Образное мышление
Предложить думать – это мало. Можно предложить какую-нибудь теоретическую задачу, и ученики будут сидеть и думать. И что у них там в голове происходит? Учитель-то это представлять должен!
Вот Вы знаете, что левое полушарие у большинства – не у всех и в разной степени – это абстрактное рассудочное мышление. Это манипулирование понятиями, знаками, символами, графиками. А правое полушарие – это образы. Это переработка гигантского объема информации за малое время. Знаете также, что такое подсознание. Хорошо. Так, и что мы должны делать?
– Развивать образное, интуитивное мышление. Но как туда найти «дорогу»?
Правильно, как найти дорогу в сознание – это мы еще представляем. А как в сверхсознание? В область, неконтролируемую сознанием? Для этого надо знать, когда сверхсознание начинает работать. Оно вступает в действие прежде всего при высокой мотивации. Лучше внутренней. А нет внутренней, значит внешняя должна быть.
– Ребятки, решим задачку. Очень интересная задачка!
Но при этих Ваших словах задача действительно должна быть интересная.
– Например?
Пожалуйста. На тонкой проволоке висит кювета с водой. Доверху наполненная. Берете в руки ножницы и говорите ученикам: «Как перерезать эту проволоку, чтобы сосуд не упал и вода не разлилась? Касаться проволоки и сосуда ничем, кроме ножниц, нельзя». Вы бы посмотрели на класс в этот момент! У меня один ученик был, тот раз пять выходил: «Можно попробовать?» Начинает – бах! – все полетело, разлилось. Пошел за тряпкой, вытирать.
А еще задача была, так ее один ученик забыть не мог. Время от времени подходил и спрашивал: «А вот так можно сделать?» Ошибется, уйдет. Через некоторое время – опять. Не бросают задачки-то! А ведь эти задачи Вы логическим, абстрактным путем не решите. Они развивают именно правое полушарие!
А вот еще задача. С ней интересная история связана. Был в Новосибирске какой-то форум с участием бизнесменов и учителей. Что уж они там вместе делали – не знаю. И вот один из новых русских вышел на трибуну, поставил открытую бутылку шампанского, положил на горлышко 100 долларов, поставил на купюру рюмку с тонкой ножкой, наполненную этим же шампанским, и сказал: Достаньте 100 долларов, не разлив вино – и все ваше. Касаться рюмки и бутылки ничем нельзя». Все сидят, недоумевают – неужели возможно? – а он с победным видом по сцене прохаживается.
Моя знакомая, вообще смелый человек, поднимается и шустренько к столу. Он посмотрел на нее со снисходительным любопытством, думает: сейчас фокусы начнутся, хохот будет и прочее. Она раз-раз и вытащила купюру. Пока она вытаскивала, у него лицо вытягивалось. Деньги жалко, большие деньги-то. Не повезло парню, я ей за полгода до поездки эту задачку показал.
То же самое в несколько упрощенном предновогоднем варианте. Расстилаете перед гостями коврик на полу, ставите открытую бутылку хорошего вина и предлагаете гостям освободить коврик, ничем к бутылке не прикасаясь и, естественно, не разлив. Снимете бутылку – встречаем Новый Год, не снимите – газировку пить будем. Запомните эту задачку, она очень здорово гостей развлекает, проверено. Учеников тоже. Правда, с ними я без «бутылки» обходился. Просто купил лист ватмана и ставил на него полный стакан воды.
И таких задач я могу привести Вам немало. И даже более интересные. Ну скажите пожалуйста, у Вас-то возникло к ним любопытство? Возникло. У них тоже возникает. Кстати, ребята, которых мы считаем не совсем развитыми, часто называя их слабыми троечниками, в другой раз быстрее отличников решают такие задачи.
Итак, надо знать, какие задачи надо поставить, чтобы развивался тот или иной тип мышления. Чтобы у детей интерес проснулся, чтобы они думать начали. Да не просто думать, а интенсивно.
– Но эти задачи к физике никакого отношения не имеют.
Ну как сказать. Вот со стаканом воды на ватмане – там физики очень много. Там и трение, и инерция… Дергать-то нельзя. Дернете – все разольется, что не очень приятно в предновогодние часы. А с другой стороны, и не обязательно, чтобы они отношение к физике имели.
– …?!
Вот только круглых глаз делать не надо. Вы мне случай напомнили из моей практики. Читал я как-то лекцию преподавателям одного из томских вузов. На ту же тему, которую мы с Вами обсуждаем. И когда рассказал про эти задачи, одну даму это очень возмутило: «Чему Вы их учите?! Ведь это задачи не по физике, а на сообразительность!» А я и не спорю. Просто я думал, что при изучении физики (и не только физики) сообразительность как раз и требуется. Но если ошибся, прошу прощения, мне остается только руками развести.
Эти задачи ориентированы на развитие правого полушария. Образного интуитивного творческого мышления. Мы говорили: правое полушарие выдвигает гипотезы, перерабатывая информацию, а левое проверяет, выполнимы ли они, согласуются или нет с поставленным условием. Одним словом, идет творческий процесс, человек думает. А нам этого и надо!
– А экспериментальные задачи этого же типа есть?
Есть. Например, берете кусок тонкой медной проволоки произвольной длины (куда проще, больше ничего и не надо). И перед детьми ставите задачу: пользуясь подручными средствами, то есть без электроизмерительных приборов, источников тока и прочее, определите сопротивление этой проволоки. Это очень хорошая задача. Помните формулу?
.
Она для них живой становится, они ее на всю жизнь запоминают. Длину-то измеряют без проблем, удельное сопротивление берут из справочника, а вот с сечением… Муки начинаются. И так пробуют, и эдак. Проволочка-то тонкая, диаметром меньше миллиметра, просто линейкой не измеришь. Хотя пытаются. Вот, пожалуйста, и образное мышление. То есть Вы заставите работать воображение. Начнет ученик думать: «Ага, так я измерить не могу. А как?» Потом они начинают складывать проволочки одну к другой, они разлетаются. В конце концов додумываются: наматывают на ручку, измеряют – а дальше все просто.
Итак, для развития творческого, образного мышления нужны задачи на развитие воссоздающего и творческого воображения и экспериментальные задачи. Но есть еще другой прием проникновения в сверхсознание: с помощью проблемной задачи. Иными словами, задачи, в которой есть элементы неопределенности. Что это означает? Неизвестно, как надо решать, какими формулами пользоваться. А возможно, что и формул готовых нет. То есть нужно найти путь, средства достижения цели. Если Вы даете такую задачу, обязательно начинает активизироваться сверхсознание. Обязательно активизируется правое полушарие. Оно приходит на помощь абстрактному рассудочному мышлению. Без него эту задачу не решить.
Вот такие задачи являются творческими, они, помимо левого полушария, подключают еще и правое. Значит, развивают интуитивное творческое мышление.
Наконец, есть задачи репродуктивные. Это как раз те, которые мы обычно даем. Это задачи, в которых известны средства достижения цели. То есть известно уравнение, известно, как его решать. Часто известно, вообще, как задачу решать. Например, перед этим похожую решали или сама задача типовая. Здесь не следует забывать, что девчонки склонны к решению репродуктивных задач, и они в меньшей степени способны к решению творческих. А тем более экспериментальных.
Значит, у нас в классе есть те, кто склонен к репродуктивным действиям, те, кто относится к мыслительному типу и склонны к решению теоретических задач, в том числе творческих, то есть с элементами неопределенности. И есть те, кто эти задачи решить не может, у которых, повторяю, знания идут через моторные центры, через руки, через образы. Им нужны экспериментальные задачи.
– А! Понял! Я прихожу на урок с набором разнотипных задач. И раздаю: одному – творческую, теоретическую, другому – экспериментальную…
Опять неверно! Не раздавать, не навязывать, а предложить на выбор. В этом суть! Дайте им три, четыре, пять разных – творческих, репродуктивных, экспериментальных, теоретических – задач, чтобы они сами выбирали. Во-первых, сама эта процедура очень интересная. Они не знают, какие у них мозги, так же как и мы с Вами. Но они выберут то, в чем более-менее уверены. Они знают, интуитивно чувствуют, что именно эту задачу ему легче решать будет. У Вас двоек не будет, а у них – успех. И обид не будет, что дураку легкую дали, а умному посложнее: сами же выбирали. Ученики мыслительного типа часто с экспериментальными задачами плохо справляются, а экспериментаторы, образно мыслящие, наоборот. Каждый из них выберет ту область, в которой он сможет самоутвердиться, добиться результатов. Вы организуете ситуацию успеха. А успех поощряет, вдохновляет, формирует интерес к такой работе. Если человек идет на работу и знает, что добьется успеха, он с удовольствием пойдет на эту работу. И с удовольствием будет ее выполнять.
Задачи
Основные принципы изложены. Много их? Нет. Образный фундамент. На нем абстракции. Это закон природы. Механическую память замените эмоционально-смысловой. Для этого организуйте самостоятельную работу учеников. И учитель, как дирижер хорошего оркестра, должен управлять этой деятельностью.
Это, по сути дела, новый вид педагогической работы. Нужно приобретение опыта в этом направлении, нужно накопление специального материала. У нас учебники, задачники есть всякие-разные, да только толку от них маловато. Потому что эти учебники, в самом подходе к изложению материала повторяющие друг друга, проблемы не решают. У нас есть дидактический материал. Но нет никакой литературы, обеспечивающей вышеизложенную технологию педагогической деятельности. Надо создавать и накапливать этот материал.
Поэтому несколько лет назад я предложил учителям писать новый задачник. Во-первых, у них самих опыт появился бы в классификации задач, и они бы поняли, что и как надо делать. А во-вторых, чтоб это было хотя бы – пусть первый блин комом – какое-то начало работы в этом направлении.
И эта работа была сделана! И первый блин получился хотя и немного сыроватым, но вполне съедобным. Книга, написанная коллективом учителей, получила название «Сборник задач по физике для 9-11 классов» и вышла в издательстве «Пеленг» г. Томска в 1999 году. Сборник является пособием для учителей, знакомых с изложенной системой работы, и включает разнообразные задачи, тщательно отобранные и расположенные по главам: творческие экспериментальные задачи, творческие теоретические (задачи с неопределенностью), репродуктивные теоретические, задачи на развитие воссоздающего и творческого воображения.
– А почему нет экспериментальных репродуктивных?
А это обыкновенные лабораторные работы, приведенные в любом учебнике и выполняемые школьниками в обязательном порядке. Так как они хорошо известны, снабжены подробными комментариями и описаниями хода работы, мы не стали включать их в сборник. Хотя, наверное, напрасно. Для полноты картины надо было.
– Сборник рассчитан только на учителей?
Нет, и на школьников, учащихся техникумов, слушателей подготовительных курсов и может служить пособием для самостоятельной работы и подготовки не только к выпускным и вступительным экзаменам по физике, но и к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.
Все задачи, объединенные в сборник, за исключением некоторых экспериментальных, снабжены подробными решениями, что в случае затруднения позволяет глубже понять явления и процессы, происходящие в природе, и развить творческие способности собственного интеллекта.
– Вас послушать, так не сборник задач получается, а какое-то уникальное произведение педагогической мысли.
Вообще, это первая книга с подобным, основанным на нейрофизиологических принципах, подходом к материалу. Поэтому она в самом деле уникальна. Можно было бы перечислить еще десяток-другой ее достоинств, но как-то автору не к лицу расхваливать свое детище. А так хочется!
Но если говорить серьезно, книга, естественно, не лишена недостатков, хотя и получилась лучше, чем ожидалось. Помимо, к счастью, немногочисленных опечаток, некоторые задачи следовало бы переформулировать, другие – заменить. Но главное даже не в этом.
Практика использования этого сборника на уроках сразу показала: задач мало. Особенно теоретических. Это неудивительно: мы наиболее тщательно работали над главой с экспериментальными задачами, ибо при их подборе было необходимо учесть сразу несколько требований. Во-первых, задачи должны быть интересными, во-вторых, посильными для учеников, в-третьих, охватывать все основные разделы курса и, наконец, простыми в исполнении, то есть не требующими сложного оборудования. Нам кажется, что это удалось. По крайней мере, весь авторский коллектив на своих уроках эти задачи постоянно использует.
Недостаточное внимание было уделено и задачам на воспроизводящее и творческое воображение, о которых мы уже говорили.
– А здесь-то какие проблемы? Сборников занимательных задач море…
Да не такое уж и море, как кажется. К тому же, сборник-то физический. Значит, математические головоломки не проходят, фокусы с картами – тоже. И что остается?
Но проблема, конечно, вполне решаема. Поэтому в новом издании (а точнее, это будет совсем новый задачник) все огрехи, надеемся, будут исправлены и количество задач возрастет в несколько раз.
– Все бы ничего, но вот этот выбор задач меня несколько смущает. Как-то это…
Непривычно? Да. И сложнее. Привычно --- это когда дал одну задачу всему классу, и пусть решают. А здесь, во-первых, задачки подобрать надо грамотно, а во-вторых, ученикам-то помогать требуется. Тут за учительским столом не посидишь, тетрадки не попроверяешь. Тут ходить нужно и самому с одной задачи на другую переключаться приходится.
А что касается выбора… Помните, я Вам говорил про недопустимость однотипной деятельности? Она должна быть динамичной и разнообразной. Поэтому я обязан на уроке предоставить право выбора той или другой работы. А не диктовать, не давить, не ставить детей в жесткие рамки и условия, где один справляется, а другой не в состоянии. Вот это будет гуманное обучение.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 650;