Последействие нестандартной идеи
Интенсивность мыслительной деятельности, связанной с разработкой новой идеи, уменьшается не столь стремительно, как она возрастает в мгновение озарения. Она сохраняется минуты и даже десятки минут. Учащийся, справившийся с трудной задачей, может на волне вдохновения легко решить несколько последующих задач. Исследователь после неожиданно пришедшей счастливой идеи долго сохраняет повышенную способность к продуктивному мышлению. Если идея оказалась правильной, то в ближайшие минуты после ее осознания он успевает проанализировать несколько возможных ее следствий. (Речь не идет здесь о дальнейшей логико-аналитической или вычислительной работе по реализации возможностей, заложенных в новой идее; эта работа может занимать многие дни, месяцы, годы).
– А если первоначальная идея оказалась неточной, как это выяснилось вслед за ее осознанием?
За ней могут последовать (и одна за другой быть отвергнутыми) несколько других.
– Представляющих вариант первоначальной?
Иногда – да, иногда же принципиально отличных от нее. Этот цуг обрывается, как только появляется идея, которая представляется приемлемым решением проблемы. Возникают переживания «торжества победы».
– Но ведь нередко бывает так, что серия идей, последовавших за исходной, сверкнувшей было в сознании как неожиданная догадка, но оказавшаяся в процессе ее осознания и формулировки ошибочной или тривиальной, так и не приводит к удаче.
В этом случае усилия, направленные на поиск идеи, решающей проблему, постепенно затухают, переходя в обычную (как по темпу, так и по характеру переживаний) репродуктивную мыслительную деятельность. Время от появления первой «затравочной» идеи до затухания составляет несколько минут.
– Как я понимаю, приведенное описание субъективных переживаний, связанных с продуктивным решением, несколько упрощено?
Не несколько, а существенно. В действительности, в зависимости от характера задачи, конкретных обстоятельств, при которых она решается, и предшествующего опыта человека чередование фаз продуктивного мышления может значительно меняться. Например, осознание проблемной ситуации может происходить в несколько этапов. При этом уяснение каких-то обстоятельств может быть внезапным, иметь характер озарения.
Заметим, что «озарение», связанное с шагом в осознании проблемной ситуации, может иметь как эмоционально отрицательную, так и эмоционально положительную окраску. Первое имеет место в случае осознания какого-то момента, из которого следует, что ситуация сложнее и серьезнее, чем казалось на первый взгляд, второе – в случае, если оказалось, что проблемная ситуация более знакома или менее значима, чем представлялось вначале. В отличие от классического положительно эмоционального «Ага-переживания», для эмоционально отрицательного «озарения» более характерно междометие «Ой!» (обычно сопровождающее обнаружение легко исправимой ошибки в предшествующих рассуждениях) или восклицание, напоминающее междометие «Ах!», однако произносимое на вдохе и потому почти беззвучное. Последнее сопровождает внезапное осознание серьезного, возможно неисправимого, упущения при высокой значимости проблемной ситуации.
Три эти восклицания «Ага!», «Ой!» и «Ах!-на вдохе» соответствуют, по-видимому, различным степеням напряжения скелетной мускулатуры в процессе мыслительной деятельности. Для первого напряжения скелетной, в том числе дыхательной, мускулатуры наименьшее, поэтому возможен довольно глубокий выдох, связанный с его произнесением, второе произносится с гораздо меньшим выдохом, третье есть результат быстрого вдоха, который свидетельствует о внезапном нарастании напряжения межреберных мышц.
– Это что, так важно?
Важен здесь сам факт участия скелетной мускулатуры в критические моменты мыслительной деятельности. Он свидетельствует об участии в продуктивном мышлении симпатической вегетативной нервной системы [31, 59, 60-62].
Далее. На начальном этапе продуктивного мышления возможно взаимное проникновение и чередование фрагментов его стадий: осознание проблемной ситуации и ее преодоления. Удачная формулировка проблемы может уже содержать ее решение. Напротив, после частичного решения проблемы могут выявиться не замеченные вначале трудности и осложнения.
– Получается, знаки эмоций, сопутствующие продуктивному мышлению, могут чередоваться в процессе решения проблемы сложным образом.
Да, однако общее направление изменения эмоциональной окраски продуктивной мыслительной деятельности – от отрицательных, связанных с осознанием проблемной ситуации, к положительным эмоциям «торжества победы» – сохраняется всегда в случае завершенного процесса продуктивного мышления.
Из рассмотрения субъективных переживаний человека, сопутствующих продуктивному мышлению, следует, что его фазы взаимосвязаны, непрерывно переходят одна в другую и могут быть выделены в значительной мере условно. Продуктивное мышление представляет собой целостный процесс, одной из характерных особенностей которого является присутствие эмоциональной компоненты на всех его этапах.
В заключение приведем схему, иллюстрирующую все вышесказанное (рис. 3.9).
– Если степень эмоционального напряжения оказывает влияние на эффективность мыслительной деятельности человека, а значит, и на эффективность обучения, то правильная эмоциональная картина занятия является очень важным, если не главным, фактором его успешности.
Да, и поэтому эти вопросы в последнее время привлекают все большее профессиональное внимание ученых, которые исследуют их с использованием методов экспериментальной психологии, (например, [36, 63-65]).
Обсудим теперь, какой должна быть эмоциональная насыщенность учебного процесса.
Рис. 3.9 Схематическое представление временной структуры творческого акта [36, 57, 79]. В течение всей творческой фазы мышления познавательная деятельность поддерживается на очень высоком уровне механизмами эмоций [36,79]. Творческий акт состоит из двух стадий, разделенных моментом озарения. На первой стадии высокая интенсивность мышления поддерживается отрицательными эмоциями. Отрицательно-эмоциогенные нейрональные структуры [36, 77] выделяют нейромедиатор норадреналин (на рис. Н), обеспечивающий мобилизацию имеющихся структурно-энергетических ресурсов. В ЦНС доминирует катаболизм. На второй стадии (наступает при озарении) активация процессов мышления осуществляется нейромедиатором положительных эмоций серотонином [36] (на рис. С). Это – мощный анаболик, стимулирующий процессы накопления структурной энергии, восстановления, развития. Положительно-эмоциональная стадия творческого акта – элементарный шаг развития центральной нервной системы (стадия расширенного анаболизма по Аршавскому [12]). На рисунке указаны характерные виды деятельности элементов структуры творческого акта. Штриховые участки кривых соответствуют интервалам неосознаваемых (сверхсознательных) процессов мышления.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 590;