять, ездить верхом, рубиться на саблях, владеть пикой и т. д.». Он винил англичан в том, что их правление привело страну на край гибели, а население обрекло на вымирание и голод. Цель Англии известна – выкачивание богатств из Индии и превращение ее в колонию. Все чаще звучали призывы к террору. Составители воззваний даже грозили «казнить сэра Ричарда Темпла», губернатора Бомбея, а также повесить судью в Пуне, начать убийства и грабежи по всей стране, поднять новое восстание в духе 1857 г.

Расстрел сипаев

Можно было предположить, писал Неру, что англичане станут благоприятствовать прогрессивным изменениям и попытаются поощрить тот класс, который как раз и способен претворить в жизнь изменения. Ничего подобного. Они предприняли прямо противоположные действия. Но ведь, казалось бы, Британия – культурная страна. Ну и что из того? Где звучит звон золота, там забывают о культуре, а заодно о морали. Рассматривая Индию как возможного соперника, они стали разрушать ее промышленность, фактически препятствуя развитию машинной индустрии. Жестокая конкуренция и эксплуатация – основа капитализма, а империализм представляет его развитую стадию. Поэтому англичане, обладая в Индии властью, делали все с дальним прицелом, стараясь если не уничтожить противника, то помешать его росту и развитию. Дж. Неру придерживается той точки зрения, что если бы Англия не поработила Индию, страна могла бы быть гораздо более свободной и процветающей, и значительно более передовой в области науки и искусства и всего прочего, «ради чего стоит жить». Англичане, пока могли, держали Индию в «железном кулаке», в оковах империи.

Разгон полицией демонстрации в Бомбее в 1908 г.

Неру во многом оказался прав. Империализм старается поставить у власти в ослабевшей и безвольной стране своих марионеток. И чем богаче эти страны (Латинская Америка, Африка, Индия, Россия), тем выше ставки, тем изощреннее средства подчинения и подкупа ее правящей элиты. Англичане вступили в Индии в союз с самыми отсталыми и консервативными элементами в стране, пытаясь превратить Индию в чисто аграрную страну, производящую сырье для их промышленности. Для того чтобы воспрепятствовать основанию фабрик в Индии, они установили пошлину на ввоз машин, хотя во всех развитых странах поощряли развитие промышленности. Япония галопом неслась к индустриализации. Но в Индии британское правительство решительно противилось прогрессу. Вследствие пошлины на ввоз машин, которая сохранялась вплоть до 1860 г., строительство фабрики в Индии обходилось в четыре раза дороже, чем в Англии, хотя рабочая сила в Индии была значительно дешевле. Они говорили о политике невмешательства, свободе коммерческой деятельности, частной инициативе. В XVIII и в начале XIX вв. индийская торговля еще соперничала с английской. Но Британия, говоря на словах о laissez faire, на самом деле с помощью пошлин и запретов задушила ее. Эту политику прячут за декором цивилизации. Запад навязывает ее силой диктата, порой в виде займов. Англичан и там поддержали компрадоры и выскочки.

Свами Вивекананда – любимый ученик Рамакришны

Однако в то же время лучшие умы Индии прекрасно сознавали, что без сокрушения ортодоксального индуизма и налаживания связей с западной наукой и культурой прогресс невозможен. Известный мыслитель Индии Свами Вивекананда (1863–1902), вобравший мудрость и знания Востока и Запада, называл Французскую революцию своим «евангелием». Он выступал против «фарисеев индуизма» и монополии высших каст на знания, что готовы были залить раскаленным оловом уши всех инакомыслящих. Он дерзко называл подобный подход «дьявольским проявлением старинного варварства». Даже священное учение о Ведах, основу индуистских канонов, считал он, нельзя считать непогрешимым. «Материальная цивилизация, более того, даже роскошь необходимы для того, чтобы дать работу бедным», – говорил он. «Хлеба! Хлеба! Я не верю в Бога, который вместо того, чтобы накормить меня, обещает мне вечное блаженство в раю». Понятно, что столь критический подход к религии и священной литературе вызывал неудовольствие в стане крайних ортодоксов.

Важна и значима его мысль о том, что «каждый велик на своем месте». Смысл учения Вивекананды – в создании в обществе и в душах деятельного равновесия. Невежественные видят лишь один путь постижения истины, мудрые – множество. Многое зависит от склада ума, образа жизни и обстоятельств. Человек должен всеми силами противиться злу, не повторять былых ошибок, внимать словам мудрых учителей, не слушать наветов врагов отечества. Надо находить общий язык между народами. Ведь «люди двадцати стран могут думать об одном и том же, однако выражают свои мысли на разных языках». В лекции, прочитанной в 1900 г. в Америке, Вивекананда говорил о том, что пророки Востока не устают отстаивать свои идеи, и советовал искать Бога не только в Иисусе из Назарета, но и во всех Великих, которые предшествовали ему, которые пришли после него, и во всех, кто еще придет. «В душе мы все Пророки; каждый из вас – Пророк, несущий мировое бремя на своих плечах». Ведь каждый (даже самый никчемный человек) несет свой крест. Крестом Индии была отсталость в области наук, образования и толпы йогов и монахов. Тагор говорил: «Если вы хотите знать Индию, читайте Вивекананду». Просвещенные индусы понимали всю важность кардинальных перемен в старой системе воспитания и обучения.

Вереницы буддистских монахов

Сказывалась и отсталость системы образования. Р. Тагор (1861–1941) писал, что для него было истинной мукой вращать жернов школьной жизни. Учителя в школе Св. Ксаверия, где он учился, походили на бездушные автоматы… Тагор так оценивал состояние образования в Индии в XIX в.: «Машина преподавания сама по себе могущественная вещь, кроме того, в мире не существует лучшего средства высушить и раздавить человеческую душу, чем внешние формы религии». Возможно, глубокое недовольство писателя тем, как его учили в прошлом, и заставило Тагора основать в Больпуре, неподалеку от Калькутты, колледж Шанти Никетан (Обитель мира). Знаменательно, что при колледже не было храма, который бы насаждал среди учеников религиозную идеологию. Пальма первенства в обществе им была отдана образованию, а не религии. Стране предстояло пройти долгий путь развития и обновления.

Говоря об Индии и Китае, публицист М. Меньшиков писал: «Колоссальные народности Индии и Китая стеснены европейцами и ставятся в условия быстрого вымирания. Семьдесят тысяч англичан в состоянии держать в рабстве двести пятьдесят миллионов индусов. Если не прямым истреблением, то хищною экономической политикой, тягостным, непрекращающимся высасыванием всех соков страны, лишением народа земли англичане довели благородную некогда, изысканно-аристократическую расу до невероятного истощения. Долины Индии усеяны человеческими костями; беспрерывный голод ежегодно уносит миллионы (а часто десятки миллионов) человеческих жизней; хроническое недоедание (хлеб увозится в Европу) ведет к постоянному вырождению… самой породы человеческой. Когда-то богатырское племя делается чахлым, бессильным, неспособным отстаивать свою жизнь. Население в четверть миллиарда душ – как огромный бассейн с прорванною плотиной – может… быстро иссякнуть, как иссякли некогда многочисленные народы средней и передней Азии. Та же участь, по-видимому, грозит и Китаю» (1900 г.).

Парад колониальных войск

Везде имеются две нации, культуры, два класса – в Англии, Индии, в России. Если цель реформ – ограбление страны (будь то Индия или Россия), а у власти стоят паразиты, то всюду воцарится «именно дурная Англия, и она должна была вступить в соприкосновение с дурной Индией и поощрять ее в этом процессе». «Таймс оф Индиа» открыто призывала английские власти объединить силы с индийским имущим классом. На ее страницах печатались призывы следующего содержания: «Сардары, получающие правительственные пенсии, знатные люди, занимающие места в Законодательном совете, банкиры, которые ссужают деньги ростовщикам, являющимися предметом особой неприязни со стороны Васудевов Балвантов разбойничьего движения, – все эти люди (компрадоры) не могут быть заинтересованы в распространении беспорядков». Примерно такие же призывы мы постоянно слышали из уст «демократов», раболепных слуг российской компрадорской буржуазии, господ, кто открыто и не стесняясь призывал олигархов «объединиться» с американо-еврейской финансово-ростовщической, паразитарной буржуазией для эксплуатации России. Они почти достигли индийских «высот», уничтожив или растащив нашу перспективную промышленность. Точнее говоря, пытались это сделать и будут продолжать отхватывать самые лакомые куски, пока железной рукой закона подлинно народное, патриотическое правительство не вернет ее в руки государства (процесс сей только начинается, как мы смеем полагать).

Вокзал в Бомбее, построенный англичанами

Мы помним, что Р. Киплинг писал о «бремени белого человека». Было ли оно? Что ж, нельзя не признать, что и англичане прилагали некоторые усилия для модернизации Индии, ведь они рассматривали это королевство как самый драгоценный бриллиант в короне Британской империи. Были приняты более прогрессивные законы, имевшие отношение к вопросам наследования, аренды земли и т. д. В обращении к индийским князьям королева Виктория обещала уважать их традиционные права. Одним из самых важных шагов для будущего страны стало решение генерал-губернатора Индии Маколлея о проведении реформы образования (1835). Англичане начали осуществлять подготовку квалифицированных кадров из индийцев, пытаясь таким образом создать близкую по воспитанию прослойку, «индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума». В ряде случаев это им все же удавалось. Началось интенсивное строительство городов, железных дорог, портов, вокзалов. В 1857 г. в Индии открылись первые три университета – Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальнейшем число таких университетов и колледжей постоянно росло. Одновременно отпрысков из индийской знати направляли на учебу в самые привилегированные учебные заведения Великобритании. По английской модели стала работать и система управления. Однако надо всегда помнить: колониальные державы при первой же удобной возможности (а неоколониализм сохраняется, поменяв только формы господства) не упустят шанса навязать отсталому народу не только свои товары, но и диктат. С такой угрозой может столкнуться и относительно развитая страна (вроде России). Сразу после освобождения от колониализма Индия пережила трагедию. В 1948 г. был убит в Дели Махатма Ганди, «полуголый факир» (так называл его Черчилль). Он немало способствовал обретению Индией свободы, был глубоко религиозным человеком, но его истинной религией была высшая духовность, отданная на службу народу. Ганди и умер с именем Рамы на устах, сжимая талисман, на котором были такие слова: «Вспомни лицо самого бедного и беспомощного человека, которого ты видел, и спроси себя, пойдет ли тот поступок, который ты собираешься совершить, ему на пользу, приобретет ли он что-нибудь от этого? Вернет ли это ему власть над его жизнью и судьбой?.. Тогда ты обнаружишь, что твои сомнения растаяли». Он требовал от индуизма активных и умных действий… Получившая независимость страна оказалась жертвой религиозных разногласий. Этот зверь, несмотря на все жертвы, которые ему приносят, страшен и ненасытен. Нигде чудовищная роль религии не проявилась с такой пугающей отчетливостью, как в Индии – между индуистами и мусульманами. Буквально в считанные часы от всеобщего ликования в независимой стране не осталось следа. На бедные Индию и Пакистан, словно шквал и цунами, обрушились страшные кровавые события. Ни правительство Индии, ни лидеры Конгресса и Мусульманской лиги, к величайшему сожалению, не обратили внимания на назревавшую, приближающуюся трагедию. Демон религиозной ненависти (после многих лет, казалось, «успешной пропаганды» учения о ненасилии) захватил в плен Лахор, Амритсар, Западный и Восточный Пенджаб. Волнения вскоре докатились и до Дели. В эти дни миграция населения из Пакистана в Индию и из Индии в Пакистан достигла просто невероятных, чудовищных размеров, сопровождаясь грабежами и убийствами. Число убитых и похищенных в охваченных распрями районах составило 5—10 миллионов человек.








Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 967;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.